Воспитание социально активной личности школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:51, доклад

Описание работы

В социальной сфере резко интенсифицировались (усилили напряженность) процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

Работа содержит 1 файл

Воспитание социально активной личности школьника.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

В оценке социальной воспитанности школьника социальному педагогу может помочь социальный портрет школьника.

Социальный  портрет школьника:

1. Общие  сведения о ребёнке:

— Фамилия, имя;

— возраст, класс;

— сведения о семье (состав, тип);

— состояние  здоровья;

— участие  в кружках, секциях, клубах, конкурсах;

— выполнение поручений.

2. Индивидуальные  психологические особенности:

— преобладающий  тип темперамента;

— самооценка;

— направленность личности.

3. Влияние  социальных факторов на развитие  личности, её социализацию, семья,  школа, друзья, СМИ. тип поселения.

4. Карта  личностно ориентированного взаимодействия (представляет собой сведения о предпочтениях воспитанника в сферах общения, культурно-досуговой деятельности и др.).

5. Работа  педагога по созданию и реализации  социально-педагогической ситуации (оформляется в виде разработанных упражнений, заданий, с учётом индивидуальных интересов и возможностей учащегося). 

     Несмотря  на простоту представленного документа, его содержание позволяет изучить основные социально-психологические характеристики личности школьника, предусмотреть конкретные воспитательные мероприятия, направленные на повышение уровня его социальной воспитанности ученика.

     Выявлению отдельных сторон социальной воспитанности  школьника может служить модифицированная методика «Недописанный тезис (предложение)». Она позволяет определить ведущие убеждения ребёнка, которые оказывают определённое влияние на развитие и социальное становление его личности. Социальный педагог (или классный руководитель) предлагает учащемуся дописать, исходя из своих представлений, следующие утверждения:

1. Семья  — это...

2. Работа  — это...

3. Учёба  — это...

4. Деньги  — это...

5. Достоинства  человека — это...

6. Родители  — это...

7. Близкие  друзья — это...

8. Успех  в жизни — это...

Высказывания детей помогут вам выявить их личностную позицию по этим сущностным проблемам.

     Весьма  полезна для установления предпочтений школьника методика «ранжирование». Предложите учащимся расставить в порядке своего предпочтения такие смысловые значения: 

Качества личности Ценности Род занятий
умный

справедливый  трудолюбивый

добрый

предприимчивый

верный

скромный

честный

веселый

смелый

решительный общительный

труд

знания

друзья

семья

деньги

природа

здоровье

родина

школа

человек

общество

творчество

заниматься  спортом

общаться  с друзьями

читать  книги

путешествовать

учиться

помогать  родителям

заботиться  о пожилых

слушать музыку

смотреть  телевизор

посещать  библиотеку, музеи заниматься с техникой

проявлять заботу о животных

 

Примечание: можно усложнить задание, попросив школьников уточнить, какой смысл они вкладывают в определение того или иного понятия, почему ставят его на то или иное место. Учитывая психолого-возрастные особенности учащихся, важно помочь им в усвоении ценностных установок, духовно-нравственных нормативов. Успешному социальному воспитанию во многом поможет знание индивидуальных особенностей воспитанников, способность увидеть наиболее характерные признаки социальных изменений в их проведении, характере.

     И очень полезно, если социальный педагог в какой-то форме будет способствовать повышению социально-педагогической компетентности учителей-предметников. Сделать это можно на совещаниях, на педсовете, на заседаниях методобъединений. Во всех случаях это будет способствовать улучшению воспитательной деятельности школы.

      Смена или расширение социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. В этот период особенно важно оказать превентивную и консультативную помощь подросткам в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации. Поэтому для любой школы очень актуально создание программы социально-психолого-педагогического сопровождения, которая бы позволила на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуации характера подростков.

      Социально-психолого-педагогическое сопровождениеэто комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста.

      Моделируя процесс социально-психолого-педагогического сопровождения, мы опирались на следующие концептуальные положения:

1. Естественное развитие  личности подростков первично.

