Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе «Теоретические основы внутришкольного менедж-мента» - выполнен анализ сущности, функций и принципов внутришкольного менеджмента, демократизации школы и проблем внутришкольного управления.
Во второй главе «Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его структуре и реализации внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6
1.1 Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
1.2 Демократизация и гуманизация школы………………………………...17
Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22
2.1 Структура внутришкольного менеджмента…………………………...22
2.2 Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27
Заключение……………………………………………………………….…33
Список используемых источников…..…………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………36
Для того, чтобы успешно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, педагогу необходимы особые профессионально-личностные качества. Он должен хорошо знать свой учебный предмет и доступно излагать материал, быть способным понимать ученика, убеждать его и других людей, уметь быстро и гибко реагировать на педагогические ситуации, работать творчески, располагать организаторскими данными, способностью заинтересовывать учеников и предвидеть результаты своего взаимодействия с ними.
В современных условиях структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления (Приложение 2) .
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Из
приведенной иерархической
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. [21].
Таковы
в общих чертах группы школьных менеджеров,
которые в комплексе и во взаимодействии
с органами школьного самоуправления
в состоянии превратить менеджмент
в эффективный инструмент научного
управления современной школой.
2.2.
Реализация внутришкольного
менеджмента в МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №20 города Йошкар-Олы»
Чтобы получить более объективную картину реализации внутришкольного менеджмента в школе были проведены анкетные опросы. На анкеты отвечали: директор школы, педагоги-предметники, учащиеся среднего и старшего звеньев (седьмые и одиннадцатые классы). Проанализируем анкетные данные, проведенные в школе (Приложение 3).
Анализ итогов анкетирования показал, что понятие «менеджмент» директор школы рассматривает как «искусство управлять». Он считает, что ему необходимо постоянно повышать свой профессионально-управленческий уровень. Уважает личное достоинство подчиненных, признавая за ними соответствующие права и возможности; в то же время проявляет достаточно высокую требовательность к подчиненным. Не считает важным вникать в жизнь своих подчинённых, духовный мир и стремления. На вопрос: «Каким образом учителя повышают свою квалификацию?» были перечислены следующие пункты: направляются на курсы, в школе создана методическая комиссия, педагоги постоянно проводят творческие семинары, учителя занимаются самообразованием. По словам директора, учителя включены в управление школой через педсоветы и методические объединения. Директор располагает недостаточной информацией об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе, развитии тех звеньев и участков работы школы, за которые учителя отвечают. Он считает, что в педагогическом коллективе не существуют неформальные группы. Подготовка решений по насущным вопросам осуществляется директором, а принятие этих решений остаётся за коллективом.
На
вопрос: "Согласны ли Вы со следующим
положением: "Общество
человека, школа для детей, учитель для
учеников!" - 90% учителей
ответили положительно; 10% - отрицательно.
60% учителей школы принимают посильное,
но активное участие в решении
проблем, возникающих в школе; 40% опрошенных
- нет. На вопрос: «Каким образом складываются
у Вас отношения с
директором» - 60% учителей указали
на отношения сотрудничества, а
40% - отношения "начальник - подчиненный".
На вопрос: "Кто
анализирует Ваши уроки?" - ответ был
следующим: только завуч - 20%;
коллеги - 20%; завуч и коллеги - 10%; завуч,
коллега и методист- 20%; директор, завуч,
коллега, методист – 30%. В ходе анализа
уроков администрацией и коллегами отмечаются
в основном положительные стороны работ.
Мнения учителей о доброжелательном психологическом
климате в их коллективе полностью совпали.
10% учителей подтвердили наличие 2-3 неформальных
групп в педагогическом коллективе. 30%
считают, что таковых не имеется, а 60% опрошенных
не ответили на данный вопрос. Мнение у
педагогов по поводу методов стимулирования
их работы разделилось: 40% учителей считают,
что это только материальные методы,
а 60% указывают и на материальные и на
моральные методы. Учителя повышают свою
квалификацию редко: 1 раз в 5 лет 70%; ежегодно
- 20%; 1 раз в 3 года – 10%. Почти все педагоги,
а именно 80%, рассматривают ученика как
личность во всём многоцветии её качеств
и проявлений. Но есть и те, кто рассматривает
своих учеников через призму их успеваемости.
