Вопросы по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Ответы к ГОСам по педагогике

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

План  представляет собой документ, который  содержит:

  1. Характеристика класса, в которой дается подробный анализ состояния воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом. (Уровни или стадии развития коллектива – 3 стадии по Макаренко: Кл.руковод.; через актив.класса; коллектив к учащемуся; Пять стадий по Лукошкину).
  2. Образовательно-воспитательные задачи, которые ставятся исходя из особенностей данного класса, а также целей и задач, поставленных на данный период.
  3. Содержание и форма работы с учащимися
  4. Работа с учителями предметниками: консультации, беседы.
  5. Работа с родителями.
  6. Работа с руководителем доп.образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Методы воспитания  и их сущность. Классификация методов  воспитания.

Воспитание  – это процесс целенаправленного формирования личности. Процесс воспитания – процесс многофакторный, воспитательный процесс отличается длительностью, результаты не так явственно ощущаются и не так близко обнаруживают себя, непрерывность воспитательного процесса, личностные качества формируются не по очередности а комплексно, процесс воспитания имеет двусторонний характер: между педагогикой и воспитанием существует как прямая так и обратная связь.

      Эффективность воспитания зависит:

  1. от сложившихся воспитательных отношений(+ и -)
  2. от соответствия целей и организации действий, помогающих эту цель достигнуть
  3. от соответствия соц-ой практики и характера воспитательного влияния на воспитанников
  4. от совокупного действия объективных и субъективных факторов
  5. от интенсивности воспитания
  6. от активности его участников
  7. от эффективности развития и обучения
  8. от качества воспитательного воздействия
  9. от интенсивности воздействия на внутреннюю сферу воспитания
  10. от уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитания
  11. от интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками

    Цели  и задачи воспитания:

    Цель  воспитания – это то к чему стремится  педагог, воспитательный коллектив. Это  необходимое условие правильного  результативного эффективного воспитания. Любая воспитательная цель решается в процессе выдвинутых или поставленных задач:

  1. Умственная задача – вооружение учащихся научными знаниями, стремление и желание пополнить эти знания.
  2. Нравственное воспитание – формирование нравственных норм и привычек поведения, выполнение определенного свода законов, норм и обычаев, которыми руководствуются люди в своем поведении
  3. Трудовое воспитание – формирование любви, уважения к труду, людям труда, а также трудовых умений и навыков.

    Методы  воспитания:

    Метод – путь или способ. Метод воспитания – это путь выбранный педагогом для достижения намеченной цели. Кроме методов педагог использует приемы воспитания – это часть метода.

    Каждый  педагог использует различные методы воспитания, выбор методов зависит  от следующих условий:

  1. Уровень воспитанности личности, коллектива
  2. Цель воспитания
  3. Содержание воспитания
  4. Уровень личностного развития воспитателя
  5. Стиль и тон отношений в образовательном учереждении

    Классификация методов воспитания

Ф. И. О. ученого Признаки  Название метода
Макаренко По характеру  деятельности Объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, приучения, упражнения, стимулирование , торможение, руководство
Ильина  Огородников 
По характеру, но более обобщенно Убеждения, организации  деятельности, стимулирование
Бабанский Методы воспитания на  сознания чувства и поведение детей Воздействие на сознание, формирование привычек, организация  деятельности.
 

 Независимо от характера и признаков все ученые сходятся к следующему:

1)Необходимо  иметь классификацию методов  воспитания

2)Любая  классификация методов воспитания  должна помогать педагогу в воспитательном процессе

3)Необходимо  воздействовать не только на  сознание но и на эмоции, чувства,  формировать привычки поведения.  На современном этапе классификация  методов воспитания должны формировать  сознание, эмоции, чувств, привычек поведения. Наиболее удобной и современной является классификация Бабанского.

Методы  формирования сознания: рассказ, беседа, диспут, лекция. Цель этого метода является формирование у учащихся твердых  научных знаний, нравственных ценностей.

Рассказ используется для сообщения новых знаний, беседа – используется уже когда у учащихся имеется некоторые знания о предмете разговора. Эффективность беседы зависит от актуальности темы. Диспут – спор, столкновение взглядов, как правило используется в старших классах.

Методы  организации деятельности: педагогические требования, упражнения, создание воспитательных ситуаций.

Методы  стимулирования поведения и деятельности: Соревнование, поощрение, наказание. 
 
 
 
 
 
 
 
 

13.  Цель и воспитание  культуры  межнац. общения

После распада Советского Союза, вопросы межнационального общения, которые существовали, резко обострились и стали огромной проблемой не только внутри небольшого населённого пункта, но и в масштабе государства.

