Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:28, реферат
Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII - VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.
При династии Цинь ( II в. до н. э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ}. Подобная типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.
В период династии
Хань ( II в. до н. э. - II в. н. э.) появилась
бумага, что позволило осуществить
подлинную революцию в
В эпоху Хань
официальной идеологией воспитания
и образования становится конфуцианство.
Классические конфуцианские трактаты
становятся главным предметом изучения
в школах. Полный [ учебный курс усвоения
конфуцианских канонов был
Особый расцвет
переживали культура и образование
средневекового Китая в течение
III - X вв. Расширялась сеть учебных
заведений. Благоденствовали высшие школы.
Появились первые учебные заведения
университетского типа. Произошли важные
перемены в государственных экзаменах.
К ним стали допускать
На исходе "золотого века" китайского средневековья все сильнее проявлялся отрыв системы образования от практических нужд. Некоторые ученые пытались исправить положение. К их числу относился Ван Анеши (1019 - 1086). Начатая им реформа, однако, не принесла успеха.
Возможность преодолеть
застой в образовании многие мыслители
усматривали в корректировке
конфуцианства как идейной
Новые краски в
палитре образования и
Важный этап
в истории средневекового образования
в Китае - правление династии Мин
(1368—1644). В это время возникли
предпосылки организации
Китайская школа
в последний отрезок
Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6 —7-летнего возраста в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение семь-восемь лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу.
Придя впервые
в школу, мальчик кланялся изображению
Конфуция, припадал к ногам учителя
и получал иное - школьное имя. Понятие
учебного года отсутствовало, так как
прием в школу происходил в
любое время года. Учились весь
год, за вычетом праздников и новогодних
каникул, с 7 часов утра до 18 часов
вечера с перерывом на двухчасовой
обед. Символ власти учителя - бамбуковая
трость красовалась на видном месте
и то и дело пускалась в ход.
Каждый учился в собственном ритме.
Главным способом было мнемоническое
обучение. Отвечая урок, ученик поворачивался
спиной к тексту и старался воспроизвести
его по памяти. Отсюда, кстати, название
китайского иероглифа, который одновременно
означает "повернуться спиной"
и "учить наизусть". В итоге
первоначального обучения нужно
было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов. Программа
предусматривала
вали и другие тексты, например "Детские оды", нравоучительного характера. Особое значение при элементарном обучении уделялось каллиграфии - искусству иероглифического письма.
Сдав экзамен
в начальной школе, учащиеся могли
продолжить образование на следующей
ступени. Обучение здесь длилось
пять-шесть лет. В программу входили
философия, литература, история, стилистика.
В качестве учебных пособий использовались
два конфуцианских компендиума:
"Четверокнижие" и "Пятикнижие".
Программа естественнонаучного
образования фактически отсутствовала.
Преподавались лишь начала арифметики.
Учащиеся регулярно сдавали экзамены
(месячные, семестровые, годовые). По окончании
школы 18—19-летние юноши могли готовиться
к сдаче государственных
Процедура экзаменов
была громоздкой и утомительной. Она
просуществовала вплоть до 1905 г . Во
время экзаменов соискателей, предварительно
обыскав, запирали в одиночные кельи,
где те писали сочинение на заданную
тему и согласно рутинному канону.
Экзамены включали три последовательных
этапа. Первый - уездные экзамены. Неудачники
обычно становились школьными
Апофеоз испытаний
- столичные экзамены проводились
с интервалом в три года. Экзаменационную
комиссию возглавлял генеральный экзаменатор,
которому помогали многочисленные инспектора
и контролеры. Успеха могли добиться
лишь немногие претенденты. Третью ученую
степень цзиныии (буквально - "прогрессирующий
ученый") получал только каждый третий
из экзаменовавшихся. Три сотни счастливцев
(обычное число выдержавших
По сути, государственные экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены отнюдь не способствовали выявлению талантов. В истории Китая немало примеров, когда известные ученые так и не сумели преодолеть бастионы восьмичленных экзаменационных сочинений. Для успешной сдачи экзамена не требовались вовсе творческие способности. Как говорили в Китае, "чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда".
Список литературы
Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958.
Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Ташкент, 1963.
Ибн Сына Дашш-Намэ. Книга знания. Сталинабад, 1957.
История педагогики. Ч. 1., гл. 6. М ., 1995.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом 41 гл 5 М 1988.
Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988.
Тллашев X . X . Общепедагогические
идеи ученых-энциклопедистов
Фараби Аль. Гражданская
политика //Социально-этические
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/
Информация о работе Воспитание и школа на средневековом Востоке