Воспитание политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:10, реферат

Описание работы

Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

Работа содержит 1 файл

Реферат по педогогике.docx

— 46.43 Кб (Скачать)

     Третья  процедура обоснования дискурса политической культуры сродни скорее языку искусства и выражает субъективные переживания по поводу нормативной  стороны политического процесса. С подобного рода речевыми практиками можно встретиться при парламентских  слушаниях, в политической публицистике, философской эссенетике, высказываниях  представителей культурной элиты. Словом, тогда, когда участники политического  процесса нацелены не столько на преследование  прагматических целей и оценку политики сквозь призму социально-значимых идеалов, сколько на представление своего субъективного видения. Подобные дискурсы не способны обеспечить рациональный диалог, без чего невозможна устойчивая и конструктивная политическая дискуссия. Политика ведь все-таки область возможного и публичного, а не сфера индивидуального  самовыражения.

     Конечно, каждую из отмеченных дискурсивных практик  можно разбить на более частные, но очевидно одно, что ни одна из них  не может обеспечить коммуникативное  поведение, проявляющееся в единстве слова и дела. значения и знака, знания и его словесного выражения. Без чего невозможно говорить о культурной общности и политической культуре в  частности. Использование понятия "политическая культура" по отношению к этим локальным социальным и языковым практикам не только не оправдано, но и опасно, так как потенциально подготавливает почву для идеологического  и политического диктата. Подлинно культурный дискурс в политике возможен при условии "широкого, активного  и в то же время не централизованного  участия", как отмечает Ю.Хабермас. Что и означает реальное существование  эгалитарной политической культуры, свободной от всяких привилегий, интеллектуальной во всем объеме Отсутствие даже элементов  подобного дискурса в политической жизни современной России -признак  колонизации административными  институтами "жизненного мира", свидетельство  его неразвитости и неспособности  к рациональному диалогу, конструктивному  противостоянию бюрократическим монстрам. Признак отсутствия политико-правовых условий для политической культуры.

     Нельзя, конечно, не отметить и позитивной стороны  массового интереса к политическим традициям России и формам их словесного отображения. Социальная потребность  в поиске некой объединяющей национальной идеи стимулировала конституирование новых для современной России направлений исследования в области  политической науки, в частности - политической антропологии. Возрождаются утраченные в советский период традиции оригинальной философии политики.

     Конечно, существующие в нынешней России ценностные ориентации, претендующие на политическую универсальность, весьма далеки от реалий толерантной политической культуры. В этом контексте присутствие  правовой политической культуры в современной  России выглядит достаточно проблематичным, так как в ее истории практически  отсутствует успешный опыт строительства  правового государства. Но в то же время политические традиции России хранили и хранят элементы "полисного", гражданского правового состояния, вошедшие в ее социокультурное поле с принятием христианства. Примером тому могут служить: феномен городской  культуры Древней Руси, не прерывавшиеся  никогда поиски оптимального сочетания  Закона и Благодати в общественном сознании и пусть непоследовательные, но постоянно предпринимавшиеся  попытки утвердить значимость правового  закона. Актуализация этих элементов  в общественном сознании является важнейшим  условие становления гражданского общества с "человеческим лицом" и цивилизованных форм политического  управления.

     2. Воспитание правовой и политической культуры

     Правовое  и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной  сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения.

     Гражданская направленность всего учебно - воспитательного  процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать  у личности активную жизненную позицию.

     ЦЕЛЬ: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.

     ЗАДАЧИ:

     - сформировать у учащихся знания  и дать им систему представления  о правовом и политическом  устройстве общества, заложив основы  правового и политического сознания  личности;

     - научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию;

     - сформировать эмоционально целостное  отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

     СРЕДСТВА  И ФОРМЫ правового и политического  воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:

     1. Изменение управленческой парадигмы  в отношении сотрудничества учителя  с учащимися; 

     - преодоление авторитарных методов  в педагогическом взаимодействии  с учеником;

     - технология педагогики ненасилия; 

     - создание в образовательном учреждении  атмосферы, способствующей свободной  дискусси;

     - формирование гражданской позиции  педагога;

     - формирование высокой коммуникативной  культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

     2. Выстраивание школьной жизни  на основе идеи "Школа - демократическое  общество в миниатюре" по  следующим направлениям:

     - расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;

     - расширение свободы выбора в  учебном процессе;

     - осуществление законотворческой  деятельности педагогов и учащихся  как основа создания правового  пространства школы; 

     - создание органов самоуправления  школьным коллективом; 

     - становление и распространение  опыта правового поведения. 

     ПРИОРИТЕТНЫЕ  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТИМАЛЬНЫЕ  ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

     1. Игровые ситуации с элементами  правовых знаний, знакомство с  деятельностью судебных и правоохранительных  органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право".

     2. Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".

     3. Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

     4. Сюжетно - ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.

     5. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".

     6. Работа клубов и отрядов "Юные  друзья милиции", "Юные инспектора  движения".

     7. Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения".

     8. Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".

     9. Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком".

     10. Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя  планета", "Мир нашему дому".

     11. Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)

     Критерии  сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.

     ПРАВОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

     ОСНОВНАЯ  ЦЕЛЬ: поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

     ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ:

     - разъяснение учащимся основных  положений законодательных актов

     - развитие способностей к адекватной  самооценке; самоуважение, самовоспитание 

     - формирование личностного иммунитета  к воздействию неблагоприятных факторов

     - формирование опыта конструктивной  социально значимой деятельности.

     Правовое  просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

     С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в  школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов.

     Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

     Заключение

     Правовая  культура - это результат целенаправленного  воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни  общества.

     Содержание, субъективный и объективный состав системы правового воспитания зависят  от того какие цели ставятся перед  воспитательным процессом. Так, если целью  воспитания ставится распространение  правовых знаний, то тогда оно сводится к правовому просвещению. Если же направлена на формирование правовых убеждений, чувства уважения к нормам права, тогда процесс правового  воспитания ограничен набором таких  средств и методов, воздействие  которых направленно в основном на формирование правового сознания личности. Превентивная цель правового  воспитания искусственно сужает круг объектов и субъектов системы, ограничивает применение разнообразных средств  и методов воздействия. И только ставя перед правовым воспитанием  комплексную цель по формированию правовой культуры личности, возможно доведение  правовоспитательного процесса от распространения  правовой информации через этап формирования ценностных ориентации и навыков  правомерного поведения до вовлечения личности во все сферы государственной  и общественной жизни, урегулированные  правом, т.е. до формирования социально-правовой активности

Информация о работе Воспитание политической культуры