Воспитание и школа на средневековом Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Описание работы

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII - VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

Работа содержит 1 файл

Воспитание и школа на средневековом Востоке.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Воспитание  и школа на средневековом  Востоке 

Джуринский  А.

Педагогическая  мысль и образование  на Ближнем и Среднем  Востоке (VII -XV II вв.)

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть  Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII - VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения  из мировых религий - складывался  под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими  нравственными заповедями.

Ислам вырос  на базе взаимосвязанных культур  стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Арабское завоевание не означало полного разрыва с культурными  и педагогическими традициями эллинизма  и Византии. Исламский мир воспринял  и освоил античную философию, в частности  Платона и Аристотеля, заимствовав  из нее рационалистический взгляд на человека.

Эволюция культуры, образования, педагогической мысли  исламского средневекового мира прошла ряд этапов. В раннюю эпоху ( VII - X вв.) проблемы воспитания в исламском  мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в. (Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и др.).

Время своеобразного  восточного ренессанса наступило в IX - XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские  ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока  пытались проникнуть в суть природы  человека, учесть социальные и биологические  детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека обрести  высокие духовные и нравственные качества.

Мыслители Арабского  Востока посвятили свои труды  разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как  образованных негодяев, так и благочестивых  невежд.

Открывает список ученых-энциклопедистов исламского мира основатель арабской философии  Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801—873). Он выдвинул концепцию четырех видов  интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что при воспитании надо формировать  не мусульманский фанатизм, а высокий  интеллект.

Высоко чтил арабский мир ученого и философа ал-Фара-би (870 - 950). Аль-Фараби глубоко  и оригинально видел ряд сущностных педагогических проблем. Противник  клерикализма, он утверждал, что лишь безумцы могут полагать, что высшее благо находится вне существующего  мира. Цель воспитания, по Фа-раби, - подвести человека к этому благу через  поощрение стремления совершать  добрые дела. Осознать, что именно является добрым или злым, помогают знания.

Фараби предложил  систему приемов воспитания добродетелей. Приемы делились на "жесткие" и "мягкие". Если воспитанник проявляет желание  учиться, трудиться и совершать  добрые поступки, уместны мягкие методы. Если же подопечный педагога злобен, нерадив, своенравен, вполне оправданны наказания - "жесткое" воспитание.

Более чем в  ста пятидесяти трактатах другого  выдающегося мыслителя Востока, ал-Бируни (970 - 1048), во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи: наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др. Бируни утверждал, что главная  цель воспитания - нравственное очищение - от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать.

Названный современниками "владыкой наук", советник правителей разных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сына (Авиценна в латинской  транскрипции) (980- 1037) немало лет посвятил преподавательской деятельности и  оставил множество работ, среди  которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение  к педагогической теории трактаты "Книгаодуше", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".

Ибн Сина мечтал о разностороннем воспитании и обучении, и прежде всего музыке, поэзии, философии. Такой путь виделся ему в организации  совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества. Совместное обучение должно было проходить на разных уровнях  в соответствии со способностями  учеников. Фундаментом всякого образования  Авиценна называл овладение чтением  и письмом. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному  и профессиональному обучению. Как  только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей  профессии (например, учить составлять отчетность и иные документы). Затем  надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги.

Большое внимание проблемам воспитания уделял один из наиболее выдающихся философов Востока  ал-Газали (1056/ 59 - 1111). Четырехтомный  компендиум ученого "Воскрешение  наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью  их воспитания. Аль-Газали подчеркивал  необходимость с раннего возраста учить вести себя за столом, быть неприхотливыми в быту, закаляться путем физических упражнений.

Душа ребенка  приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют  определенные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется  путем самовоспитания и подражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления интеллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания. Наблюдая проступки других, можно  увидеть и собственные недостатки и составить суждение о них. Чтобы  преодолевать нравственные пороки, необходимы Божья помощь, долготерпение и  постоянные душевные усилия. Если дурная привычка укоренилась слишком сильно, ее можно "проэкранировать", заменив  менее вредной, а затем и вовсе  избавиться от нее. Возможно при этом и применение телесного наказания, хотя увлекаться им не следует Наказывать надо наедине, чтобы не унизить ребенка  в собственных глазах и глазах окружающих. Предпочтительно, впрочем, действовать убеждением, заботясь, чтобы не докучать воспитаннику увещеванием.

Нравственное  самосовершенствование - одна из постоянных тем восточных философов и  ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике "мудреца  мудрецов" ибн Баджа (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в. —1139).

Популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126—1198) как педагог  известен прежде всего благодаря  трактату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн  Рушд утверждал важные дидактические  принципы сознательности, научности, наглядности.

Разноообразные  идеи о воспитании и образовании  содержат более чем 150 трактатов  иранского философа Насирэддина  Туей (1202 —1273). В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга  мудрости", "О воспитании обучающихся", "Наставление обучающемуся на пути учебы" и других представлены размышления  о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического  воспитания. Знание, полагал Туей, служит тем снадобьем, которым человек  пользуется на всем своем жизненном  пути. Чтобы заполучить такое снадобье, необходимо четко уяснить цель и  способ достижения знания.

