Воспитание в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатсво окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание эстетического воспитания 3
2. Психологические основы эстетического воспитания. 11
Заключение 15
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

воспит в совр Р..doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Дальневосточное агентство по образованию Российской Федерации

Дальневосточный государственный  технический университет

(ДВПИ  имени В.В. Куйбышева)

Инженерно-экономический  институт 
 

Кафедра

 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине Воспитание в современной России

Тема:

 

Специальность

Студент (Ф.И.О., подпись)

Руководитель (Ф.И.О., подпись)  
 

Владивосток

2010

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Дошкольный  возраст – важнейший этап в  развитии личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатсво окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д.

     Именно  поэтому эстетическое воспитание в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря искусству, красоте окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружающего, а значит происходит и интеллектуальное развитие.

     Задача детского сада – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. 
 
 
 
 

1. Сущность и содержание эстетического воспитания

 

     Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу дошкольного обучения изобразительного искусства и музыки, хореографии. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

     Так отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание, во-первых, как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, во-вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.

     В частности Т.Н. Комарова отмечает, что  усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию творческих способностей у детей – основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.

     Тесную  взаимосвязь эстетического воспитания и творческого развития подчеркивают все отечественные педагоги, исследователи, занимающиеся как эстетическим развитием дошкольников, так и детским творчеством. Они отмечают, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развития творчества. Творчество детей активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, навыки, умения; формируется способность к самообучению, саморазвитию.

     И наоборот, активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным, насыщенным, ярким и приобретет истинно эстетический характер.

     Не  менее важной стороной содержания эстетического  воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

     Прежде  всего необходимо формировать у  учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

     Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить дошкольников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

     Существенным  компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

     Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Необходимо учить чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

     Важным  содержательным компонентом эстетического  воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

     Для осуществления адекватного, целенаправленного эстетического развития детей дошкольного возраста важно определить его приоритетные направления, например такие:

     1. Воспитание у дошкольников эстетического  отношения к окружающему.

    2. Развитие  творческих способностей детей.

     Чтобы раскрыть понятие «эстетическое отношение», обратимся к книге А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской «Ступеньки к творчеству». Ее авторы рассматривают эстетическое отношение как комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе. Другими словами, это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.

     Для определения понятия «детское творчество»воспользуемся концепцией Т.С. Комаровой, которая раскрывается в ее книге «Дети в мире творчества». Автор рассматривает творчество дошкольника как создание им субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному новых деталей, применение усвоенных раннее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы, придумывание различных вариантов. Творчество, по ее мнению, - это и сам процесс создания образов сказки, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной, игровой или музыкальной задачи.

     Единство  эстетического воспитания и творчества является одним из принципов вальдорфской педагогики. Педагоги данного направления отмечают, что занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ним окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, глина, стихотворение и пр.). эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не вжился в материал, то есть не увидел его изнутри. В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижение проблемы. Таким путем закладывается основа роста и развития интереса к жизни.

     Специалисты выделяют следующие средства эстетического  воспитания:

     а) искусство во всех видах.

     Искусство очень широко и глубоко захватывает  самые различные стороны человека. Прежде всего – изображение и  чувство, что представляется само собой разумеющимся. А также мысль и волю. Именно широкое включение искусства, всех его видов, в процесс детского творчества благотворно воздействует на детей, дает возможность познавать действительность с разных сторон и вызывает положительный эмоциональный отклик у ребенка.

     б) окружающая жизнь, включая природу.

     Природа заключает в себе огромный потенциал  всестороннего развития личности. Известный  русский педагог В.А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе. Он показал, что ребенок от соприкосновения с природой раскрывается как цветок. «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, - писал - он, - чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесно красоте природы». Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.

     в) художественно-творческая деятельность.

     Для того чтобы деятельность ребенка  носила действительно творческий характер, необходимо выполнение некоторых условий. Прежде всего, это связь обучения с жизнью. Дошкольника может заинтересовать то, что связано с его непосредственным опытом, непосредственным окружением. Для него важно, чтобы новые знания и умения можно было применить в дальнейшем. Более того, в связи с тем, что восприятие дошкольника является чувственным, то есть, для него важно потрогать, увидеть, «прочувствовать» познаваемые предметы и явления, обучение, познание мира должно носить наглядный характер. известный русский педагог Е.И. Тихеева в своих работах отмечала, что в понятие о наглядности должно входить активное отношение ребенка к окружающему и интерес, который основан на возможности применять свои творческие силы. Третье условие, которое необходимо для создания творческой атмосферы, - предоставление свободы ребенку, отсутствие излишней опеки. Педагог не должен ставить свое стремление к безошибочным действиям ребенка выше его собственного развития, творчества. И наконец, ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий выбор средств для воплощения своего замысла в своей творческой деятельности, а также выбор приемов достижения поставленной цели, чему, безусловно, необходимо его обучать.

     Объединение разных видов деятельности одним  тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы. При этом возможно использование различных средств выразительности, специфичные для того или иного вида деятельности, что обеспечивает глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и т.п. организация содержания по принципу тематического единства позволяет объединить детей и педагогов общим интересом, творческим поиском.

     Таким структурообразующим моментом может  стать, например, театр, театрализованные игры. В теории и практике работы с детьми театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности. Театрализованные игры тесно связанны с сюжетно-ролевыми, а ролевая игра, как известно, является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По вырожению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Информация о работе Воспитание в современной России