Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:46, дипломная работа

Описание работы

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду 5
1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 5
1.2. Воспитание положительного отношения к труду 8
Глава 2. Организация современной трудовой деятельности детей 21
2.1. Условия организации труда 21
2.2. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность воспитателя и детей в ДОУ 22
Глава 3. Экспериментальное исследование положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду 30
3.1. Выявление особенностей дошкольников в процессе трудовой деятельности 30
3.2. Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у дошкольников трудовой деятельности 34
3.3. Определение эффективности занятий 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

1773 Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Как видно из таблицы, контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: 1 уровень исчез полностью, самостоятельность  большинства дошкольников повысилась до 3 уровня, повысился уровень творческой самостоятельности.

Уровень самостоятельности  обусловлен проведенным формирующим  воздействием, стимулирование активности детей позволило развить у  них стремление к самостоятельности  в трудовой деятельности.

Таким образом, проведенная  методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимо для детей формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.

Совершенствование процесса трудового обучения - одна из главных  задач в свете реформирования ДОУ. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.

Рекомендации по организации  трудовой деятельности, направленные на коррекцию нарушений у дошкольников обусловлены проведенным формирующим этапом. На его основе следует рекомендовать следующее:

1. С целью коррекции дошкольников должна использоваться разнообразная трудовая деятельность. В процессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности, коллективизма и т.д.

2. Трудовая деятельность дошкольников должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов. Так, во время дежурств по столовой можно проводить конкурс, например, на лучшую сервировку стола. Можно при этом проводить беседы с детьми о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.

3. Следует привлекать  к оценке своей трудовой деятельности  самих детей. И учить их высказывать  суждение о качестве работы  товарищей.

4. Трудовая деятельность должна строится с учетом психических возможностей детей.

Заключение

 

Педагогические и психологические  исследования последних лет в  нашей стране свидетельствуют о  том, что существенные изменения  в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Исследования, проведенные  по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личности дошкольника в трудовой деятельности, позволил установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

Перспективным направлением дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: углубление изучения проблемы, связанное с дальнейшей разработкой организации трудовой деятельности в природе детей разных возрастных групп, формирование социально-экологической направленности личности с опорой на другие ее критерии, а также преемственность ДОУ и начальной школы по вопросу формирования личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – М.: Прогресс. – 2007. – С.673.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Феникс. – 2008. – С.683.
  3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Юнити. – 2008. – С.502.
  4. Буре Р.С., Загик Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста  в труде. – М.: Владос. – 2007. – С.446.
  5. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Просвещение. – 2007. – С.559.
  6. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. – М.: Академия. – 2009. – С.942.
  7. Детская психология. / Под. Ред. Я.Л. Коломинского. – М.: Сфера. – 2008. – С.382.
  8. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. – М.: Владос. – 2007. – С.509.
  9. Изард К. Эмоции человека. / Под ред. Л.Я.Гозмана. – СПб.: Питер. – 2009. – С.551.
  10. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. – М.: Академия. – 2008. – С.782.
  11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – М.: Юнити. – 2006. – С.326.
  12. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Прогресс. – 2009. – С.496.
  13. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Союз. – 2008. – С.554.
  14. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – СПб.: Феникс. – 2009. – С.519.
  15. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: Прима. – 2007. – С.349.
  16. Мухина В.С. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в ДОУ. – СПб.:  Питер. – 2009. – С.872.
  17. Нечаева В.Г.  Воспитание дошкольника в труде. – М.: Миг. – 2008. – С.492.
  18. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Академия. – 2009. – С.683.
  19. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. – СПб.: Феникс. - 2008. – С.583.
  20. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей. – М.: Просвещение. – 2008. – С.477.
  21. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение. - 2008. – С.478.
  22. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности. – М.: Сфера. - 2009. – С.400.
  23. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. – М.: Гном и Д. – 2007. – С.697.
  24. Эриксон Э. Детство и общество. – М.: Владос. – 2009. – С.687.

 




Информация о работе Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду