Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:46, дипломная работа

Описание работы

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду 5
1.1 Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста 5
1.2. Воспитание положительного отношения к труду 8
Глава 2. Организация современной трудовой деятельности детей 21
2.1. Условия организации труда 21
2.2. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность воспитателя и детей в ДОУ 22
Глава 3. Экспериментальное исследование положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду 30
3.1. Выявление особенностей дошкольников в процессе трудовой деятельности 30
3.2. Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у дошкольников трудовой деятельности 34
3.3. Определение эффективности занятий 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

1773 Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

4 балла – (выше среднего) уровень дошкольников без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.

5 баллов - самый высокий  уровень характеризуется полной  самостоятельностью во всех видах  трудовой деятельности. Дошкольник проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.

В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей. Результаты были занесены в таблицу 1

Таблица 1

Уровни самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности

Кол-во

детей

Вид труда

Уровни самостоятельности (кол / %)

 

 

1

2

3

4

5

25

Самообслуживание

1/4

8/32

16/64

-

-

 

Хозяйственно бытовой

5/30

7/28

10/40

3/12

-

 

ручной

-

8/32

16/64

1/4

-


 

Полученные результаты показали, что большинство детей  находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность, связанная с переносом трудовым умений в новые условия и самоконтролем, способностью к проявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовой деятельности, не выявлена.

На рисунке 1 представлена диаграмма, на которой показаны уровни развития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.

Рис. 1 Уровни развития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности

 

Большое количество детей (16) находятся на 3 уровне самостоятельности - трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.

На втором уровне находятся 8 детей (хозяйственно-бытовая деятельность), владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.

Эксперимент показал, что  низкие и средние уровни самостоятельности  в труде дошкольников обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития дошкольников.

Недостаточный уровень  самостоятельности дошкольников в повседневном труде обусловлен также просчетами в воспитании и обучении.

Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости  проведения дополнительной коррекционной  работы по развитию личности дошкольников в трудовой деятельности. Для этого необходимо разработать систему занятий по трудовой деятельности

3.2. Разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у дошкольников трудовой деятельности

 

Труд дошкольников организовывался в процессе деятельности в ДОУ. Работа строилась на следующих принципах.

1. В дежурствах по  уголку природы старались объединить  детей из 2 и 4 уровня, при этом  учитывали не только умения, темп  их работы, самостоятельность, но и умение помочь товарищу.

2. Во время дежурств  по столовой иногда проводили  конкурс, например, на лучшую сервировку  стола. При этом до начала  работы беседовали с дежурными  о том, какие приборы понадобятся  для сервировки стола, как лучше  накрыть стол, чем его можно украсить (это позволяло подтолкнуть ребенка к самостоятельным решениям). С интересом и желанием приступали они к выполнению своих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенно благотворно влияли на детей второй подгруппы (дети, находящиеся на 2 уровне): у первых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых - интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

3. К оценке выполненной  работы привлекали детей. Учили  их высказывать суждение о  качестве работы.

Приведем несколько  занятий.

Занятие 1

Цель: развивать самостоятельность, учить навыкам самообслуживания, хозяйственно-бытового труда.

Ход занятия:

Воспитатель: Из хлеба можно приготовить что-нибудь вкусное очень быстро. Вообще-то хлеб - готовый продукт, и что-либо делать с ним совсем необязательно. Но интересно.

- Бутерброды: их может  приготовить даже дошкольник. Бутерброды  можно делать с чем угодно: с сыром, колбасой, с половинкой  котлеты, с мясом и огурцом  (свежим и соленым), с яйцом  и майонезом, с вареньем и джемом... Все, что подскажет фантазия, только следите, чтобы продукты сочетались друг с другом: сладкое не смешивайте с соленым, рыбу не кладите на мясо и т. д. На мясные бутерброды неплохо капнуть томатного соуса или кетчупа, положить веточку зелени или кружок помидора, огурца; рыбные бутерброды (для них можно использовать консервы) хорошо сочетаются с яйцом, зеленью, майонезом. Бутерброды вкуснее на хлебе, который подсушен в духовке или тостере. Можно приготовить горячие бутерброды - на хлеб кладут любую начинку (кроме сладкой), сверху посыпают тертым сыром и ставят в нагретую заранее духовку на 5-10 минут. Как только сыр расплавится и покроет начинку корочкой, можно вынимать. Такие бутерброды быстро засыхают, их лучше есть сразу, горячими.

