Воспитание и школа на средневековом Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:28, реферат

Описание работы

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII - VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

Работа содержит 1 файл

Воспитание и школа на средневековом Востоке.docx

— 35.56 Кб (Скачать)

Главными методами обучения были чтение и комментирование  разнообразной книжной литературы. Ученики под руководством наставника изучали наиболее авторитетные сочинения  потому или иному предмету. Ученик обычно читал, а преподаватель по ходу чтения комментировал. Иногда комментарии  переходили в развернутую лекцию. Студенты вели конспекты. Специальные  глашатаи время от времени громко произносили то, что учитель считал наиболее важным. Они же выполняли  роль репетиторов и контролеров.

Получившим образование  высшего уровня присваивалась ученая степень - ияз. Порой они имели  свидетельства о такой степени  от нескольких преподавателей.

Власти почти  не вмешивались в процесс высшего  образования, впрочем, в ряде мест (например, в Багдаде и Египте) они следили  за соблюдением канонов ортодоксального  ислама.

Заметные изменения  в деле высшего образования произошли  в XI - XII вв., когда появились новые  учебные заведения такого образования - медресе. Первая подобная школа была создана в 1055 г . в Багдаде. Медресе  затем распространились по всему  исламскому миру. Самой знаменитой была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г . политическим деятелем аль-Муль-ком).

Медресе имели  свой устав и статус частных учебных  заведений. Постепенно, однако, контроль государства становился все более  жестким. Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых  дарителей. Порой (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти.

В первых медресе  преподавали грамматику, право, философию. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Постепенно программа расширялась: изучали  и комментировали труды древнегреческих, иранских и индийских авторов.

Авторами учебников  часто являлись выдающиеся мыслители. Так, Бируни создал учебный трактат "Тафким" ("Вразумление началам  звездочетства"). Это пособие для  обучения математике, астрономии и  географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответ на поставленные вопросы. Студенты, изучавшие медицину, пользовались энциклопедией, составленной ибн Руш-дом. Настольными книгами  в медресе и других высших учебных  заведениях были трактаты Авиценны.

Порой некоторые  крупные медресе, научные кружки, дома мудрости превращались в своеобразные университеты с библиотеками, лекционными  залами.

Типологичность  системы образования в исламском  мире не исключала особенностей в  отдельных регионах и странах.

Так, в Иране  к X в. наряду с арабско-грамматической школой мактаб существовала школа персидского  направления - кут-таб, где изучали  иранскую историю и литературу.

В Османской  империи, в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний Восток, сложилась  иерархия медресе: столичные, которые  открывали путь к административной карьере, и провинциальные, выпускники которых в лучшем случае могли  стать мелкими чиновниками.

В империи путем  воспитания проводилась натурализация  части детей покоренных народов (главным образом христианских). По турецким семьям распределялись "чужеземные мальчики" 5—12 лет, где их приобщали  к языку и обычаям турок-османов. Затем подростков отдавали в специальные  дворцовые школы, где продолжалось их мусульманское образование и  шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно - новая  армия).

Кризис Османской  империи в XVII в. отразился и на школьном образовании и воспитании. Обучение перерождалось в механическую зубрежку. В школе воцарилась палочная дисциплина, что превращало детей, как  писал один из современников, в "обезумевшие  стаи птиц".

Крупным культурным центром исламского мира была мусульманская  Испания, где просвещение достигло наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912—961) и Галеме II (961—976). По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. В одной лишь Кордове  насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в ряде которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи  предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и  философии. В этих учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями  и студентами были мусульмане, христиане  и иудеи.

Идеи и практика воспитания и образования исламского мира во многом предвосхитили школьно-педагогические достижения Европы и нередко являлись эталоном для Запада. Можно указать  в этой связи, например, идеи Кинди  об интеллектуальном развитии, сенсуалистский подход Бируни к обучению и т. д. Через  арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху  средневековья.

Появившиеся на Востоке школы университетского типа в значительной мере оказались  прообразами средневековых университетов  Европы. В арабских высших школах обучались  европейцы, ставшие впоследствии учеными, политическими и религиозными деятелями. В мусульманской Испании, например, получил образование будущий  папа Сильвестр П. Когда в XI в. Болонье  и Париже появились центры просвещения, из которых затем выросли университеты, европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы  посетить местные школы, познать  мудрость Востока.