Подросток — не только и не столько объект социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, но он в первую очередь — активный субъект взаимодействия с родителями, учителями, социальным педагогом, психологом в ходе реализации коррекционно-развивающей программы. Реальные изменения в личностных образованиях, в характере подростка возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию.

2. Социокультурное  развитие подростка  проходит через  его соприкосновение  с окружающей средой и освоение этой среды.

В процессе реализации программы социально-психолого-педагогического сопровождения неослабевающее внимание необходимо уделять влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию подростка. Социальный педагог должен уметь тактично помочь подростку разобраться в том, что хорошо и что плохо.

3. В качестве исходного  критерия оценки  эффективности процесса  социально-психолого-педагогического сопровождения выступают развитие индивидуальных качеств подростка, способности обнаруживать у себя новые творческие ресурсы и стремление делать собственные открытия, изучая себя как личность.

      Исходя  из вышеизложенного, определены две основные цели социально-психолого-педагогического сопровождения:

1. Сохранение  естественных механизмов развития  подростков, предотвращение условий, способных деформировать характер.

2. Формирование  у подростка потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию.

Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующим правилом:

  • Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь!

Закон врачей «Не навреди» в полной мере можно отнести к педагогике и  психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какой-то промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной ошибке. Поэтому, прежде чем начинать социально-психолого-педагогическую деятельность с подростком, необходимо ощутить внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь:

1. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Исключите личную неприязнь к подростку и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним.

2. Соблюдайте принцип  сотрудничества с подростком. Функционально-ролевым следствием процесса сопровождения должна стать активная роль подростка в системе его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом.

3. Не фиксируйте  внимание подростка  на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин.

4. Не сравнивайте подростка с кем-либо - ни в положительных, ни в отрицательных аспектах. Любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить подростку.

Итак - функции социально-психолого-педагогического сопровождения:

 •  Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.

Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.

Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.

Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций характера.

Социализирующая функция. Она направлена на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания — формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности.

      Необходимо помнить, что в рамках данной модели социально-психолого-педагогического сопровождения сможет работать только тот, кто умеет видеть в каждом подростке уникальную личность, творчески подходить к деятельности по сопровождению подростков с акцентуациями характера.

Процесс социально-психолого-педагогического  сопровождения невозможно ограничить определенными временными рамками, так как в каждом конкретном случае ситуация развития подростка индивидуальна. 

Деятельность  участников процесса

социально-психолого-педагогического сопровождения 

Этапы 
Социальный

педагог,

психолог

Классный

руководитель

Учителя-

предметники

Школьная

администрация

Родители-

учащихся

1-й 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проведение

необходимой

диагностической

работы

и разработка

различных схем

углубленной

диагностики

акцентуированных подростков

(психолог) 

Сбор

информации

о педагогичес-ких  аспектах статуса

школьника

(собственные

наблюдения,

беседы

с педагогами) 
 

Участие в

экспертных

опросах на этапе

диагностики.

Предоставление

необходимой

информации

классному

руководителю,

социальному

педагогу, психологу

Организационная  помощь

в проведении

основных

диагностичес-ких

мероприятий 
 
 
 
 

Оказание

помощи  в сборе

информации

о подростке

классному

руководителю,

социальному

педагогу, психологу 
 
 

                                                        2-й    Психолог 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оформление  психологом

результатов

диагностики,

определение

доминирующих

типов акцентуа-

ций характера

и количества

учащихся  с

выраженными

акцентуацииями.

Предоставление

участникам

процесса

социально-психолого-педагогического 

сопровождения необходимой информации по конкретным учащимся

и группам

Ознакомление  с

результатами

диагностики

и основными

признаками

каждого типа

акцентуаций

характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ознакомление

с результатами

диагностики

и основными

признаками

каждого типа

акцентуаций

характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ознакомление

с результатами

диагностики

и основными

признаками

каждого типа

акцентуаций

характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ознакомление

с результатами

диагностики

и основными

признаками

каждого типа

акцентуаций

характера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание социально активной личности школьника