Воспитание как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Содержание

1. Разные смыслы и трактовки понятия воспитания………………….
2. Специфика процесса воспитания…………………………………….
3. Исторический характер воспитания…………………………………
4. Закономерности и принципы воспитания…………………………

Работа содержит 1 файл

Педагогика № 1.docx

— 124.79 Кб (Скачать)

     8. Объем и качество воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. Чем выше качество педагогического воздействия, чем больше его объемы, тем выше продуктивность воспитания. Недостаточная воспитанность подростков означает, что в свое время они «недополучили» воспитания ни от родителей, ни от школы.

     9. Интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, потребности школьника, становится его личным достоянием. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

     10. Соответствие воспитательного воздействия уровню воспитанности. Сразу высших уровней воспитанности никто не достигает. Нужно постепенно выводить школьника на заданные уровни, опираясь на то, что уже достигнуто воспитанием. Оторвавшись от имеющегося уровня воспитанности, воспитание сразу же «зависает» в неопределенности. Если, например, интеллектуальный потенциал воспитанника не совпадает с другими параметрами развития, то мы становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения.

     11. Интенсивность и качество общения между воспитанниками. Если в обучении действует закон взаимообучения, то в воспитании проявляется закон взаимовоспитания. Когда воспитывают сверстники и друзья, то часто цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются сразу и не всегда критически. «С кем поведешься, от того и наберешься» — гласит народная мудрость, подтверждающая эту закономерность. Одна из модификаций партнерской технологии воспитания, распространяемая в современном мире, носит название «Равный — равному». Суть ее заключается в том, что воспитывают друг друга сами подростки. Того, кто выступит воспитателем, специально готовят.

     12. Согласование целей личности и целей общества (семьи, школы, средств массовой информации и т.д.). Когда отдельный человек и все общество имеют одни и те же цели, согласованно движутся в одном направлении, поддерживая друг друга, то эффективность воспитания каждого отдельного человека и воспитанность всего общества будут высокими. Не достигает высокого уровня воспитание, в котором цели человека и общества не совпадают. Тогда личное и общественное воспитание взаимно ослабляют друг друга. Этот закон хорошо знали и использовали в прошлом.

     Главные закономерности воспитания становятся незыблемыми основами воспитания — его принципами. В одном принципе объединяется действие нескольких закономерностей, поэтому принципов существенно меньше, чем закономерностей. Правильным будет и утверждение, что принципы вытекают из закономерностей.

     Принципы  воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации данного процесса. В отличие от общих принципов педагогического процесса, обучения они отражают специфические отношения, проявляющиеся в процессе воспитания. Ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.

     1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, например принципов гуманизма, уважения к личности, может даже подвергаться судебному преследованию.

     2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

     3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

     В то же время принципы воспитания —  это не готовые рецепты, а тем  более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

     Принципы, на которых основан воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания, и, естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

     • общественная направленность воспитания;

     • связь воспитания с жизнью, трудом;

     • опора на положительное;

     • гуманизация воспитания;

     • личностный подход;

     • единство воспитательных воздействий [4,c. 420-425].

     Я считаю, что педагог-практик в  своей деятельности использует принцип  личностного подхода, таким образом, он  воздействует и взаимодействует  с учащимися на основе личного  опыта, системы собственных  нравственных ценностей, взглядов и мировоззрений  и выбирает свою модель поведения исходя из того, что каждый ученик является интересным, талантливым, обладает яркой индивидуальностью. Также в педагогической практике используется принцип единства воспитательных действий, на основании которого педагог выбирает определенную линию поведения, направленную на достижение воспитательных целей.

     Закономерности  и принципы воспитания составляют многогранную и многоаспектную систему воспитательного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Сластенин В.А. и др., Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шляков; по редакцией В.А. Сластенин.- М.: «Академия», 2002. - 379 с.
  2. Подласый И.П.,Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.: ил.
  3. Подласый И. П., Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 е.: ил.
  4. Подласый И.П., Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование, -2007.- 540 с.- (Основы наук).

Информация о работе Воспитание как общественное явление