Воспитательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Современная школа не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают системы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамках большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.
Воспитание, как известно, относится к социально-обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие «воспитательная система», ее структура……………………….4
3. Этапы развития воспитательной системы………………………………..6
4. Оценка эффективности воспитательной системы………………………..8
5. Описать и проанализировать опыт любой известной Вам зарубежной или отечественной воспитательной системы…………………………...10
6. Заключение………………………………………………………………..15
7. Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

К. р. Воспитательные системы.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Тема: Воспитательные системы

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Понятие «воспитательная система», ее структура……………………….4
  3. Этапы развития воспитательной системы………………………………..6
  4. Оценка эффективности воспитательной системы………………………..8
  5. Описать и проанализировать опыт любой известной Вам зарубежной или отечественной воспитательной системы…………………………...10
  6. Заключение………………………………………………………………..15
  7. Список использованной литературы ……………………………………16

 

Введение.

Современная школа  не может существовать без воспитательной системы. Многие школы перенимают системы выдающихся педагогов, другие – разрабатывают свои собственные. В рамках большой школьной воспитательной системы, или концепции, могут выделяться и более мелкие, такие как воспитательные системы отдельных классов.

Воспитание, как  известно, относится к социально-обусловленным  процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации  процесса воспитания существенное влияние  оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей.

В образовательном  учреждении, в классе, в частности, воспитательная работа уже не может  рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Сегодня воспитание должно быть понято не как однонаправленная задача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Воспитание  в таком смысле направлено на выработку  у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

Воспитательный  процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка.

 

 

Понятие «воспитательная  система», ее структура.

Существуют  различные определения понятия "воспитательная система". Рассмотрим некоторые из них.

Воспитательная  система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся.

Ученые Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и другие рассматривают воспитательную систему как особую педагогическую категорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической. Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Понятие "система" - одно из фундаментальных во всех науках и видах деятельности. Система  понимается как упорядоченное множество  компонентов (элементов), находящихся  во взаимной связи, зависимости и  взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы - это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания [3,4].

Главный признак  системы - ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личности ребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка и т.д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношению к ребенку.

Воспитательная  система школы - социально - педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанных  с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных  с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.

Воспитательная  система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и  их родителей.

Зачем нужна  воспитательная система? Она создает  условия для эффективной реализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе более благоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога [3, 4].

Воспитательная система – понятие сложное, включающее в себя множество компонентов. Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Это объясняется сложностью и полиструктурностью системного образования, а также существующим различием мнений исследователей о том, какие компоненты (элементы) системы следует считать основными, наиболее важными. Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из элементов  (по Л.И. Новиковой):

а)цели, выраженные в исходной концепции;

б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых  ориентиров;

в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;

г) рождающиеся  в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую  общность;

д) среду системы, освоенную субъектом;

е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов  в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательную  систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться  только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности, а также критерии эффективности.

 

Этапы развития воспитательной системы.

Успешность  развития воспитательной системы класса зависит от умения классного руководителя правильно определить этапы этого  процесса и в соответствии с ним  избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы:

  • 1-й этап – становление системы. Важная составляющая этого этапа – прогностическая стадия. Здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между элементами. Цель этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников; компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношений между участниками образовательного процесса. Взаимодействие с окружающей средой чаще носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.
  • 2-й этап – отработка системы. Развитие школьного коллектива, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.
  • 3-й этап – окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, лбъединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства отношений.
  • 4-й этап – перестройка воспитательной системы, которая осуществляется или революционным или эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны [5].

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут  произойти:

  • смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и проводящая к новому этапу субъектного развития;
  • возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;
  • исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры деятельности структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме – субъектов воспитания личности. Создание в школе коллектива – это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

 

Оценка эффективности воспитательной системы.

Основной целью  воспитательной системы является оптимизация  ее функционирования и развития:

во-первых, моделирование строящейся системы;

во-вторых, организация  коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов  на общечеловеческие ценности, корректировка  возникающих в этом процессе отношений;

в-четвертых, рациональное использование воспитательного  потенциала окружающей социальной и  природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка.

Для определения  уровня сформированности воспитательной системы школ Л.К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне сформированности и эффективности.

Критерии факта могут  быть представлены такими показателями, как:

- упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

- наличие сложившегося единого школьного коллектива;

- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

- степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

- общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений  повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов  педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к следующим:

I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).

II. Уровень воспитанности  (критерий факта).

III. Воспитательный коллектив,  творческое содружество поколений  (критерий коллектива).

IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий  содержания).

V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

VI. Критерий "открытости  школы".

VII. Критерий  системности работы.

Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к  той или иной воспитательной системе  школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

Сформированность  мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки  и их практического применения. Обученность  школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.

Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного  процесса с показателями воспитанности  детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.

 

Описать и проанализировать опыт любой известной зарубежной или отечественной воспитательной системы.

В современном  мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рассматривая их, необходимо иметь в виду, что любая система, во-первых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сферу образования, во-вторых, она не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности, а ее опыт должен подлежать описанию и трансляции в социокультурный контекст исторического развития страны, в-третьих, важно, чтобы она соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе.

Рассмотрим  воспитательную систему вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Информация о работе Воспитательные системы