- Гренки: очень простое  блюдо (можно приготовить вместе с мамой). Нарезать кусочками батон. В миску разбить 1 яйцо, добавить 1/4 стакана молока (не горячего) и чуть посолить. На сковороде растопить немного сливочного масла (сковороду нагревать несильно, а то масло пригорит), макать кусочки в жидкую смесь по одному и класть на сковороду. Когда гренки станут золотистыми с нижней стороны, перевернуть их вилкой и обжарить другую сторону.

Далее детям предлагается самостоятельно приготовить какое-то блюдо из хлеба.

Занятие 2

Цель: развивать самостоятельность, умение работать с иголкой, пришивать  пуговицы.

Ход занятия.

Пришиваем пуговицы

Воспитатель. Пуговица - простая вещь, мы с ней каждый день встречаемся. У пуговицы есть одна очень неприятная особенность - если она отрывается, то всегда не вовремя. Например, перед самым походом в театр.

Чтобы этого не случалось, за пуговицами надо присматривать. Видишь, что болтается на нитке, - сразу  пришей, а то покинет тебя в трудную  минуту. Как пришить? Очень просто.

Показываем.

Пуговицы бывают самые  разнообразные - костяные и деревянные, пластмассовые и стеклянные, круглые, квадратные и треугольные, и даже в виде палочек и бусин. Вот  залезь в мамину коробку для рукоделия  и посмотри. Глаза разбегаются!

На самом деле все  эти пуговичные россыпи можно разделить на два вида - всего-навсего! Это пуговицы на ножке и без нее. Пришивают их по-разному (показываем).

Выбирайте пуговицу, к  ней нужно еще подобрать нитку  и иголку.

Рассказываем о нитках и иголках

Воспитатель. Иголка не должна быть слишком толстой, а то может не пролезть в отверстие на ножке пуговицы, особенно когда оно будет занято нитками. Нитки должны подходить по цвету. Обычно в каждом доме есть нитки самых разных цветов, так что всегда можно подобрать что-нибудь похожее. В крайнем случае (в походе, в спортивном зале, на репетиции спектакля), когда нужно пришить пуговицу на время, только чтобы не упали штаны, используйте белые нитки для светлых тканей и черные - для темных. А дома перешейте более подходящими нитками.

Даем задание для самостоятельной работы. Затем проверяем, как дети справились с заданием.

Формируя у детей  самостоятельность, мы в то же время  воспитывали и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать  нужное и приятное не только для  себя.

Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это было в работе с детьми, которые показали 2 и 3 уровень самостоятельности в трудовой деятельности. Таких детей мы старались поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затруднялись. Иногда ставили их в такие условия, чтобы они находили выход сами, без помощи воспитателя, проявляли бы самостоятельность, инициативу.

Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание, добросовестное отношение к делу, отмечаем проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей ранее не проявлявших самостоятельности это вызывало желание не отстать, они старались не хуже других выполнить поручения. Мы учили их со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.

3.3. Определение эффективности занятий

 

Проведенный с дошкольниками формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации требующие включения дошкольников в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно.

После чего был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Уровни самостоятельности  детей (контрольный этап)

Кол-

во

детей

пол

Уровни самостоятельности (кол / %)

 

1

2

3

4

5

25

Девочки (14)

-

-

8/56

6/44

-

 

Мальчики (11)

-

1/91

8/73

2/18

-


 

Наблюдение проводилось  следующим образом:

Во-первых, в условиях ДОУ №11 проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали, как дошкольники складывали канцелярские принадлежности и игрушки, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).

Во-вторых, проводилось  наблюдение за поведением младших дошкольников во время обеда (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.)

В-третьих, были организованы мероприятия по уборке группы, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оценивалась активность дошкольников, принимавших участие в уборке.

В-четвертых, с дошкольниками проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.

Критерии оценки:

1 уровень этот уровень  характеризуется отсутствием самостоятельности.  Так в таком виде труда как  самообслуживание дети не приучены  складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок не способен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно - бытовом труде - дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь педагогу.

Ручной труд - здесь самостоятельность дошкольника на очень низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу.

2 уровень - на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например, пытаются проявить инициативу - вытереть пыль).

3 уровень - это средний  уровень самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно-бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.

4 уровень - более высокий  уровень дошкольников без участия педагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.

5 уровень - самый высокий  уровень характеризуется полной  самостоятельностью во всех видах  трудовой деятельности. Дошкольник проявляет себя для своего возраста полностью самостоятельным.

Информация о работе Воспитание положительно-эмоционального отношения детей к хозяйственно-бытовому труду