Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатсво окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества.
Введение 2
1. Сущность и содержание эстетического воспитания 3
2. Психологические основы эстетического воспитания. 11
Заключение 15
Список используемой литературы 18
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизуют умственные способности ребенка, его вооброжение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, учатся решать этим игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания: ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, ребенок вступает в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия по ее достижению, общие переживания, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений, игра часто служит побудителем к работе (изготовление атрибутов и декораций). Кроме всех перечисленных достоинств театрализованных игр, необходимо отметить, что театр – это синтез всех искусств (танцы, песни, художетсвенное слово и т.д.).
Различные теории эстетического воспитания, которые разрабатываются в современной теории и применяются в образовательной практике, как в нашей стране, так и за рубежом, разрабатывают такие понятия как эстетический опыт и эстетическое сознание, художественное и эстетическое воспитание, эстетические ценности и идеалы. Однако, как правило, в них не учитывается тот факт, что эстетический опыт выходит за рамки образовательного процесса, а эстетические представления формируются не только в формальном воспитательном процессе, носящем институализованный характер, но и в среде повседневного существования человека. Недостаточное внимание, а подчас и игнорирование этого факта ведет к разрыву между, с одной стороны, теорией и практикой эстетического воспитания, которая проходит через “легитимные” каналы — образовательные институты, культурные учреждения и т.д., и, с другой стороны, энвироментальным фактором. Человек XXI столетия живет в медиатизированном пространстве и черпает значительную часть своих эстетических представлений именно из медиасреды.
В том случае, когда процесс эстетического воспитания носит институциональный характер, происходит утверждение ценностей “легитимной”, “доминантной. Отбор образцов производится на основе авторитетной санкции, определяющей область официально одобренного, предназначенного для обязательного усвоения, создающей модели и образцы. Предлагаемый материал обладает зафиксированным смыслом, который должен быть освоен, чьи значения должны быть закреплены. Даже в инновационных программах, рассчитанных на свободное творчество учащихся, целью является привести их к тем же самым эталонам, но не прямым путем, а в форме самостоятельного усвоения.
Другой особенностью институциональной системы эстетического воспитания является ее универсалистский характер, основанный на вере в вечные культурные и эстетические ценности, которые должны составлять некий минимальный эстетический потенциал человека вне зависимости от его социального происхождения, положения, образа жизни. Эта идеализированная модель унифицированного объекта эстетического воспитания приводит к тому, что ее верхняя и нижняя граница находятся за пределами ее воздействия: с одной стороны, — социальные круги, которые имеют прямой доступ к культурным ценностям и используют свои возможности в семейном воспитании, для которых эстетическое воспитание в учебном заведении носит чисто пропедевтический характер, с другой — социальные круги, где образование не является ценностью, и усвоенное в учебном заведении совершенно не подтверждается жизненным опытом, в котором преобладает совершенно иная эстетика.
Эстетические представления, формирующиеся под влиянием окружающей среды, носят характер живого непосредственного смыслообразования, которое происходит при столкновении с многочисленными эстетическими моделями медиа, реплицируемыми всеми их видами. Среда популярной культуры, в которой живем все мы, предлагает свои модели-образцы, которые основаны на характерных для нее эстетических принципах. В отличие от произведений высокой культуры, вводимых в институты эстетического воспитания с фиксированными смыслами, смыслы текстов массовой культуры являются гетерогенными, “текучими” и активно производимыми различными группами реципиентов в зависимости от их положения в социальной иерархии, пола, возраста и т.д.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
Психология
игры не только близка, но и можно сказать,
идентична психологии эстетической жизни.
Слабый еще интеллект не выносит трезвого
и критического отношения к действительности.
«Радостно и свободно глядит ребенок на
мир, не думая извлекать из него пользы,
не превращая его в
«проблему», загадку, - а прежде всего и
больше всего любуясь им, радуясь тому
прекрасному, что в нем находит».
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.
К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.
Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие
эстетических чувств связано со становлением
собственной художественно-
Эстетические
чувства детей взаимосвязаны
с нравственными. Ребенок одобряет
прекрасное и доброе, осуждает безобразное
и злое в жизни, искусстве, литературе.
Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить
ребенка правде, добру без формирования
у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
«истинное» и «ложное», нельзя научить
его стремиться к защите правды, добра,
не сформировав у него эмоциональный протест
против зла и лжи, умение ценить прекрасное
и доброе в людях».
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети
способны к элементарной эстетической
оценке художественного образа, к
осознанию некоторых
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно
развиваются художественно-
Постепенно,
благодаря обучению, у детей формируется
эмоциональная отзывчивость на различные
выразительные средства в их сочетании,
на простейшие художественные образы.
Дети начинают не только видеть, но и осознавать
первоначальные эстетические качества
в произведениях искусства.
Они в состоянии заметить более тонкие
различия, делать более тонкие сопоставления,
найти выразительные слова. Дети запоминают
поэтические образы из художественных
произведений и используют их в своей
речи.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются.
Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно- выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций.
В
целом эмоциональное восприятие
зависит от общего интеллектуального
и художественно-речевого развития ребенка.
Оно углубляется и совершенствуется в
речевой деятельности (рассказ, чтение
наизусть, словесные игры), которая осуществляется
под непосредственным руководством воспитателя.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи
эстетического воспитания зародились
в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического
воспитания, его задачах, цели изменялись
начиная со времен Платона и Аристотеля
вплоть до наших дней.
В
наше время проблема эстетического
воспитания, развития личности, формирования
ее эстетической культуры одна из важнейших
задач, стоящих перед педагогами.
Указанная проблема разработана достаточно
полно в трудах отечественных и зарубежных
педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола,
Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,
А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский,
М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.