Вопросы по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Ответы к ГОСам по педагогике

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

1.Общая  характеристика пед.  профессии.

Пед профессия  – означает род трудовой деятельности, владеющего комплексом специальных  теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта. Пед. профессия включает ряд понятий:

-педагог  – лицо, занимающееся преподавательской  деятельностью.

-воспитатель  – человек, занимающийся воспитанием  детей (в яслях, дет. саду, гр. продленного дня, детском доме.)

-преподаватель  – специалист с высшим образованием, работающий в ВУЗе, колледже. В школе учитель – педагог,  ведущий учебную деятельность школы, гимназии. Слово учитель приобрело  в наши дни широкий обобщенный смысл. Среди многообразных видов деятельности  человека роль учителя была заметна на самой ранней стадии. Окончательно профессия педагога образовалась в конце 17 века. Профессию учителя называют вечной. С момента своего возникновения человек всегда испытывал потребность учить – передавать свой жизненный опыт младшему поколению.

Специфика пед. деятельности:

1.учитель  – человек, посредник между обществом и растущим человеком.

2.учитель  – человек, устремленный в  будущее. Его деятельность ориентирована  на человека, чья активность в  полной мере разовьется в изменившихся  условиях. Первостепенное и необходимое  требование к педагогу – отличное знание науки, основы которой он преподает. Основные качества учителя – профессионала:

1.Общительность

2.Самообладание  (учитель, владеющий эмоциями, не  раздражается по пустякам)

3.Настойчивость  в достижении цели

4.Оптимизм  и юмор (верить в возможности каждого ученика, тонкий и умственный юмор – настроение ву коллективе)

Одним из условий успешной пед. деятельности является любовь к детям. Гармония личности учителя больше всего определяется мерой требовательности к устойчивости эмоциональности и рассудительности, оптимизма и осторожности, строгости и мягкости. Ведущую роль в пед .деятельности играет педагог – профессионал, а потом семья о доп. учреждения.

 Первый  элемент пед. деятельности –  воспитание, которое занимается  воспитанием души ребенка, эмоционально чувствительной сферы. В результате человек приобретает знания, умения, навыки, норм поведения общества, обретает общечеловеческие ценности.  

Второй  элемент – обучение – процесс  взаимоотношений педагога и воспитанника, в результате формируются знания, умения, навыки в научной сфере, а также личностные качества.

Третий  элемент – образование – процесс  и результат обучения и воспитания. В результате воспитанник получает знания, умения навыки в различных  областях наук и формируется как  личность.

Концепция модернизации рос. образования на период до 2010 года направлена на совершенствование и качественное улучшение всей сферы образования. Здесь поддерживается мысль, о том, что современное образование должно включать все лучшее, что было создано, а также использовать передовой, инновационный, зарубежный опыт.

Особое  внимание должно быть уделено следующим  аспектам модернизации образования:

1.Совершенствование  содержания образования

2.Включение  в образовательный процесс самих  учащихся как субъектов образовательной деятельности. Необходимо не просто передавать информацию, а ставить перед ребенком вопросы, ответы на которые чтобы он находил сам.

3.Более  шире использовать индивидуальность  и групповые формы учебно-воспитательной  деятельности.

4.Использовать  инновационные методы обучения и воспитания.

5.Высоки  требования предъявляются к личности  учителя: устойчивое научное мировоззрение,  духовное богатство, трудолюбие  профессионализм, любовь к человеку, коммуникабельность, честь, достоинство,  совесть.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Педагогика как  наука, ее объект. Категориальный аппарат  педагогики. Задачи  педагогики в свете  закона РФ «Об  образовании»

Педагогика  – греч. слово пайдос – дитя, аго  – вести.

В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием.

Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности.

Основная  функция пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики лучшие пути и способы достижения поставленной цели.

Воспитание  – это понятие рассматривается  в нескольких смыслах социального  плана:

  1. создание условий (материальных, духовных) для развития человека
  2. как целенаправленная деятельности

В пед. плане: это целенаправленный организованный процесс в формировании личности. В узком плане: специально организованный процесс формирования отдельных  качеств. С научной должен заниматься специально подготовленный работник, специалист: педагог, учитель, воспитатель, который хорошо знает личность воспитанника, а также формы, методы, приемы воздействия на эту личность.

