Пед профессия
– означает род трудовой деятельности,
владеющего комплексом специальных
теоретических знаний и практических
навыков, приобретенных в результате
специальной подготовки, опыта. Пед.
профессия включает ряд понятий:
-воспитатель
– человек, занимающийся воспитанием
детей (в яслях, дет. саду, гр.
продленного дня, детском доме.)
-преподаватель
– специалист с высшим образованием,
работающий в ВУЗе, колледже. В школе
учитель – педагог, ведущий учебную
деятельность школы, гимназии. Слово учитель
приобрело в наши дни широкий обобщенный
смысл. Среди многообразных видов деятельности
человека роль учителя была заметна на
самой ранней стадии. Окончательно профессия
педагога образовалась в конце 17 века.
Профессию учителя называют вечной. С
момента своего возникновения человек
всегда испытывал потребность учить –
передавать свой жизненный опыт младшему
поколению.
Специфика
пед. деятельности:
1.учитель
– человек, посредник между обществом
и растущим человеком.
2.учитель
– человек, устремленный в
будущее. Его деятельность ориентирована
на человека, чья активность в
полной мере разовьется в изменившихся
условиях. Первостепенное и необходимое
требование к педагогу – отличное
знание науки, основы которой он преподает.
Основные качества учителя – профессионала:
1.Общительность
2.Самообладание
(учитель, владеющий эмоциями, не
раздражается по пустякам)
3.Настойчивость
в достижении цели
4.Оптимизм
и юмор (верить в возможности каждого
ученика, тонкий и умственный юмор – настроение
ву коллективе)
Одним
из условий успешной пед. деятельности
является любовь к детям. Гармония личности
учителя больше всего определяется
мерой требовательности к устойчивости
эмоциональности и рассудительности,
оптимизма и осторожности, строгости и
мягкости. Ведущую роль в пед .деятельности
играет педагог – профессионал, а потом
семья о доп. учреждения.
Первый
элемент пед. деятельности –
воспитание, которое занимается
воспитанием души ребенка, эмоционально
чувствительной сферы. В результате человек
приобретает знания, умения, навыки, норм
поведения общества, обретает общечеловеческие
ценности.
Второй
элемент – обучение – процесс
взаимоотношений педагога и воспитанника,
в результате формируются знания, умения,
навыки в научной сфере, а также личностные
качества.
Третий
элемент – образование – процесс
и результат обучения и воспитания.
В результате воспитанник получает
знания, умения навыки в различных
областях наук и формируется как
личность.
Концепция
модернизации рос. образования на период
до 2010 года направлена на совершенствование
и качественное улучшение всей сферы образования.
Здесь поддерживается мысль, о том, что
современное образование должно включать
все лучшее, что было создано, а также использовать
передовой, инновационный, зарубежный
опыт.
Особое
внимание должно быть уделено следующим
аспектам модернизации образования:
1.Совершенствование
содержания образования
2.Включение
в образовательный процесс самих
учащихся как субъектов образовательной
деятельности. Необходимо не просто передавать
информацию, а ставить перед ребенком
вопросы, ответы на которые чтобы он находил
сам.
3.Более
шире использовать индивидуальность
и групповые формы учебно-воспитательной
деятельности.
4.Использовать
инновационные методы обучения и воспитания.
5.Высоки
требования предъявляются к личности
учителя: устойчивое научное мировоззрение,
духовное богатство, трудолюбие
профессионализм, любовь к человеку,
коммуникабельность, честь, достоинство,
совесть.
2.
Педагогика как
наука, ее объект.
Категориальный аппарат
педагогики. Задачи
педагогики в свете
закона РФ «Об
образовании»
Педагогика
– греч. слово пайдос – дитя, аго
– вести.
В 17в. пед.
выделили как отдельную науку, занимающуюся
не только изучением, но и воспитанием.
Предмет
пед. Воспитательная, образовательная,
обучающая деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательном учреждении,
в дополнит. образ., в целях развития
личности.
Основная
функция пед. Познавать законы воспитания,
образования, обучения людей, на этой основе
указывать педпрактики лучшие пути и способы
достижения поставленной цели.
Воспитание
– это понятие рассматривается
в нескольких смыслах социального
плана:
создание
условий (материальных, духовных) для развития
человека
как целенаправленная
деятельности
В пед.
плане: это целенаправленный организованный
процесс в формировании личности.
В узком плане: специально организованный
процесс формирования отдельных
качеств. С научной должен заниматься
специально подготовленный работник,
специалист: педагог, учитель, воспитатель,
который хорошо знает личность воспитанника,
а также формы, методы, приемы воздействия
на эту личность.
