В
последующем, я бы хотела продолжить исследование
данной проблемы, глубже изучить теорию
и практику внутришкольного управления.
- Александрова
Е, Фролова Т. Директор и его заместители:
шесть шагов на пути к взаимопониманию
и взаимодействию // Директор школы. - 2003.
- № 6. - С. 18-26.
- Анисимова
Н. Система Внутришкольной культуры / Н.
Анисимова, О. Черемина, Л. Карпова // Классный
руководитель. – 2002. - №1. – С. 136-137.
- Безруков
Е. И. Менеджмент в образовательных системах
/ Е.И. Безрукова. – М., 2002.
- Быкова В.Г.
Управленец старой формации или менеджер
новой формации? // Завуч. - 2003. - № 1.- С. 130-132.
- Гольдштейн
Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие
/ Г.Я. Гольдштейн. - 2-е изд., доп. и перераб.
- Таганрог: ТРТУ, 2003.
- Гончаров
М. А. Основы менеджмента в образовании:
Учеб. пособие / М. А. Гончаров. – 3-е изд.,
стер. – М.: КНОРУС, 2010.
- Гришан И.
П. Менеджмент образовательных учреждений:
Учебное пособие / И. П. Гришан. - Владивосток:
ТИДОТ ДВГУ, 2002.
- Закон Российской
Федерации «Об образовании» от 10 июля
1992 г. N 3266-1.
- Иванов Д.А.
Управление качеством образовательного
процесса / Д.А. Иванов. - М., 2007.
- Кабаченко
Т. С. Психология управления / Т. С. Кабаченко.
– М.: ИНФРА-М, 1998.
- Карпов А.
В. Психология менеджмента / А. В. Карпов.
– М.: Гардарики, 1999.
- Конаржевский
Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А.
Конаржевский. - М., 1993.
- Конаржевский
Ю. А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного
управления / Ю. А. Конаржевский. - Курган,
1989.
- Концепция
модернизации российского образования
на период до 2010 года (Приложение к приказу
Минобразования России от 11.02.2002 N 393)
- Кричевский
Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии
менеджмента в повседневной работе / Р.
Л. Кричевский– М.: Дело, 1996.
- Кругликов
Г. И. Методика профессионального обучения
с практикумом: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Г. И. Кругликов.
– 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
- Кругликов
Г. И. Методика преподавания технологии
с практикумом : учеб. пособие для студентов
вузов / Г. И. Кругликов. - М.: Академия, 2004.
- Лебедев
О. Е. Эффективное управление школой в
современных условиях: Учебно-методическое
пособие / О. Е. Лебедев: КАРО, 2005 г.
- Лизинский
В.М. Работа администрации школы с учителем
/ В. М. Лизинский. - М.: центр «Педагогический
поиск», 2000.
- Марьин А.
А, Попова Н. А. Система контрольно-диагностической
и регулятивно-коррекционной деятельности
в управлении школой // Завуч. - 2003. - № 4
.- С. 74-98.
- Менеджер
и школа – понятия совместимые // Лидеры
образования. - 2003. - № 6.- С. 8-10.
- Менеджмент
в управлении школой / Под ред. Т. И. Шамовой.
– М.: АСТ-Пресс, 1992.
- Моисеев
А. М. Проблемы и пути совершенствования
внутришкольного управления / Пособие
для руководителей образовательных учреждений.
- Тамбов: ТОИПКРО, 2002.
- Общая и профессиональная
педагогика: Учеб. пособие для студ., обучающихся
по специальности «Профессиональное обучение»:
В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М.
В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного
университета, 2003. - Кн.1
- Оучи У. Методы
организации производства. Теория Z / У.
Оучи. - М.: Экономика, 1984.
- Сластенин
В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина.
- М.: Академия, 2002.
- Управление
образовательными системами: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.
Т. И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2001.
- Уткин Э.
А. Мотивационный менеджмент / Э. А. Уткин.
- М., 1999.
- Щетинин
В. П. и др. Экономика образования: Учеб.
пособие / В.П. Щетинин Н. А. Хроменко
, Б.С. Рябушкин - М.: МПУ, 1994.
- Эрганова
Н. Е. Методика профессионального обучения:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Н. Е. Эрганова. - М.: Академия, 2007.
Приложение
1
Рисунок
1 - Схема взаимосвязи функций управления
Приложение 2
Рисунок
2 – Взаимосвязь уровней внутришкольного
менеджмента
Приложение
3
Анкета
для директора
школы
- Что, в
Вашем понимании, включает в себя
«менеджмент»?
- Считаете
ли Вы необходимым постоянное повышение
своего профессионально-управленческого
уровня?