2. Воспитание и обучение  в средневековой  Индии 

Индуистская и  буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию.

Средневековые элементы культуры и образованности зародились в Индии после падения  империи Гупта ( V в.). При этом сохранялась  кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию  определенных групп населения. Больше того, даже среди трех высших каст нарастало неравенство при получении образования. Главенствующее положение

занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию  должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать  плодородные и неплодородные  земли, измерять вес, площадь, объем  и пр. Вайшья также мог знакомиться  с основами географии, изучать иностранные  языки, набираться опыта в торговых операциях и пр. Все эти знания приобретались не только в школе, но и у родителей.

Более демократический  характер имела буддийская система  образования, которая не принимала  во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции  монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую  основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика.

Постепенно происходило  сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная  система.

Эта система  пришла в упадок в XI - XII вв., когда  значительная часть Индии оказалась  под властью вторгшихся мусульман. Огню были преданы многие хранилища  рукописей. Мусульманские владыки  чинили препятствия развитию культуры и образования индусов. Лишь много  позже появились властители, которые  стали благосклонно относиться к  обучению немусульманского населения.

Воспитание и  образование в средневековой  Индии не являлись прерогативой государства  и рассматривались прежде всего  как личное дело человека и семьи  в зависимости от религиозных  убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских  учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в  Индию ислам.

Мусульманская педагогическая концепция имела  заметно интеллекту алистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности  достиг человек, активно использующий знания (истинные

идеи). Предполагалось, что усвоению "истинных идей" мешают два препятствия: неточность слов и  неясность мысли. При воспитании и обучении предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания "истинных идей". Среди наук, необходимых  для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась  логика.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который  использовался государственными чиновниками  и учеными.

Система мусульманского образования в средневекой Индии  во многом была сходна с той, которая  существовала во всем исламском мире. Вместе с тем у нее были свои особенности.

Образование можно  было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и  в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых  покровителей. В конце обучения преподаватели  могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка  рукописей, за которые получали немалые  деньги.

Существовали  четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского  языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка  и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции.)

Высшее образование  мусульмане могли получать в медресе  и монастырских учебных заведениях - даргабах. К числу наиболее крупных  можно отнести даргаб в Дели. Высокой  репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV - XVII вв. Здесь в десятках учебных  заведений, где занимались тысячи студентов  различных конфессий, преподавали  известные ученые и литераторы со всего Востока.

Обучение в  медресе шло на персидском языке  Студенты-мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык

В программу  входили грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было по преимуществу устным. Однако постепенно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась  все более многообразной.

Школьное образование  предназначалось для мужчин. Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек.

Примечательные  попытки реформирования средневековой  системы мусульманского образования  в Индии относятся к XVI в. Основатель династии Великих Моголов Бабур (1483 - 1530) поставил цель поддерживать школы  для организованной подготовки верных слуг государства. В продолжение  такой политики император Акбар (1542 - 1605) и его ближайший советник Абу-л Фазл Аллами (1551 - 1602) предприняли  меры по изменению и обновлению системы  образования и воспитания.

Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности  обучения. Главным человеческим пороком  он считал дурное воспитание. Правоверный  мусульманин, Аллами признавал, впрочем, божественную предопределенность жизни  и характера человека.

Реформами императора Акбара планировалось ввести в обязательные учебные планы светские науки: арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, основы управления, астрономию. Был  составлен широкий список предметов, которые рекомендовалось изучать. Подобные новшества отражали стремления приблизить школу к практическим потребностям своего времени. Вот как  об этом говорил Акбар: "Никто  не должен пренебрегать требованиями дня". При дворце Акбара была создана  школа для девочек, где изучались  гуманитарные науки и персидский язык.

Акбар предпринял попытку ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование.

Планы Акбара и  Аллами были смелыми, но во многом утопичными. Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контроля привели  к тому, что эти планы по большей  части остались нереализованными

3. Воспитание и школа  в средневековом  Китае 

Средневековая эпоха заняла в истории Китая  громадный временной отрезок - с  конца 1-го тысячелетия до н. э. до конца XIX в. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, каждый из которых отмечен  определенными тенденциями и  событиями в педагогической мысли  и школьном деле.

Информация о работе Воспитание и школа на средневековом Востоке