Воспитание как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:48, контрольная работа

Описание работы

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность воспитания и его особенности………………………………..5
Общие закономерности и принципы воспитания………………………10
Показатели и критерии воспитанности личности………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Контр.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Вывод 

          Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

          Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

          Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

          Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

            В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

передачу социального  опыта человечества и мировой  культуры

непосредственное  воспитательное воздействие на человека или группу людей

организацию жизни  и деятельности воспитанника

создание условий  для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

           В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

          Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

           Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

- совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств

- учета индивидуальных особенностей воспитанника

- условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса

            В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
  4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. М., 2000.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.
  7. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
  8. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
  9. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
  11. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  12. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер. с англ. М., 2002.
  13. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990. - 442 с.

Информация о работе Воспитание как фактор развития личности