- Какие требования
выдвигает один из принципов менеджмента:
уважение к человеку? Выберите Ваш вариант
ответа:
а) уважение
личного достоинства человека, признание
за ним соответствующих прав и возможностей
б) проявление
к человеку достаточно высокой требовательности
в) сокращение
контроля за деятельностью подчинённых
- Важно ли
не ограничивать отношения с учителями
только должностными обязанностями, а
вникать в их жизнь, духовный мир и стремления?
Ваше мнение:
а) да, важно
б) не вижу
в этом необходимости
- Какими способами
Вы, в основном, стимулируете личную заинтересованность
учителя в работе?
- Каким образом
педагоги школы повышают квалификацию?
а) направляются
на курсы
б) в
школе создана методическая комиссия
в) педагоги
регулярно проводят творческие семинары
г) учителя
занимаются самообразованием
- Включаете
ли Вы учителей в управление школой? Если
да, то каким образом?
- Располагаете
ли Вы информацией о тех людях, которыми
Вы управляете, об их взаимоотношениях
и связях, о состоянии, ходе, развитии тех
процессов, звеньев, участков работы школы,
за которые он отвечает?
а) да
б) располагаю
недостаточной информацией
в) нет,
не располагаю
- Считаете
ли Вы необходимым направлять и формировать
взаимоприспособления учителей друг к
другу, администрации к учителям, учителей
к ученикам, создавая отношения сотрудничества?
а) да
б) нет
в) отношения
сотрудничества складываются сами собой
- Существуют
ли в Вашем педагогическом коллективе
неформальные группы? Сколько?
- Каким образом
Вы подготавливаете и принимаете решения?
а) коллективная
подготовка, коллективное решение
б) коллективная
подготовка, Вы принимаете решение
в) Вы подготавливаете,
коллектив решает
Создано
ли в школе ученическое самоуправление?
Если да, то какими вопросами оно
занимается?
- На каких
основах Вы строите процесс управления?
а) доброжелательность
б) отношения
типа «начальник – подчинённый»
в) доступность
г) жесткое
управление людьми
- Осуществляется
ли контроль за работой педагогов только
при анализе уроков? Если нет, то как ещё
Вы контролируете их деятельность?
Анкета
для учителей школы
- Согласны
ли Вы со следующим положением: «
Общество для человека, школа для
детей, учитель для учеников!»
а) да
б) нет
- Принимали
ли Вы посильное, но активное участие в
решении проблем, возникающих в школе?
а) да
б) нет
- Каким образом
складываются у Вас отношения с директором?
а) отношения
сотрудничества
б) отношения
«начальник - подчинённый»
- Кто анализирует
Ваши уроки?
а) директор
б) завуч
в) коллега
г) методист
- Какая оценка,
чаще всего, даётся после анализа Вашего
урока?
а) положительных
сторон работ
б) отрицательных
сторон работ
- Какой, на
Ваш взгляд, психологический климат в
Вашем педагогическом коллективе?
а) отношения
доброжелательности
б) конфликтные
отношения
- Существуют
ли в педагогическом коллективе неформальные
группы, если да, то сколько?
- Как влияют
на работу всего педагогического коллектива
неформальные группы?
- Какие методы
стимулирования работы применяет к Вам
руководство школы?
а) моральные
б) материальные
в) не применяются
- Как часто
Вы повышаете свою квалификацию?
- Как Вы рассматриваете
ученика?
а) через
призму его успеваемости («двоечник»,
«троечник» и т.д.)
б) как
личность во всём многоцветии её качеств
и проявлений
- Используете
ли Вы индивидуальный подход для каждого
ученика?
а) да
б) нет
в) у
меня не хватает времени, чтобы к
каждому ученику подходить индивидуально
- Проводит
ли с Вами директор консультации по поводу
Ваших сегодняшних и будущих профессиональных
потребностей?
а) да
б) нет
в) данный
вопрос решается на педсовете
- Часто ли
интересуется директор Вашей жизнью вне
стен школы?
а) да, часто
б) редко
Анкета
для учащихся 11-х
классов
- Ищут ли
учителя индивидуальный подход к
Вам?
а) да
б) нет
- Принимали
ли Вы посильное, но активное участие в
жизни школы?
а) да
б) нет
- Приходите
ли Вы к общему решению при обсуждении
спорных вопросов с учителем?
а) да
б) нет
- Относятся
ли к Вам учителя как к равным?
а) да
б) нет
- Интересуются
ли учителя вашей жизнью вне стен школы?
а) да, регулярно
б) им это
не интересно
- Доверяют
ли Вам учителя?
а) да, всегда
б) нет,
не доверяют
в) доверяют
в редких случаях
- Как учителя
стимулируют Вашу работу?
а) ставят
только отметки
б) поддерживают
морально
в) сочетают
и то и другое
- Относятся
ли учителя к Вам, исходя из Ваших способностей
к различным предметам?
а) да