Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:10, реферат
Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
Третья
процедура обоснования дискурса
политической культуры сродни скорее
языку искусства и выражает субъективные
переживания по поводу нормативной
стороны политического
Конечно, каждую из отмеченных дискурсивных практик можно разбить на более частные, но очевидно одно, что ни одна из них не может обеспечить коммуникативное поведение, проявляющееся в единстве слова и дела. значения и знака, знания и его словесного выражения. Без чего невозможно говорить о культурной общности и политической культуре в частности. Использование понятия "политическая культура" по отношению к этим локальным социальным и языковым практикам не только не оправдано, но и опасно, так как потенциально подготавливает почву для идеологического и политического диктата. Подлинно культурный дискурс в политике возможен при условии "широкого, активного и в то же время не централизованного участия", как отмечает Ю.Хабермас. Что и означает реальное существование эгалитарной политической культуры, свободной от всяких привилегий, интеллектуальной во всем объеме Отсутствие даже элементов подобного дискурса в политической жизни современной России -признак колонизации административными институтами "жизненного мира", свидетельство его неразвитости и неспособности к рациональному диалогу, конструктивному противостоянию бюрократическим монстрам. Признак отсутствия политико-правовых условий для политической культуры.
Нельзя, конечно, не отметить и позитивной стороны массового интереса к политическим традициям России и формам их словесного отображения. Социальная потребность в поиске некой объединяющей национальной идеи стимулировала конституирование новых для современной России направлений исследования в области политической науки, в частности - политической антропологии. Возрождаются утраченные в советский период традиции оригинальной философии политики.
Конечно,
существующие в нынешней России ценностные
ориентации, претендующие на политическую
универсальность, весьма далеки от реалий
толерантной политической культуры.
В этом контексте присутствие
правовой политической культуры в современной
России выглядит достаточно проблематичным,
так как в ее истории практически
отсутствует успешный опыт строительства
правового государства. Но в то же
время политические традиции России
хранили и хранят элементы "полисного",
гражданского правового состояния,
вошедшие в ее социокультурное поле
с принятием христианства. Примером
тому могут служить: феномен городской
культуры Древней Руси, не прерывавшиеся
никогда поиски оптимального сочетания
Закона и Благодати в общественном
сознании и пусть непоследовательные,
но постоянно предпринимавшиеся
попытки утвердить значимость правового
закона. Актуализация этих элементов
в общественном сознании является важнейшим
условие становления
2. Воспитание правовой и политической культуры
Правовое
и политическое воспитание призваны
стать содержанием
Гражданская
направленность всего учебно - воспитательного
процесса - это и цель, и средство
правового и политического
ЦЕЛЬ: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.
ЗАДАЧИ:
-
сформировать у учащихся
- научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию;
-
сформировать эмоционально
СРЕДСТВА
И ФОРМЫ правового и
1.
Изменение управленческой
-
преодоление авторитарных
-
технология педагогики
-
создание в образовательном
-
формирование гражданской
-
формирование высокой
2. Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:
- расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;
- расширение свободы выбора в учебном процессе;
-
осуществление
-
создание органов
- становление и распространение опыта правового поведения.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
1.
Игровые ситуации с элементами
правовых знаний, знакомство с
деятельностью судебных и
2. Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".
3.
Встречи с работниками
4. Сюжетно - ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.
5. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".
6. Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения".
7. Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения".
8. Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".
9. Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком".
10. Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому".
11. Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)
Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
-
разъяснение учащимся основных
положений законодательных
-
развитие способностей к
-
формирование личностного
-
формирование опыта
Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов.
Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.
Заключение
Правовая
культура - это результат
Содержание, субъективный и объективный состав системы правового воспитания зависят от того какие цели ставятся перед воспитательным процессом. Так, если целью воспитания ставится распространение правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового воспитания ограничен набором таких средств и методов, воздействие которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение правовоспитательного процесса от распространения правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной и общественной жизни, урегулированные правом, т.е. до формирования социально-правовой активности