Воспитание и школа на средневековом Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Описание работы

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII - VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

Работа содержит 1 файл

Воспитание и школа на средневековом Востоке.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

При династии Цинь ( II в. до н. э.) была упрощена и унифицирована  иероглифическая письменность, что  существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных  школ (Сы Сюэ}. Подобная типология учебных  заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань ( II в. до н. э. - II в. н. э.) появилась  бумага, что позволило осуществить  подлинную революцию в средствах  обучения. В эту эпоху приобрела  достаточно ясные очертания трехступенчатая  система образования - начальные, средние  и высшие школы. Первые высшие школы {Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались  для состоятельных людей. В таких  школах обучалось до 300 студентов.

В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах. Полный [ учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан  на 10 лет. По окончании курса можно  было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в  государственном аппарате.

Особый расцвет  переживали культура и образование  средневекового Китая в течение III - X вв. Расширялась сеть учебных  заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения  университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически  любого человека, независимо от социального  происхождения. Вместо устных экзаменов  были введены письменные. Высшие учебные  заведения присуждали ученую степень  специалиста по пяти классическим конфуцианским  трактатам: "Книга, t перемен", "Книга  этикета", "Весна и осень", "Книга поэзии", "Книга истории".

На исходе "золотого века" китайского средневековья  все сильнее проявлялся отрыв  системы образования от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить  положение. К их числу относился  Ван Анеши (1019 - 1086). Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.

Возможность преодолеть застой в образовании многие мыслители  усматривали в корректировке  конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Они  утверждали, что конфуцианство превратилось в догму и схоластику. В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130—1200), который трактовал жизнь как  победу человеческого разума и правил любви. В конечном счете обосновывались идеи безусловного подчинения младших старшим, детей - родителям, подчиненных - начальнику, что вполне укладывалось в требования, которые предъявляло средневековое китайское общество подраставшему поколению.

Новые краски в  палитре образования и воспитания появились при монгольской династии Юань (1279—1368). Наряду с традиционными  иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространяются монгольские школы, и письменность. В стране действовала обширная сеть учебных заведений (около 25 тыс. в 1289 г .). Многие школы покрывали свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков. Развитие естественных и точных наук привело  к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ.

Важный этап в истории средневекового образования  в Китае - правление династии Мин (1368—1644). В это время возникли предпосылки организации всеобщего  начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного  образования. В Пекине и Нанкине  были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации. Продолжались реформы государственных экзаменов. Они были еще более усложнены  и регламентированы. Экзаменующимся, например, вменялось писать в установленном  стиле, от которого нельзя было отступать. Экзаменационное сочинение должно было состоять из восьми разделов со строго ограниченным числом иероглифов (не менее 300 и не более 700). Предметом сочинения  могли быть лишь события, имевшие  место после 220 г . и т. д.

Китайская школа  в последний отрезок средневековой  истории - при маньчжурской династии Цин (1644—1911) не претерпела никаких серьезных  перемен. Китай будто уснул, как  бы охваченный летаргическом сном. Воспитание и обучение по-прежнему определяла неоконфуцианская идеология. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, которые  популяризировали особые беседчики. Ценные и оригинальные идеи педагогов, например Хуан Цзунси (1610 - 1695), которого называют "китайским Руссо", оказались  невостребованными и не повлияли на практику воспитания и обучения. Образование носило сугубо гуманитарный характер, в этом отчетливо проявлялся китайский изоляционизм. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась  мысль, будто "Китай есть весь мир". Школьная система и государственные  экзамены сохранялись в традиционном виде.

Обучение мальчиков  грамоте начиналось с 6 —7-летнего  возраста в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение семь-восемь лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание. Состоятельные  родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную  школу.

Придя впервые  в школу, мальчик кланялся изображению  Конфуция, припадал к ногам учителя  и получал иное - школьное имя. Понятие  учебного года отсутствовало, так как  прием в школу происходил в  любое время года. Учились весь год, за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 часов утра до 18 часов  вечера с перерывом на двухчасовой  обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость красовалась на видном месте  и то и дело пускалась в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным способом было мнемоническое  обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался  спиной к тексту и старался воспроизвести  его по памяти. Отсюда, кстати, название китайского иероглифа, который одновременно означает "повернуться спиной" и "учить наизусть". В итоге  первоначального обучения нужно  было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа  предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг - "Троесловие" (начала философии, литературы и истории), "Фамилии  всех родов" (типология китайских имен), "Тысячесловник" (содержание сходно с "Троесловием"). Заучи-

вали и другие тексты, например "Детские оды", нравоучительного характера. Особое значение при элементарном обучении уделялось  каллиграфии - искусству иероглифического письма.

Сдав экзамен  в начальной школе, учащиеся могли  продолжить образование на следующей  ступени. Обучение здесь длилось  пять-шесть лет. В программу входили  философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских компендиума: "Четверокнижие" и "Пятикнижие". Программа естественнонаучного  образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании  школы 18—19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Процедура экзаменов  была громоздкой и утомительной. Она  просуществовала вплоть до 1905 г . Во время экзаменов соискателей, предварительно обыскав, запирали в одиночные кельи, где те писали сочинение на заданную тему и согласно рутинному канону. Экзамены включали три последовательных этапа. Первый - уездные экзамены. Неудачники обычно становились школьными учителями. Успешно прошедшие экзамены удостаивались  первой ученой степени сюцай (дословно "расцветающее дарование"). Они  могли занять должности уездных  чиновников и получали право на прохождение  следующего этапа - провинциальных экзаменов. Подобные испытания проходили один раз в три года в Пекине, Нанкине  и главных городах провинций. Экзамены контролировали столичные  и крупные провинциальные чиновники. Прошедшие экзаменационное сито получали ученую степень цзюйжэн (буквально - "представляемый человек") и крупные  административные должности в масштабе провинции. Им предоставлялась возможность  испытать себя на столичных экзаменах.

Апофеоз испытаний - столичные экзамены проводились  с интервалом в три года. Экзаменационную  комиссию возглавлял генеральный экзаменатор, которому помогали многочисленные инспектора и контролеры. Успеха могли добиться лишь немногие претенденты. Третью ученую степень цзиныии (буквально - "прогрессирующий  ученый") получал только каждый третий из экзаменовавшихся. Три сотни счастливцев (обычное число выдержавших экзамены) могли рассчитывать на блестящую  бюрократическую карьеру.

По сути, государственные  экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией  многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории  Китая немало примеров, когда известные  ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных  сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно  обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью  верблюда".

Список  литературы

Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.

Бируни Абу  Райхан. Избранные произведения. Ташкент, 1963.

Ибн Сына Дашш-Намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.

История педагогики. Ч. 1., гл. 6. М ., 1995.

Очерки истории  школы и педагогики за рубежом 41 гл 5 М 1988.

Очерки истории  школы и педагогической мысли  древнего и средневекового Востока. М., 1988.

Тллашев X . X . Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья  Ташкент, 1985.

Фараби Аль. Гражданская  политика //Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.gumer.info/

Информация о работе Воспитание и школа на средневековом Востоке