В условиях политической нестабильности, а также  социальной трудности, эта проблема резко обострилась.

Основным  путем решения проблемы межнационального общения являлось воспитание у подросткового  поколения чувства уважения к  детям другой национальности, культуры. На классных часах, в индивидуальных беседах, педагог должен разъяснить учащимся сегодняшнее положение, раскрывать и показывать положительные черты традиций обычаев, представители другой культуры, нации. В том случае если учащиеся видят, что их «иностранец», является представителем народа огромной культуры, положительных традиций и обычай, то отношение к нему непременно меняется в лучшую сторону.

Одним из эффективных путей улучшения  межнационального общения является общая деятельность, в которую  включены дети другой национальности. Индивидуальная или групповая помощь детям другой национальности в учебе, освоения языка и т.д. Необходимо дать ребёнку другой национальности проявить лучшие качества, проявить себя с положительной стороны и должным образом в жизни коллектива, класса.

Таким образом, межнациональное общение должно строиться на равноправии, уважении каждой личности и на основе законов принятых в Российском обществе и общечеловеческих ценностях.

Толерантность- качество, которое предполагает терпимое, человечное, спокойное отношение  к другому человеку, независимо от его воспитания внутренних особенностей, духовного мира и т.д.

Задача  педагога заключается в том, что, на классных часах, индивидуальных беседах, раскрывать не только самоценность каждого  ученика, но и формировать у учащихся мысль о том, что без другого человека, других людей, он не может прожить, существовать в этом мире.

Каждый  человек своеобразная личность, хотя каждый подчиняется социальным законом  поведения, совершает те или иные поступки, но в то же время он индивидуальность, который имеет свои мысли, взгляды, свой стиль, ритм жизни. Эту особенность личности необходимо учитывать и формировать в каждом ребёнке терпимое отношение к непохожему на него ребёнку, детям, учащимся, т.е. формировать толерантность.

Интернациональность – уважение людей других наций. Необходиао также воспитывать любовь к национальным символам. 

14. Пед. Технологии  и их сущность. Взаимосвязь традиционных  и инновационных  пед. технологий.

Пед. тех. – это система способов пед. взаимодействия (обучение и воспитание) детализированного  до операционного уровня, обеспечивающее достижение пед. целей. Цель – средство – результат. Четкое следование шагам, этапам.

Основная  задача пед.тех. вооружить будущего педагога профессиональными умениями пед. взаимодействия.

Традиционное ( учитель – ведущая роль) и инновационное (ученики).

В качестве инновационных рассматриваются  модели, которые преобразуют характер обучения в отношении его таких  сущностных и инструментально значимых свойств как целевая ориентация, характер взаимодействия учащегося  и учителя и их позиция в  ходе обучения.

Типы инновационного обучения

  1. Инновации – модернизации
  2. Инновации – трансформации.

Первое  – это модернизирующие учебный  процесс направленные на достижение гарантированных результатов в  рамках его традиционной репродуктивной ориентации.

В основе технологический подход к обучению направлен на сообщение знаний и формирование способов действия по образцу. Ориентирован на высоко-эффективное репродуктивное обучение.

Второе  – это преобразующий традиционный учебный процесс. Направлен на обеспечение  его исследовательского характера, организация поисковой научной деятельности. Направлен на формирование самостоятельного поиска новых знаний у учащихся их применение в новых условиях.

Поисковый подход: цель развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый  опыт. Ориентиром деятельности педагога и учащихся – порождение новых знаний, способов действий и личностных смыслов. 

15. Управление   образовательными   системами.   Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

Управление- это  процесс, предполагающий:

  1. четкую постановку цели
  2. организацию процесса образования, проверку и контроль.

Образовательная система. Под системой образования понимается совокупность системы приемственных образовательных учреждений, программ, государственныых образовательных стандартов различного уровня и направленности:

  • Сеть реализующих их образовательных учреждений, различных организаций, норм.
  • Система органов управления образов и подведомственных им учреждений и предприятий

Различные уровни управления:

  1. Федеральный (М.О.Р.Ф.)  
  2. Национально-региональный. Республика, область, край.   
  3. Местный или школьный.  

Уровни  образовательных  учреждений:

Высшим органом  управления школы является совет  школы, в который входят: директор, завуч, родители, учащиеся. Важным является директор. Помошники: завуч, заместитель  по воспитательной части, завхоз, врач, соц. педагог, психолог. Кл. руководитель является управленцем: управляет системой права. Взаимодействие: несмотря на демократию иногда жесткий контроль, предписания или же самотек. Советы директоров-мозговые центры. Контроль – не карательная мера, а средство помощи.

Информация о работе Вопросы по педагогике