Внутришкольный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе «Теоретические основы внутришкольного менедж-мента» - выполнен анализ сущности, функций и принципов внутришкольного менеджмента, демократизации школы и проблем внутришкольного управления.
Во второй главе «Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его структуре и реализации внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6
1.1 Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
1.2 Демократизация и гуманизация школы………………………………...17
Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22
2.1 Структура внутришкольного менеджмента…………………………...22
2.2 Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27
Заключение……………………………………………………………….…33
Список используемых источников…..…………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Внутришкольный менеджмент.docx

— 94.76 Кб (Скачать)

    Системность и целостность  в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представление о целостности, о возможности выделения ее отдельных частей, или компонентов, что и является ее первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий признак системы заключается в ее интегративности. Каждый компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, не сводимое к свойствам отдельных компонентов. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, и во втором - школа подчиняет среду для достижения своих целей.

    Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций  в деятельности ее руководителя и  педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность  в управлении.

    Рациональное  сочетание централизации  и децентрализации. История школы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями решений, принимаемых без их участия и желания. В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.

    В равной степени и децентрализация  управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления.

    Именно  сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне.

    Единство  единоначалия и коллегиальности  в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

    Единоначалие  в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

    Единоначалие  руководителя образовательной системы  не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей.

    Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.

    Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. Надо отметить, что изобилие и неупорядоченность информации, как и ее отсутствие, затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знаний, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, особенностях ее становления в учебной и внеучебной деятельности, об особенностях характера, способностей и др.

    Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в  своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов.

    В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая  необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:

  • по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
  • по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
  • по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
  • по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

    С учетом специфических особенностей школы как социально-педагогической системы, можно выделить следующие функции внутришкольного менеджмента: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции.

    Функциональные  звенья управления могут  рассматриваться  как   относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем,  все  они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый  управленческий  цикл.    Недооценка    какого-либо   из   функциональных  элементов  приводит к  изменению всего  процесса управления и снижению его конечных результатов (Приложение 1) [21].

    Информационно-аналитическая  функция. Обновление управления общеобразовательной школой  связывается, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных  характеристик    системы,   определяющей  в итоге   эффективность   ее функционирования,   является    коммуникативность,   характеристика циркулирующих в   ней   информационных  потоков   (содержание информации, степень ее централизации, источники получения,  вывод на уровень принятия решений).  У руководителей школ  возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления  организаторы    образования  ищут  пути  повышения эффективности своей управленческой деятельности. Поэтому очень важно предъявлять к отбору  информации  повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, предельно конкретной.

    Руководителям  школы  необходимо  иметь  обязательный  объем  информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах,  за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.  Это  ведущее требование при формировании  целостной системы  информационно-аналитической деятельности.

    Функция педагогического  анализа информации - функция управления,  направленная  на изучение фактического состояния  дел и обоснованности применения различных  способов  и средств достижения целей, а также  на объективную оценку  результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое  качественное состояние.

    В   условиях  повышения  ответственности  каждого  участника педагогического  процесса за конечные  результаты общей деятельности школы  важное место в  практике работы менеджера образования занимают вопросы формирования у педагогов умения проводить самоанализ урока и внеурочной воспитательной работы.

    Можно  выделить следующие  этапы изучения и  анализа урока: подготовка руководителя школы или методиста к посещению урока; непосредственное наблюдение хода урока; самоанализ  урока учителем; анализ и оценка урока руководителем школы (методистом); использование результатов анализа и самоанализа урока в управлении школой.

    Мотивационно-целевая  функция.  Имеется множество определений понятия "цель". В общем виде его можно представить так,  цель -  это осознанный желаемый результат.

    Технология  целеобразования   приобретает   различные  формы, основными из  них являются усвоение целей, задаваемых обществом; превращение  мотивов  в цели;  замена целей, когда запланированный результат не получен  или  достигнут не полностью;  преобразование   неосознанных  мотивов  в  осознанные  цели.

    Основная  задача мотивационно-целевой функции  заключается в том, чтобы все  члены педагогического коллектива четко  выполняли работу в соответствии  с  делегированными им обязанностями  и  планом, а также сообразуясь  с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить всем участникам педагогического  процесса  способы и средства  удовлетворения  этих  потребностей  -   задача   школьных  менеджеров.

    Планово-прогностическая  функция. Прогнозирование и планирование  можно  определить как  деятельность,  направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Системный  подход    обеспечивает   сочетание перспективного прогнозирования   и   текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

    Организационно-исполнительская  функция.  Организационные отношения можно  определить как связи между людьми, возникающие из-за  распределения   полномочий  и  закрепления  за  ними  функций  их совместной  деятельности

    К основным направлениям  повышения  эффективности реализации данной функции  можно отнести: реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата  органов управления руководителей школы и членами  педагогического коллектива; рациональную организацию труда.

    Контрольно-диагностическая   функция. Внутришкольный контроль  представляет вид  деятельности  руководителей совместно с представителями  общественных   организаций   по   установлению  на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы  учебно-воспитательной  работы школы  общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности ученика.

    Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы  и методистов помогает рассматривать все явления  школьной жизни  через  призму  педагогического анализа  их причин. 

    Регулятивно-коррекционная  функция. Ее можно определить как вид деятельности по внесении  корректив с помощью оперативных способов, средств  и  воздействия в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

    Для современного процесса  управления школой  в  определенной степени  характерным является  противоречие  между тем,  что  субъект управления   в  состоянии  теоретически   осмыслить   требования   к оптимизации  своей   управленческой    деятельности,  и тем,  что  в большинстве ситуаций он не знает,  как этого добиться на практике. Здесь много возможностей для организации регулирования  и коррекции.  Коррекция   невозможна   без   установления причин,  вызывающих отклонения  в ожидаемых результатах.  Признаками  таких отклонений  являются необоснованно  составленные планы и  ошибки в  них,  слабость  прогнозов, отсутствие нужной  и своевременной  информации,  ошибочно  принятые  решения,  плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов.

Информация о работе Внутришкольный менеджмент