Ярким представителем плеяды мыслителей средневекового Востока  являлся арабский ученый Абдуррахман  ибн Халдун (1332 - 1406). Находясь на позиции  аристотелизма, Ибн Халдун утверждал, что человек реализует себя в  отношениях с другими людьми. Упорядочить  свои отношения в рамках общества человеку позволяет разум, который  формируется в результате наблюдений, обобщений и опыта - "того, чему учит время".

Халдун подчеркивал, что овладение наукой требует  систематических интеллектуальных усилий. Научное знание - своеобразный навык, приобретаемый посредством  длительных упражнений. Предлагалось избегать изучать одновременно несколько  предметов и обучать так, чтобы  учащиеся переходили от одного предмета к другому. Вначале следует дать краткий очерк предмета, затем  сосредоточиться на деталях, а в  итоге рассмотреть неясное и  спорное. Обучение должно усложняться  постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием. На высшей ступени образования  самым эффективным приемом обучения Ибн Халдун называл дискуссии, полагая, что они наилучшим образом  дают навык выражения мысли. Он горячо под-

держивал древний  обычай приобретать знания в путешествиях, общаясь со многими учителями.

Ибн Халдун органично  увязывал обучение с общим развитием, нравственным воспитанием Он высоко оценивал, например, обучение математике, логика которой развивает интеллект, приучает к аккуратности и дисциплине. Ибн Халдун отвергал традицию начинать обучение с Корана (предпочтительней, говорил он, начинать с изучения арабского языка и литературы). Он писал, что малые дети не в состоянии  понять Коран, поэтому, чтобы заставить  их учиться, прибегают к насилию, а насилие запугивает, подавляет  самостоятельность, порождает лживость.

Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского  письма. Овладение арабской письменностью  было непременным условием для образованного  человека и учителя, х 

По исламской  традиции обучение начиналось в семье. Важным событием такого обучения была церемония бисмаллах. По достижении возраста в 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок  должен был произнести молитвенное "бисмаллах" и несколько стихов из Корана. Считалось, что ответственность за проступки детей лежит прежде всего на преподавателе. "Начало воспитания моих детей есть твое собственное воспитание", - писал один из родителей учеников, обращаясь к учителю.

По средневековым  восточным представлениям, между  обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь: без воспитанности  знание что огонь без дров, без  знания воспитанность - как дух без  тела. При обучении и воспитании практиковали поощрения и наказания. Существовал, например, обычай, согласно которому лучший ученик проезжал верхом по улицам, а товарищи осыпали его  сладостями. Чаще, однако, использовали наказания. Предусматривалась определенная регламентация наказаний. Арабский писатель Мухаммед ибн Сух-нун (817 - 880) в трактате "Поведение учителя" советовал наставникам избегать вспыльчивости, не превращать физическое наказание в избиение. Так, в соответствии с традицией, число ударов ограничивалось тремя. Подчеркивалось, что недопустимо  физическое наказание детей до 10 лет, а также поручение наказывать старшему ученику.

Образование в  исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись  непринципиальные различия).

В городах и  крупных селениях существовали частные  религиозные школы начального обучения (китаб). Учитель договаривался с  родителями учеников. Плата, как правило, была невысокой. В раннюю эпоху (по крайней  мере до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в  мечетях, реже - в доме или лавке. Учились шесть дней в неделю (кроме  пятницы), утром по средам и четвергам  повторяли пройденное. Изучали прежде всего арабскую грамоту. Обучение строилось  на чтении и запоминании текстов  Корана. Проводились также диктанты. Содержание обучения, прежде всего  соблюдение канонов ислама, контролировали местные духовные и светские власти. Учителю помогали старшие ученики.

Основную часть  учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Феодальная верхушка предпочитала нанимать домашних учителей. Тогда образование  включало не только чтение, письмо и  счет, но и рудименты арабской грамматики и литературы. Кроме того, изучали  историю, правила этикета, занимались физическими и воинскими упражнениями (плавание, верховая езда, стрельба из лука и пр.).

Второй (высший) уровень образования преподавали  платные учителя или в специальных  учебных заведениях. Занятия чаще всего проходили в мечетях (обычно с рассвета до полудня). В больших  мечетях могли заниматься десятки  ученических групп (кругов). Преподаватель  на занятиях сидел на ковре в кругу  учеников.

Программа должна была содействовать формированию благородного мусульманина, и предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу  относились прежде всего религиозные  дисциплины (толкование Корана, интерпретация  преданий о жизни пророка Мухаммада, мусульманское право, богословие). Сюда относились арабская филология и  риторика. Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями Аристотелева толка.

Второй уровень  образования можно было получить в создаваемых при мечетях  просветительских кружках - фикхах и  каламах. В них изучали шариат (мусульманское право) и теологию. Заметным событием в развитии просвещения явились дома мудрости, первые из которых появились в Багдаде при халифе Мамуне (786 - 833). В домах мудрости собирались и дискутировали крупные ученые. Здесь накапливались богатые собрания рукописей.

Информация о работе Воспитание и школа на средневековом Востоке