Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:35, контрольная работа
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатсво окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества.
Введение 2
1. Сущность и содержание эстетического воспитания 3
2. Психологические основы эстетического воспитания. 11
Заключение 15
Список используемой литературы 18
Дальневосточное агентство по образованию Российской Федерации
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)
Инженерно-экономический
институт
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине Воспитание в современной России
Тема:
Специальность
Студент (Ф.И.О., подпись)
Руководитель (Ф.И.О.,
подпись)
Владивосток
2010
Содержание
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Познание мира ребенок осуществляет эмоционально-практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатсво окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д.
Именно поэтому эстетическое воспитание в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря искусству, красоте окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружающего, а значит происходит и интеллектуальное развитие.
Задача
детского сада – обеспечить необходимую
эстетическую подготовку учащихся, ввести
их в большой мир искусства, сделать его
действенным средством познания окружающей
действительности, развития мышления
и нравственного совершенства.
Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу дошкольного обучения изобразительного искусства и музыки, хореографии. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Так отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание, во-первых, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, во-вторых, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.
В частности Т.Н. Комарова отмечает, что усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию творческих способностей у детей – основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие.
Тесную
взаимосвязь эстетического
И
наоборот, активное усвоение детьми знаний,
навыков художественного
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить дошкольников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
Существенным
компонентом эстетического
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Необходимо учить чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
Для осуществления адекватного, целенаправленного эстетического развития детей дошкольного возраста важно определить его приоритетные направления, например такие:
1.
Воспитание у дошкольников
2. Развитие творческих способностей детей.
Чтобы раскрыть понятие «эстетическое отношение», обратимся к книге А.А. Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской «Ступеньки к творчеству». Ее авторы рассматривают эстетическое отношение как комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе. Другими словами, это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.
Для определения понятия «детское творчество»воспользуемся концепцией Т.С. Комаровой, которая раскрывается в ее книге «Дети в мире творчества». Автор рассматривает творчество дошкольника как создание им субъективно нового (значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному новых деталей, применение усвоенных раннее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы, придумывание различных вариантов. Творчество, по ее мнению, - это и сам процесс создания образов сказки, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной, игровой или музыкальной задачи.
Единство эстетического воспитания и творчества является одним из принципов вальдорфской педагогики. Педагоги данного направления отмечают, что занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ним окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, глина, стихотворение и пр.). эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не вжился в материал, то есть не увидел его изнутри. В ходе художественной деятельности человек привыкает бороться, вовлекая все свои душевные способности в достижение проблемы. Таким путем закладывается основа роста и развития интереса к жизни.
Специалисты выделяют следующие средства эстетического воспитания:
а) искусство во всех видах.
Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека. Прежде всего – изображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся. А также мысль и волю. Именно широкое включение искусства, всех его видов, в процесс детского творчества благотворно воздействует на детей, дает возможность познавать действительность с разных сторон и вызывает положительный эмоциональный отклик у ребенка.
б) окружающая жизнь, включая природу.
Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Известный русский педагог В.А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе. Он показал, что ребенок от соприкосновения с природой раскрывается как цветок. «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, - писал - он, - чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесно красоте природы». Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.
в) художественно-творческая деятельность.
Для того чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимо выполнение некоторых условий. Прежде всего, это связь обучения с жизнью. Дошкольника может заинтересовать то, что связано с его непосредственным опытом, непосредственным окружением. Для него важно, чтобы новые знания и умения можно было применить в дальнейшем. Более того, в связи с тем, что восприятие дошкольника является чувственным, то есть, для него важно потрогать, увидеть, «прочувствовать» познаваемые предметы и явления, обучение, познание мира должно носить наглядный характер. известный русский педагог Е.И. Тихеева в своих работах отмечала, что в понятие о наглядности должно входить активное отношение ребенка к окружающему и интерес, который основан на возможности применять свои творческие силы. Третье условие, которое необходимо для создания творческой атмосферы, - предоставление свободы ребенку, отсутствие излишней опеки. Педагог не должен ставить свое стремление к безошибочным действиям ребенка выше его собственного развития, творчества. И наконец, ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий выбор средств для воплощения своего замысла в своей творческой деятельности, а также выбор приемов достижения поставленной цели, чему, безусловно, необходимо его обучать.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы. При этом возможно использование различных средств выразительности, специфичные для того или иного вида деятельности, что обеспечивает глубокое эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре и т.п. организация содержания по принципу тематического единства позволяет объединить детей и педагогов общим интересом, творческим поиском.
Таким структурообразующим моментом может стать, например, театр, театрализованные игры. В теории и практике работы с детьми театрализованные игры рассматриваются как действенное средство всестороннего развития личности. Театрализованные игры тесно связанны с сюжетно-ролевыми, а ролевая игра, как известно, является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По вырожению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».