Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:10, реферат
Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ПОЛЕССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Реферат на тему:
Воспитание политической
культуры
Подготовил: студент 2 курса
Группы 931411
Солоснюк Александр
Преподаватель:
Вечорко
Г.Ф.
Пинск 2011
Правотворческая
и правоприменительная
Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.
Правовая
культура функционирует во взаимодействии
с другими областями или
В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом.
Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения).
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.
Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.
1. Политическая культура общества
При знакомстве с многочисленными работами, посвященным специфике феномена политической культуры, острее воспринимаешь смысл высказывания: «многознание ума не научает.. .» Чем точнее формулировки и многочисленней функциональные характеристики политической культуры, тем актуальней ирония некоторых политологов - "если мы не понимаем чего-нибудь в политической системе, то называем это культурой".
В содержательном плане политологи часто определяют политическую культуру как совокупность верований и представлений, определяющих политические действия (Д.Истон); как специфический - тип политических позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г.Алмонд и С.Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т.Парсонс) и т. п.
"Ценности
политической культуры" при этом
выступают некой системой
Некоторые исследователи, стремясь избежать этого противоречия, определяют политическую культуру как внеинституциональную систему политики, имея в виду религиозные, моральные традиции, социально-психологические установки ("национальный характер") и даже "инстинкты" социальных групп и личностей, прямо или косвенно влияющие на политику. Но и в таком случае понятие "политическая культура" не становится более определенным. Если речь идет просто о влиянии религии и морали на характер деятельности институтов государства, что совершенно очевидно, то к чему вводить особый термин? Если же описываются сложные процессы взаимопроникновения политики, морали и религии, то хотя это и происходит, но не обязательно свидетельствует об окультуривании политики. Ведь в самой религии и морали отнюдь не все относится к собственно культуре.
В истории человеческой цивилизации немало примеров как "облагораживающего", так и разрушительного "бесовского" воздействия религии и морали на политическую практику. "Варфоломеевские ночи" и "моральный каннибализм" являются частыми спутниками социально-политических реформ, проводимых под эгидой церкви, морализирующих идеологов или фанатиков.
В культурфилософских же концепциях политика нередко вообще выводится за рамки ценностных горизонтов человеческого существования, ассоциируясь с феноменами «выживания» и «права на смерть» (Э.Канетти). Взаимоотношение культуры и политики предстает как противостояние жизни и смерти, прекрасного и безобразного, добра и зла. Очень показательна образная характеристика "культурности" государства, данная поэтом М.Волошиным, который отмечал, что цель государственного бытия - процесс пищеварения, мерило же культуры — чистота отхожих мест... Есть какая-то непреложность в том, что даже самые благие намерения в политической сфере вырождаются в нечто противоположное: "хотели как лучше, а получилось, как всегда...".
Однако
ни радикальное разведение культуры
и политики, ни чисто декларативное
провозглашение всего идеального в
политике "политической культурой"
не проясняют сути проблемы. Философские,
социологические и
Политика
вне культурного контекста, вне
соотнесенности с ценностными отношениями
— насилие и смерть, а "разумность
и практичность" такой политики
только лишь усугубляют страдания людей.
Фашистские лагеря смерти были очень "разумно
и практично" организованы. Но и
без известного учета цивилизационных
пределов взаимопроникновения культуры
и политики невозможно их конструктивное
взаимодействие. Для оценки возможностей
"одухотворения" политики следует
учитывать и то, что в политике
объективно существует "зона", инертная
к культурным ценностям — это,
как правило, сфера политических
технологий. Например, пропорциональная
или мажоритарная технология вихров
сама по себе достаточно "равнодушна"
к тому, насколько "человечны отношения"
между участниками
По-видимому,
возможной формой «окультуривания»
политического мира является легитимация
властных отношений. По характеру легитимности
можно судить как о степени
проникновения культуры в политику,
так и о ценностном содержании
политических отношений. Очевидно, что
прямо или косвенно процедура
легитимации предполагает присутствие
ценностного начала в политических
отношениях, так как вырастает
из совместимости идеалов должного
и стремлений к их воплощению у
правящей элиты и управляемых. Как
известно, категория "легитимности"
была введена в социокультурные
исследования М.Вебером. Сам он определял
легитимность как признание власти
подчиненными, их добровольное согласие
повиноваться ее приказам. В соответствии
со своими методологическими установками
он обозначил три типичных способа
достижения добровольного подчинения
власти: традиционный, когда оно
обеспечивается поддержанием веры в
святость традиций; харизматический, основанный
на доверии к политическому
Многое
в методологическом наследии М.Вебера
подверглось существенной коррекции
(изменились формы и характер легитимации),
но бесспорно одно: обретая легитимность,
власть приобретает и некую
Конечно,
такое "единство" культуры и власти
может носить иллюзорный характер и
выступать прикрытием для откровенного
насилия, но легитимация в той
или иной форме может служить
и способом проникновения в политику
гуманистического содержания. Наиболее
очевидно это прослеживается при
доминировании легальных форм легитимации,
когда отношения власти и общества
опосредуются правовыми нормативами,
обязательными для исполнения всеми
участниками политического
Особое
место в становлении
Аксиология
же как специфическая сфера