Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:51, доклад
В социальной сфере резко интенсифицировались (усилили напряженность) процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
Воспитание
социально активной
личности школьника.
Выступление на семинаре
в МБОУ «СОШ№32» г. Норильска
Рубан М.Л.
Воспитание достигло своей цели, когда человек
обладает силой и волей самого себя образовывать
и знает способ и средства, как это осуществить.
А. Дистерверг
В социальной сфере резко
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.
XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.
Проблема самореализации личности школьника наиболее эффективно решается в социуме, в системе открытых отношений во внешкольной среде. Концепция социального воспитания школьников в условиях модернизации российского общества — это попытка определить качественно новый подход к социализации и воспитанию школьников, попытка отказаться от устаревших норм и принципов. В основе концепции — стремление последовательно раскрыть и обосновать обновлённую парадигму социального воспитания школьников, духовно-нравственные ценности личности и общества, государственно-общественный характер социального воспитания как фактор его действенности.
Предлагаемая концепция базируется на комплексном подходе к системе социального воспитания школьников как неотъемлемой и приоритетной части образования подрастающего поколения. Задача концепции — дать определённые критерии и ориентиры, предложить направления социального воспитания школьников. Современная парадигма развития социального воспитания, понимаемая как система основных научных достижений, в этой сфере и в данный период, определяется рядом факторов, среди которых важнейшими, с нашей точки зрения, являются следующие.
В XXI веке в условиях информационного этапа научно-технического прогресса деятельность человека выходит за пределы его чувств, мышления, воображения. Взаимодействие — ключевое, определяющее понятие в этом процессе: взаимодействие субъектов социального воспитания, взаимодействие субъектов и объектов социальной среды. Например, появилось немало людей, для которых информационно-компьютерная среда значимее вещно-событийной, бытовой, ибо большую часть времени они проводят с компьютером.
Что же касается непосредственно школы как института социализации и воспитания, имеющей свою среду, суть которой — многообразные коммуникативные связи, взаимозависимость и взаимодействие с другими социальными института ми, то эта среда становится, полноправным участником воспитательного процесса, предполагает событие взрослых и детей (термин Д.В. Григорьева) в процессе их активного взаимодействия. Иначе говоря, включение детей во взрослый опыт при взаимодействии возможно лишь при условии бытия детей и взрослых вместе друг с другом.
Все аспекты современной социальной жизни — отличной жизни до профессиональной деятельности — находятся под возрастающим влиянием взаимодействующих на местном, региональном, глобальном уровнях деятельностей человека. Эти процессы оказывают постоянное влияние на социальное воспитание как неотъемлемую часть социальной жизни независимо оттого, принимает или нет в них участие человек или является лишь объектом их влияния.
В процессе социального воспитания субъект-субъектные и субъект-объектные отношения меняют состояние и объекта, и субъекта. Это одна из существенных особенностей социального воспитания, осуществляемого в социальной среде, где действуют всеобщие связи — связи «всего со всем»: целенаправленное педагогическое воздействие, воздействие других факторов среды меняет не только того, на кого оно направлено. Изменяется сам воздействующий, меняется характер воздействия различных факторов среды, их интенсивность, продолжительность, эффективность.
Опираясь на исследования Института педагогики социальной работы Российской академии образования, среди важнейших социально-педагогических оснований в развитии социальной практики выделяют следующие:
Такого
рода обновлённая парадигма
Анализируя исследования, выполненные в период с 1998 по 2003 г., можно выделить три основных направления, на которые опирается парадигма развития социального воспитания в современной России:
Конец XX и начало XXI в. — качественно другое время: в политике, в экономике, в социальной сфере и, конечно, в области воспитания. Его особенности определяются многими параметрами:
в политике — глобальным вызовом со стороны международного терроризма,
в экономике — рынком,
в воспитании — во многом личностью современного школьника, у которого другая система ценностей и социальных приоритетов, другие потребности, жизненные установки.
Исследования отечественных и зарубежных учёных убедительно доказывают, что для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий как в психике, так и в поведении, вплоть до выраженных форм криминогенного поведения. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребёнка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из конфликтных семей обычно плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем у выходцев из гармоничных семей. Характер отношений ребёнка с родителями в семье и между его матерью и отцом воспроизводится им в коллективе сверстников, а в дальнейшем — и в отношениях с окружающими его людьми.
Постоянная конфронтация с миром взрослых, отчуждение от семьи заставляют подростка с уже деформированной личностью обращаться к поиску себе подобных, среди которых нежелательные человеческие качества не обсуждаются с точки зрения обычной морали, а принимаются как должные и даже желательные, а потому оттачиваются и совершенствуются. Последствия и проявления социальной дезадаптации детей и подростков — ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, беспризорность, суицид, проституция, различного рода правонарушения и другие формы социально неодобряемого (девиантного, делинквентного и аддиктивного) поведения. Социальная дезадаптация приобретает всё более широкие масштабы и превращается в серьёзнейшую социальную проблему.
Одна из проблем — определить качество, эффективность социального воспитания школьников. И хотя точные критерии ещё не разработаны, всё же по некоторым из них можно судить об успешности работы школы в этом направлении.
Назовём коротко эти критерии:
По вполне
объективным причинам одним из ведущих
критериев можно считать
Диагностику социальной воспитанности можно провести с опорой на такие объекты:
Информация о работе Воспитание социально активной личности школьника