Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:10, реферат
Правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
"Культурность"
политики проявляется как
Политическая
власть всегда связана с принуждением
и говорить о достижимости ее "высшей
облагороженности, одухотворенности,
очеловеченности" — не приходится.
Поэтому некоторые
Немецкий философ К.Ясперс отмечал, что политические свободы возможны только в правовом государстве, где законы имеют одинаковую силу для всех и изменяются только правовым путем. При этом основой политического дискурса выступают не столько юридические нормы, способные превратиться в руках власти в идеологическое прикрытие его произвола, а ценностные нормативы, включающие в свое содержание наряду с политико-юридическим и элементарное нравственное содержание (осознанная гражданская ответственность, способность к критическому самоотчету и самодисциплине, толерантность).
Интерес
к ценностно-нормативной
Симптоматично, что "левые" и "правые", "революционеры" и "консерваторы" в периоды краха реформ в своей риторике и политической практике часто прибегают к одним и тем же аргументам, ссылаются на одни и те же идейные авторитеты. И причина этого не только в идеологической условности терминов, а и в парадоксальной инверсии, радикальной взаимообратимости политических ценностных ориентации. Современные коммунисты озвучивают идеи русских консерваторов начала века, а либералы последовательно проводят в жизнь установку - "нравственно все то, что служит делу утверждения реформ", апеллируя при этом к традициям либерального консерватизма...
Характерно, что интерес к этой стороне политического, обозначаемого термином "политическая культура", отчетливо прослеживается в современной России не только у представителей политической элиты, но и у иных социальных групп, превратившихся волею реформ в "существ политических". Конечно, и ранее в специфике политической традиции и соответствующей ей политической практики многие исследователи усматривали причины политических катастроф, сопутствующих российской цивилизации в XX столетии. Для мыслителей либерально-демократической и социалистической направленности причины неудач в социальном реформировании в значительной мере были обусловлены жизненностью в политическом сознании России деспотического элемента. Для консервативного спектра, наоборот, было характерно акцентирование на деформации исторической традиции властвования, что, на их взгляд, неизбежно порождало кризис политической идентичности и разрушительную стихию анархии. Рецепты преодоления этой проблемы могли существенно отличаться, но практически никто не подвергал сомнению факт наличия специфических ценностно-нормативных компонентов в политическом строе России, негативно или позитивно влияющих на характер ее социальной динамики.
В
этой связи ситуация с поиском "должной"
для России политической культуры выглядит
весьма симптоматично. Даже неспециалисту
достаточно очевидно, что отсутствует
какой-либо разумный консенсус между
участниками этой дискуссии. Все
его "агенты", от политиков и
ученых до рядовых актеров политической
драматургии, на первый взгляд говорят
об одном и том же - специфике
политической культуры России, но процедуры
обоснования и скрывающиеся за ними
социальные притязания принципиально
отличны. Подобное положение фактически
исключает возможность
Вопрос
о договоренности по поводу понятия
"политическая культура" приобретает
тем самым не столько характер
"методологических изысков", а
скорее проблемы социокультурного выживания.
Наивно полагать, что преодолеть идеологический
и политический маятник можно
исключительно с помощью
В
современной России можно обозначить,
по меньшей мере, три доминирующих
способа обоснования специфики
политической культуры. Первый из них,
характерный главным образом
для либерально ориентированных
политологов и политиков, условно
можно назвать "инструментальным".
Во многом он созвучен моделям политической
культуры, разработанным западными
политологами. Политическая культура
при таком подходе
Важнейшим
условием обеспечения согласия является
эффективное использование
На
практике такого рода политический консенсус
всегда есть доминирование чьих-то
интересов, за которыми стоит максимум
организованной силы и влияния. Лишенные
морального контекста нормы и
образцы политического действия
превращаются, в конечном счете, в
технологические критерии устойчивости
или неустойчивости функционирования
политической машины. К аналогичным
критериям часто прибегают
Свою
ограниченность этот дискурс особенно
отчетливо обнаружил в период
реформ 90-х. годов, окончившихся окончательным
распадом советской государственности,
тяжелейшим экономическим кризисом
и массовыми человеческими
Подобный дискурс выражает притязания ограниченной части политического общества, пусть и достаточно влиятельного, и поэтому не способен обеспечить устойчивый публичный диалог. Попытка же сделать его "универсальным" ставила даже развитые цивилизационные формы на грань саморазрушения: либо в тисках бюрократического монстра, либо - криминальной стихии преследующих свои цели эгоистических индивидов. Западная цивилизация еще со времен Реформации постоянно пытается скорректировать политический инструментализм поправками на морально-правовую аргументацию. В России с ее неразвитым гражданским обществом такого рода "коммуникация" обернулась анархией, криминальной революцией и тотальной коррупцией. Хотя сам по себе инструментализм не плох и не хорош, более того, он вполне эффективен при изучении политических систем и выработке более совершенных технологий политического участия, но вне иных дискурсивных практик он способен спровоцировать острые социальные конфликты.
Вторая
оценочная установка, характерная
для современной России, казалось
бы, принципиально отлична от инструментальной,
так как тяготеет к моральной
аргументации, апеллирует к религиозным
традициям и особенностям "национального
характера". Ее идеологические модификации
чрезвычайно многообразны - от национал-коммунистических
и радикально-консервативных до социал-демократических.
Политическая культура при этом видится
как некая идеальная, знаково-символическая
оболочка политики. Кроме отмечавшейся
ранее размытости подобного взгляда
на специфику политической культуры,
эта установка просто опасна для
России с ее полиэтничностью и
поликонфессиональностью. При высокой
степени политизации общества мораль
и религия идеологизируются, приобретая
высокую степень вариативности.
Пример - трактовки идеала соборности,
державности, специфики национального
характера в многочисленных публикациях
последних лет. В массовом же сознании
эти ценностные нормативы нередко
приобретают мифические черты и
трактуются предельно конкретно, что
блокирует возможность
В
настоящее время в России отчетливо
доминируют консервативные версии этой
дискурсивной практики. Как реакция
на неудачи лжелиберальных реформ ощутим
консервативный сдвиг, как в политике,
так и в политической теории. В
идеологии актуализировались