Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:48, контрольная работа
Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность воспитания и его особенности………………………………..5
Общие закономерности и принципы воспитания………………………10
Показатели и критерии воспитанности личности………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.
Объективный характер
– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;
– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;
– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Для педагога, реализующего принцип персонификации, приоритетными направлениями воспитательной деятельности должны быть: определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности в учебной и во внеучебной работе, предоставление каждому ребенку возможностей для оптимальной самореализации и самораскрытия.
Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других; 3) при выборе воспитательного средства необходимо учитывать индивидуальные качества ребенка; 4) поиск способов коррекции поведения ученика следует осуществлять во взаимодействии с ним; 5) постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
Принцип природосообразности обосновывался разными учеными различных исторических эпох, начиная со времен Античности. Он занимал значительное место в педагогических взглядах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега, Я. А. Коменского, которые призывали воспитывать личность в соответствии (сообразно) с ее природными способностями и возрастными особенностями. Современная трактовка этого принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У формирующейся личности следует культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
С позиций принципа
а) осознавала себя гражданином Вселенной;
б) отчетливо понимала происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
в) ощущала сопричастность природе и социуму;
г) осознавала себя субъектом, творящим ноосферу, разумно и сохранно потребляющим, сберегающим и воспроизводящим ее.
Кулътуросообразность – принцип воспитания, который впервые был обоснован в трудах Д. Локка, утверждавшего, что душа ребенка – это tabula rasa («чистая доска»), что различия в человеке определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций и И. Г. Песталоцци, основываясь на идеях Д. Локка, обосновали роль социокультурного фактора в воспитании. Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф. А. Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Реализовать принцип культуросообразности в воспитании – значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.
Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Тертуллиана, Августина, Аквината и др. Значительный вклад в его развитие внесли выдающиеся европейские педагоги-мыслители: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Гербарг, А. Дистервег.
На современном этапе принцип
гуманизации основан на
1) уважения прав и свобод воспитанника;
2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований;
3) уважения к
позиции воспитанника даже
4) уважения права воспитанника быть самим собой;
5) доведения
до сознания воспитанника
6) ненасильственного формирования требуемых качеств;
7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности;
8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
9) оптимистической
стратегии в определении
10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
11) учета интересов
воспитанников, их
Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка (что практически нереально в условиях большой наполняемости класса и загруженности учителя), а для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку (младшие школьники, подростки, старшеклассники); б) учебной успеваемости («сильные», «слабые», одаренные учащиеся); в) тендерному признаку (мальчики и девочки); г) уровню общественной активности (активные, пассивные, негативно настроенные); д) характеру взаимоотношений с педагогом (благополучные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); д) характеру межличностного общения (коммуникабельные, инертные, закрытые для общения) и др.
По характеру воспитательного
воздействия принцип
Основными условиями
1) изучение межличностных
отношений, позволяющее
2) насыщение
жизни коллектива
3) создание в
коллективе атмосферы
4) ориентация общественного мнения класса на гуманистические ценности, стимулирующие для каждого члена коллектива потребность в самореализации и самораскрытии.
Таким образом, применение
Как узнать, достиг ли цели воспитательный
процесс в целом или отдельный его этап?
Естественно, для этого нужно сопоставить
запроектированные и реальные результаты
воспитания. Без знания достигнутых результатов,
как промежуточных, так и конечных, ни
планирование, ни управление процессом
невозможно. Под результатами воспитательного
процесса понимается достигнутый личностью
или коллективом уровень воспитанности.
Он может соответствовать запроектированному,
но может и отличаться от него. Выявить
степень соответствия помогает диагностика
— оценочная процедура, направленная
на прояснение ситуации, выявление истинного
уровня воспитанности. Данные диагностического
изучения сопоставляются с исходными
(начальными) характеристиками воспитанности,
разница между начальным и конечным результатами
определяет эффективность процесса воспитания.
В качестве эталонных
показателей, с которыми сравниваются
достигнутые результаты, используются
критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии
воспитанности — это теоретически разработанные
показатели уровня сформированности различных
качеств личности (коллектива).
Среди множества критериев
воспитанности можно выделить две группы:
содержательные и оценочные. Первые связаны
с выделением адекватных изучаемому качеству
показателей, а вторые — с возможностью
более или менее точной фиксации интенсивности
проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии
— для диагностики конечных результатов
достигнутого уровня воспитанности личности
или коллектива и частные критерии — для
анализа промежуточных результатов, связанных
с выработкой отдельных свойств, черт
и качеств. Первые отражают требования,
зафиксированные в формулировке цели,
а вторые — конкретные задачи воспитательного
процесса.
