Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:38, курсовая работа
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
1. Разные смыслы и трактовки понятия воспитания………………….
2. Специфика процесса воспитания…………………………………….
3. Исторический характер воспитания…………………………………
4. Закономерности и принципы воспитания…………………………
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строит главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие [2,c. 7-10].
Из
всего вышесказанного можно сделать
следующий вывод: процесс обучения
является многогранной, сложной системой,
построенной на взаимном, двустороннем
сотрудничестве преподавателя и
ученика. Важным фактором эффективной
коммуникации между преподавателем
и учеником является процесс обратной
связи. Процессу воспитания присуще
такие характеристики, как комплексность,
длительность, вариантность и неоднозначность.
Следует также отметить, что процесс
воспитания носит целенаправленный
характер. Целями данного процесса
являются и воспитание гармоничной
личности человека, выработка нравственных
и моральных качеств и
3. Исторический характер воспитания
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. В первобытном обществе воспитание ещё не носило характера специфической деятельности, оно ограничивалось простым усвоением жизненно-практического опыта старших поколений младшими. Воспитание осуществлялось главным образом в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр. Оно было направлено, прежде всего, на физическое развитие подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками. Опыт воспитания обобщался в виде житейских правил, которые устно передавались из поколения в поколение. В первобытном обществе все дети получали примерно одинаковое воспитание. Разделение труда между мужчинами и женщинами обусловило некоторые различия в воспитание мальчиков и девочек.
В эпоху античности знатные и богатые «свободные» люди Древней Греции и Рима получали разностороннее по тому времени воспитание и образование в различных учебно-воспитательных учреждениях. Воспитание рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физическому труду.
Воспитанию было присуще такое
понятие как дуализм (
При феодализме воспитание носило ярко выраженный сословный характер. Воспитание детей каждого сословия имело свои задачи, содержание и формы. Так, дети светских феодалов получали преимущественно рыцарское воспитание, дети крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни. Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку к жизни в своих семьях: позднее, в связи с развитием ремесла и торговли, появились цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы для детей торговцев. Во всех школах огромное значение имело религиозное воспитание. Религия была объявлена единственным источником истины, наука рассматривалась как «служанка религии». Средствами воспитательного воздействия церкви являлись богослужение, проповеди, поучения, исповедь [3,c.12-16].
В буржуазном обществе на смену сословной школе приходит школа классовая. Дети имущих классов, которых готовили к тому, чтобы занимать командные посты в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее воспитание в привилегированных учебных заведениях.
В капиталистических обществе углубляется дифференциация воспитание различных социальных групп населения. Господствующая система как в государственных, так и в частно-предпринимательских учебных заведениях носит классовый характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и воспитание детей имущих и неимущих слоёв населения в разных типах школ. На основе отбора («измерения интеллекта» путём так называемых тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества, имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные средние школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных семей доступ к высшему образованию затруднён.
Основные принципы воспитание детей и юношества в социалистическом обществе: связь воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства, Воспитание в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании с тактичным педагогическим руководством, последовательность, преемственность и систематичность процесса Воспитание, учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный подход к ним. К методам педагогического воздействия относятся также поощрение и наказание.
Современное
общество находится в условиях стремительных
политических, экономических, идеологических
изменений, которые накладывают
глубокий отпечаток в сознании людей.
Жизнь предъявляет новые
Современный
этап развития теории и методики воспитания
ориентирует педагога на гуманистическое
воспитание и социальное взаимодействие
с личностью, что предполагает решение
следующих задач: 1) приобщение воспитанников
к системе общечеловеческих ценностей;
2) выявление творческого
Воспитание
имеет богатую и интересную историю.
В каждой исторической эпохе система
воспитания была определена потребностями
общества, его ценностями и мировоззрением.
4. Закономерности и принципы воспитания
Закономерности воспитания — это общие, объективные, постоянные связи, существующие между явлениями и процессами воспитания. В воспитании одновременно действует множество закономерностей.
Как и в других процессах, здесь проявляется одновременное и комплексное действие многих связей. Одни из них относятся к отдельным частям, компонентам процесса, другие охватывают систему целиком, а есть и такие, действие которых выходит за пределы системы воспитания и распространяется на все процессы развития и формирования человека. Первые называются частными, вторые — общими, третьи — всеобщими закономерностями воспитания.
Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. В них выражаются связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Вместе с тем общие закономерности включают в сферу своего действия связи и внутри отдельных компонентов системы — частные (конкретные) закономерности. Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется в свою очередь закономерностям данного процесса. В нем также проявляются н связи, характерные для еще больших систем — развития н формирования. А сами эти системы есть составные общей глобальной системы — человеческой жизни. Из этого следует вывод об огромной сложности и многогранности воспитания. Естественно, общие закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей — они лишь часть пронизывающих систему зависимостей.
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями продуктивность (эффективность, качество) воспитательного процесса с теми компонентами, которые оказывают на нее наибольшее влияние. Итак, с одной стороны, зафиксируем компонент (влияние, условие, действие), а с другой стороны — продуктивность процесса воспитания.
Итак, эффективность процесса воспитания зависит от нескольких компонентов.
1. Сложившиеся воспитательные отношения. В педагогическом процессе между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения. Они играют весьма важную роль. Часто отношение воспитанника к педагогическим влияниям становится определяющим. От отношения к воспитанию (и воспитателю) зависит продуктивность данного процесса. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения, т.е. весь тот комплекс причин и условий, который очень сильно и постоянно влияет на процесс. Сформировавшись, отношения определяют уровень, силу и значимость воспитательного воздействия (и взаимодействия), развитие процесса и его продуктивность. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права воспитывать нейтральными и положительными. Поэтому негативное отношение нужно, прежде всего, исправить на положительное, а потом, опираясь на него, достигать цели. Напротив, воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Вот почему мудрая заповедь народной педагогики гласит: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника. В этих словах отражено не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности.
2. Соответствие цели и организация действий по ее достижению. Понятие «организация» включает в себя упорядочение всех действий, отношений, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются также специальные воздействия, нейтрализующие, пресекающие негативное поведение воспитанников. Если организация воспитательного процесса не соответствует намеченной цели, то воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот: чем целесообразнее организована деятельность, способствующая воспитанию нужных качеств, чем эффективнее применяемые формы, средства и методы воспитания, чем лучше соответствуют они поставленным задачам, тем выше продуктивность воспитательного процесса.
3. Соответствие воспитания реалиям жизни. Иногда эту закономерность называют зависимостью воспитания от социальной практики. Действие ее мы уже многократно рассматривали на многочисленных примерах. Воспитание предназначено для приспособления человека к жизни, поэтому оно не может ни существовать, ни развиваться вне этой связи. Для воспитательного процесса характерно то, что в нем школьник мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. Отрыв воспитания от практики незамедлительно выявляет несостоятельность воспитания. При несоответствии воспитания и жизни всегда побеждает жизнь.
4. Действие объективных и субъективных условий (факторов). К субъективным условиям (факторам), как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения и др. Объективными условиями для развития воспитательного процесса можно считать материально-технические, социальные, санитарно - гигиенические и др. В каждом конкретном случае сложное переплетение субъективных и объективных условий придает воспитанию неповторимый характер и весьма сильно влияет на его продуктивность. Чтобы получить воспитательный продукт заданного качества, должны быть созданы надлежащие условия.
5. Интенсивность процессов воспитания и самовоспитания. Самовоспитание, как уже известно, — это деятельность воспитанника, направленная на совершенствование себя. В процессе самовоспитания школьник выступает собственным учителем. Самовоспитание зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Воспитание (как внешнее воздействие) и самовоспитание (как внутреннее строительство своей личности) развиваются в неразрывном единстве. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Понятно, что общая продуктивность воспитания будет во многом зависеть от того, с какой интенсивностью (силой, скоростью) идут оба процесса. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя как положительные качества, так и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик стремится самосовершенствоваться.
6. Активность участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс педагогического взаимодействия, чем активнее его участники — воспитатель и воспитанники, чем больше они совместно трудятся для достижения намеченной цели, тем выше продуктивность воспитательного процесса. Фактически, когда мы говорим об активности участников, под этим подразумеваются сила и скорость развития процесса.
7. Эффективность сопутствующих ему процессов обучения и развития. Если несколько процессов развиваются одновременно и во взаимосвязи, то ускорение или замедление одних сразу же влечет ускорение или замедление других. Развитие школьника выражается в качественном и количественном приросте действий, формировании у него новых качеств, черт характера; воспитание улучшает развитие; развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые неблагоприятно отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании школьника.