Обучение  – это процесс взаимосвязанной  деятельности учителя и ученика, направленный на формирование знаний, умений, навыков у ученика и качество личности.

Развитие  – количественных и качественных изменений происходящих в личности. Этот процесс постоянного изменения  человека, его организма и психики  в направлении от низших к высшим формам.

Задачи  пед. в свете РФ «Об образовании»

  1. изучение личности ребенка во всех отношениях с целью развития природных задатков и способностей.
  2. научное изучение социально-педагогических факторов влияющих на развитие личности.
  3. нахождение инновационных путей, средств, форм и методов воздействия на личности ребенка, на его развитие.
  4. разработка современных учебных планов, отвечающих потребностям общества и способствующих развитию каждой личности.
  5. совершенствование и разработка новых общеобразовательных программ, способствующих вовлечению учащихся в процесс самообразования, сомовоспитания.
  6. совершенствование существующих закономерностей и принципов воспитания и обучения.
  7. улучшение процессов воспитания, его организации, контроля. В этих целях необходимо улучшить подготовку пед. кадров, воспитателей.

Т. о. основная задача – это создание условий  для активной жизнедеятельности  обучающихся. Т.к. образование становится общественно-государственным, то важная роль отводится общественным социальным «институтам» таким, как семья, учреждения доп. образования. Во всей учебно-воспитательной деятельности должны активно принимать участие семья, родители ,а также другие общественные организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методологические  основы педагогики. Методы и логика  пед. исследования.

Методологию определяю, как учение о принципах, методах, формах и  процедур познания и преобразования пед. деятельности.

Мет. –  это система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности.

Выделяют 4 уровня мед.

  1. Философский
  2. Общенаучный – концепции принимаемые в многих науках6 личностно-ориентированный
  3. Конкретнонаучный-  исходные теоретические концепции
  4. Технологический – методика и техника исследования.

Мет. принципы научно-пед. исследования.

Принцип – база, основа взглядов, идей, убеждений.

  1. ихсходить из объективных пед. явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий.
  2. обеспечивать целостный подход в изучении пед. явлений, процессов
  3. изучить явление в его развитии
  4. изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
  5. рассматривать процесс развития, как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающие как движущая сила и источник развития.

Логика  пед. исследования.

    1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, тема исследования.
    2. Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого и определяющего ход и предполагаемые результаты исследования, замыслы исследовательского подхода.
    3. Построение гипотезы исследования – теоретической концепции истености которую надо доказать.
    4. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, с целью установления исходного состояния предмета исследования.
    5. Организация и проведение преобразующего эксперимента.
    6. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
    7. Выработка практических рекомендаций.

Методы.

    1. Анализ научной литературы
    2. Анализ понятийно-терминологической системы, т. е конкретизацию и уточнение основных понятий и категорий научного исследования
    3. Аналогий
    4. Построение гипотезы, причем эта гипотеза должна быть новай и проблемной.
    5. Построение мысленного эксперимента
    6. Прогнозирование, т. е. разработка методики предстоящего эксперимента.
    7. Моделирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Образование  как общественное  явление и пед.  процесс. Стратегия развития.

Пед. процесс  – это развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанника. В этом процессе соц. опыт переплавляется в качество личности.

   Главными характеристиками пед.  процесса являются целостность,  общность, единство.

   Закономерности пед. процесса:

  1. зак-ть динамики пед. процесса;
  2. зак-ть развития личность в пед. процессе;
  3. зак-ть управления уч.-воспит. процессом;
  4. зак-ть стимулирования;
  5. зак-ть единства внешней педагогической и внутренней познавательной деят-ти.

   Течение и результат  процесса обусловлены:  потребностями личности  и общества, их  возможностями и  условиями протекания  процесса.

    Этапы пед. процесса:

  1. Подготовительный- решает задачи (диагностика, целеполагание, проектирование, планирование)
  2. Основной (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие педагога и ученика; использование методов и средств пед. процесса; создание благоприятных условий проведения; обеспечение связи пед. процесса с другими процессами).
  3. Заключительный- анализ достигнутых результатов.
 

Информация о работе Вопросы по педагогике