По направленности,
способу и месту применения критерии воспитанности
условно делятся на две группы: связанные
с проявлением результатов воспитания
во внешней форме — суждениях, оценках,
поступках, действиях личности и связанные
с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя
— мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Среди наиболее часто
применяемых на практике методов диагностики
воспитанности — прямые вопросы типа:
«Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?»
и т. п. Ответы на них помогают воспитателю
и самому воспитаннику лучше разобраться
в различных качествах, осмыслить их. Для
определения того, как относятся воспитанники
к тем или иным фактам, поступкам, действиям,
событиям, применяются специальные вопросы
в устной или письменной форме: «Какие
профессии ты считаешь самыми престижными?»
и т. п. Они могут быть открытыми, требующими
аргументированного ответа, или закрытыми,
предполагающими выбор одного из альтернативных
ответов.
Для
диагностики оценочных суждений широко
применяются сочинения на заданную тему:
«Мой идеал современника», «Милосердие
— как я это понимаю» и т. п. Ценность этих
работ в том, что они отражают внутренние
позиции выпускников, их сомнения, колебания
и раздумья. Однако в последнее время усилился
разрыв между внутренней позицией молодых
людей и ее выражением, меньше стало откровенности
в ученических сочинениях, а поэтому их
ценность как диагностического средства
уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь
в своих устных высказываниях — открыто
выражает свои взгляды и убеждения.
Диагностическое
значение имеет и позиция «умолчания»,
характеризующая стремление части воспитанников
оставаться в тени, уклоняться от прямых
ответов на поставленные вопросы, занимать
нейтральную или примиренческую позицию.
Наблюдения за поведением воспитанников
и способами их самовыражения проверяются
в личных беседах и обязательно корректируются;
применяются также другие, в частности
социометрические, методы выявления внутренней
позиции. Только комплекс диагностических
методов позволяет составить представление
о степени сформированности необходимых
качеств.
Внутренняя
позиция личности обнажается в поведении.
Как человек воспитан, так он и действует.
Педагогика использует эффективный способ
диагностики поведения — метод воспитывающих
ситуаций. Он позволяет в единстве решать
две задачи: диагностировать уровень развития
требуемых качеств и воспитывать эти качества.
Воспитывающая ситуация — это естественная
или преднамеренно созданная обстановка,
в которой воспитанник вынужден действовать
и в своих действиях обнаружить уровень
сформированности у него определенных
качеств. Естественными ситуациями полна
повседневная жизнь на уроках, переменах,
в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно
созданные ситуации обычно затрагивают
очень важные для воспитанников стороны
их жизни. Это, например, ситуация распределения
обязанностей, поручений, подарков и наград,
выбора между личным и общественным и
т. п. В таких ситуациях поведение человека
обычно адекватно его внутренней позиции.
Эти ситуации могут стать остроконфликтными
и даже неуправляемыми, а поэтому требуют
пристального внимания и очень тонкого
педагогического руководства.
В
последнее десятилетие передовая педагогическая
практика тяготеет к созданию проблемных
воспитывающих ситуаций. Искусственно
создаются ситуации, когда ребята вынуждены
решать поставленные проблемы, а воспитатель
может оценить, в каком состоянии находится
коллектив и каждый из его членов на данном
этапе, и, следовательно, правильно построить
воспитательный процесс. Выделяются такие
виды ситуаций: проверочная, воспитывающая,
контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная
воспитателем, но помогающая, не предусмотренная
воспитателем, мешающая или вредная.
Регистрация результатов диагностики
осуществляется в различных формах. Чаще
других способов используется шестибалльная
шкала: +1 (готовность к положительным проявлениям);
+2 (устремленность к положительным действиям);
+3 (устойчивость, активность при совершении
положительных действий); 0 (нейтральная
позиция); —1 (готовность к отрицательным
проявлениям); —2 (устремленность к отрицательным
действиям); —3 (антиобщественное поведение).
Следует всегда помнить, что в основу оценки
воспитанности должна быть положена общая
нравственная направленность личности,
а не отдельные ее качества. Последние
следует рассматривать в связи с мотивами
поведения, поскольку поступок или действие,
взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим,
не могут адекватно характеризовать уровень
воспитанности. Известно, что иногда даже
гуманные поступки, якобы свидетельствующие
о воспитанности человека, на самом деле
бывают обусловлены далеко не лучшими
побуждениями. В других условиях, при иных
обстоятельствах поведение могло бы измениться.