Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:51, доклад
В социальной сфере резко интенсифицировались (усилили напряженность) процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
В оценке социальной воспитанности школьника социальному педагогу может помочь социальный портрет школьника.
Социальный портрет школьника:
1. Общие сведения о ребёнке:
— Фамилия, имя;
— возраст, класс;
— сведения о семье (состав, тип);
— состояние здоровья;
— участие в кружках, секциях, клубах, конкурсах;
— выполнение поручений.
2. Индивидуальные психологические особенности:
— преобладающий тип темперамента;
— самооценка;
— направленность личности.
3. Влияние
социальных факторов на
4. Карта
личностно ориентированного
5. Работа
педагога по созданию и
Несмотря на простоту представленного документа, его содержание позволяет изучить основные социально-психологические характеристики личности школьника, предусмотреть конкретные воспитательные мероприятия, направленные на повышение уровня его социальной воспитанности ученика.
Выявлению
отдельных сторон социальной воспитанности
школьника может служить
1. Семья — это...
2. Работа — это...
3. Учёба — это...
4. Деньги — это...
5. Достоинства человека — это...
6. Родители — это...
7. Близкие друзья — это...
8. Успех в жизни — это...
Высказывания детей помогут вам выявить их личностную позицию по этим сущностным проблемам.
Весьма
полезна для установления предпочтений
школьника методика «ранжирование». Предложите
учащимся расставить в порядке своего
предпочтения такие смысловые значения:
Качества личности | Ценности | Род занятий |
умный
справедливый трудолюбивый добрый предприимчивый верный скромный честный веселый смелый решительный общительный |
труд
знания друзья семья деньги природа здоровье родина школа человек общество творчество |
заниматься
спортом
общаться с друзьями читать книги путешествовать учиться помогать родителям заботиться о пожилых слушать музыку смотреть телевизор посещать библиотеку, музеи заниматься с техникой проявлять заботу о животных |
Примечание: можно усложнить задание, попросив школьников уточнить, какой смысл они вкладывают в определение того или иного понятия, почему ставят его на то или иное место. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, важно помочь им в усвоении ценностных установок, духовно-нравственных нормативов. Успешному социальному воспитанию во многом поможет знание индивидуальных особенностей воспитанников, способность увидеть наиболее характерные признаки социальных изменений в их проведении, характере.
И очень полезно, если социальный педагог в какой-то форме будет способствовать повышению социально-педагогической компетентности учителей-предметников. Сделать это можно на совещаниях, на педсовете, на заседаниях методобъединений. Во всех случаях это будет способствовать улучшению воспитательной деятельности школы.
Смена
или расширение социальной среды и
социальных требований к подрастающей
личности часто провоцируют различные
отклонения в поведении, эмоциональные
и нервно-психические нарушения. В этот
период особенно важно оказать превентивную
и консультативную помощь подросткам
в целях профилактики и коррекции возможной
социальной и психологической дезадаптации.
Поэтому для любой школы очень актуально
создание программы социально-психолого-
Социально-психолого-
Моделируя
процесс социально-психолого-
1. Естественное развитие личности подростков первично.
Подросток
— не только и не столько объект
социально-педагогического
2. Социокультурное развитие подростка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды.
В процессе
реализации программы социально-психолого-
3.
В качестве исходного
критерия оценки
эффективности процесса
социально-психолого-
Исходя
из вышеизложенного, определены две
основные цели социально-психолого-
1. Сохранение
естественных механизмов
2. Формирование у подростка потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию.
Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующим правилом:
Закон
врачей «Не навреди» в полной мере
можно отнести к педагогике и
психологии. Ошибка педагога или психолога
обычно обнаруживается через какой-то
промежуток времени, но ее последствия
могут быть не менее трагичными, чем при
врачебной ошибке. Поэтому, прежде чем
начинать социально-психолого-
1. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Исключите личную неприязнь к подростку и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним.
2. Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком. Функционально-ролевым следствием процесса сопровождения должна стать активная роль подростка в системе его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом.
3. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин.
4. Не сравнивайте подростка с кем-либо - ни в положительных, ни в отрицательных аспектах. Любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить подростку.
Итак
- функции
социально-психолого-
• Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
• Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.
• Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.
• Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.
• Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности.
Необходимо
помнить, что в рамках данной модели социально-психолого-
Процесс
социально-психолого-
Деятельность участников процесса
социально-психолого-
|
Информация о работе Воспитание социально активной личности школьника