Обучение
– это процесс взаимосвязанной
деятельности учителя и ученика,
направленный на формирование знаний,
умений, навыков у ученика и качество личности.
Развитие
– количественных и качественных
изменений происходящих в личности.
Этот процесс постоянного изменения
человека, его организма и психики
в направлении от низших к высшим
формам.
Задачи
пед. в свете РФ «Об образовании»
изучение
личности ребенка во всех отношениях с
целью развития природных задатков и способностей.
научное изучение
социально-педагогических факторов влияющих
на развитие личности.
нахождение
инновационных путей, средств, форм и методов
воздействия на личности ребенка, на его
развитие.
разработка
современных учебных планов, отвечающих
потребностям общества и способствующих
развитию каждой личности.
совершенствование
и разработка новых общеобразовательных
программ, способствующих вовлечению
учащихся в процесс самообразования, сомовоспитания.
совершенствование
существующих закономерностей и принципов
воспитания и обучения.
улучшение
процессов воспитания, его организации,
контроля. В этих целях необходимо улучшить
подготовку пед. кадров, воспитателей.
Т. о. основная
задача – это создание условий
для активной жизнедеятельности
обучающихся. Т.к. образование становится
общественно-государственным, то важная
роль отводится общественным социальным
«институтам» таким, как семья, учреждения
доп. образования. Во всей учебно-воспитательной
деятельности должны активно принимать
участие семья, родители ,а также другие
общественные организации.
3.
Методологические
основы педагогики.
Методы и логика
пед. исследования.
Методологию
определяю, как учение о принципах,
методах, формах и процедур познания
и преобразования пед. деятельности.
Мет. –
это система принципов и способов
организации и построения теоретической
и практической деятельности.
Выделяют
4 уровня мед.
Философский
Общенаучный
– концепции принимаемые в многих науках6
личностно-ориентированный
Конкретнонаучный-
исходные теоретические концепции
Технологический
– методика и техника исследования.
Мет. принципы
научно-пед. исследования.
Принцип
– база, основа взглядов, идей, убеждений.
ихсходить
из объективных пед. явлений – они существуют
и развиваются в силу действия внутренних
объективных законов, противоречий.
обеспечивать
целостный подход в изучении пед. явлений,
процессов
изучить явление
в его развитии
изучать данное
явление в его связях и взаимодействии
с другими явлениями.
рассматривать
процесс развития, как самодвижение и
саморазвитие, обусловленное присущими
ему внутренними противоречиями, выступающие
как движущая сила и источник развития.
Логика
пед. исследования.
Общее ознакомление
с проблемой исследования, обоснование
ее актуальности, уровня разработанности;
определение объекта и предмета, тема
исследования.
Выбор методологии
– исходной концепции, опорных теоретических
положений, единого и определяющего ход
и предполагаемые результаты исследования,
замыслы исследовательского подхода.
Построение
гипотезы исследования – теоретической
концепции истености которую надо доказать.
Выбор методов
исследования. Проведение констатирующего
эксперимента, с целью установления исходного
состояния предмета исследования.
Организация
и проведение преобразующего эксперимента.
Анализ, интерпретация
и оформление результатов исследования.
Выработка
практических рекомендаций.
Методы.
Анализ научной
литературы
Анализ понятийно-терминологической
системы, т. е конкретизацию и уточнение
основных понятий и категорий научного
исследования
Аналогий
Построение
гипотезы, причем эта гипотеза должна
быть новай и проблемной.
Построение
мысленного эксперимента
Прогнозирование,
т. е. разработка методики предстоящего
эксперимента.
Моделирование.
4.Образование
как общественное
явление и пед.
процесс. Стратегия
развития.
Пед. процесс
– это развивающееся взаимодействие
воспитателя и воспитанника, направленное
на достижение заданной цели и приводящее
к заранее намеченному изменению состояния,
преобразованию свойств и качеств воспитанника.
В этом процессе соц. опыт переплавляется
в качество личности.
Главными характеристиками пед.
процесса являются целостность,
общность, единство.
Закономерности пед. процесса:
зак-ть динамики
пед. процесса;
зак-ть развития
личность в пед. процессе;
зак-ть управления
уч.-воспит. процессом;
зак-ть стимулирования;
зак-ть единства
внешней педагогической и внутренней
познавательной деят-ти.
Течение и результат
процесса обусловлены:
потребностями личности
и общества, их
возможностями и
условиями протекания
процесса.
Этапы пед. процесса:
Подготовительный-
решает задачи (диагностика, целеполагание,
проектирование, планирование)
Основной
(постановка и разъяснение целей и задач;
взаимодействие педагога и ученика; использование
методов и средств пед. процесса; создание
благоприятных условий проведения; обеспечение
связи пед. процесса с другими процессами).