Для каждого ученика используют индивидуальный
подход 80%; 20% ответили, что у них не
хватает на это времени. На вопрос: «Проводит
ли с Вами директор консультации по поводу
Ваших сегодняшних и будущих профессиональных
потребностей?» - 40% ответили положительно;
50% - отрицательно и 10% указали на то, что
данный вопрос решается на педсовете.
Только 30% учителей считают, что директор
часто интересуется их личной жизнью вне
стен школы.
Таблица
1 - Итоги анкетирования учащихся 11 -х классов
Вопрос анкеты | Результаты исследования, в % | Примечания и комментарии |
Нет Не всегда |
12% 80% 8% |
В отличие от учителей, большая часть учеников не считают, что учителя ищут к ним индивидуальный подход. |
Нет |
72% 28% |
|
Нет |
60% 40% |
|
Нет |
48% 52% |
|
Им это не интересно |
24% 76% |
|
Нет Доверяют, но редко Не знаю |
40% 16% 40% 4% |
На взгляд учеников, процент недоверия к ним со стороны учителей мог бы быть ниже |
Поддерживают морально Сочетают и то и другое Никак |
28% 8% 56% 8% |
|
Нет |
56% 44% |
Возникает сомнение по поводу участия учителей в выборе профессии учащимися. |
Нет Не знаю что это такое |
24% 32% 44% |
Можно сказать
о том, что учащиеся плохо понимают
суть ученического самоуправления. |
Нет, не выбрал |
72% 28% |
Большая часть выпускников уже определились со своей будущей профессией. |
Учащимся 7 классов также была предложена анкета. На вопрос: «Нравится ли вам в школе?» 53% учеников ответили положительно; 40% - отрицательно и 7% - не ответили на вопрос. Из 100% опрошенных, 60% учащихся нравятся их учителя; 27% - нет; 13% - также не ответили. Большая часть ребят считают, что у них дружный класс – 93%. О наличии старосты в классе знают 86%, из них 73% положительно относятся к нему, 13% - отрицательно. 14% и представления о нём не имеют. На вопрос: «Нравится ли Вам на уроках» 57% опрошенных ответили, что нравится. Активное участие в жизни школы принимает только 60% учащихся. Во внеклассной жизни со всеми одноклассниками стараются поддерживать отношения - 27%; общаются, но не со всеми - 67% и не общаются ни с кем - 6%.
Проанализировав информацию, полученную с помощью анкетирования, можно сделать следующие выводы: в основе взаимоотношений между директором и педагогическим коллективом лежит уважение личного достоинства подчинённых, признание за ними соответствующих прав и обязанностей. Директор переводит процесс управления с монологической на диалогическую основу, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. В работе с педагогами предусматривает учет индивидуальных особенностей учителей, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Личную заинтересованность учителя в работе стимулирует как материально, так и морально. Принятием решений занимается коллектив.
Начинает возникать гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Успех функционирования школы обеспечивает гармоничной целеустремленностью учителей к решению общественных задач, в основе этого лежит повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями. Это способствует глубоко, на основе системного подхода, анализировать уроки учителей.
Практически все педагоги - предметники пытаются найти к каждому ученику индивидуальный подход, рассматривая их как личность во всем многоцветии ее качеств и проявлений. Стараются придти к общему решению при обсуждении спорных вопросов с учащимися и, в подавляющем большинстве случаев это получается. Они пытаются всегда или почти всегда доверять ученикам. Учителя используют различные методы мотивации учащихся к учебе.
Таким
образом, нельзя, конечно с уверенностью
говорить, что средняя общеобразовательная
школа №20 города Йошкар-Олы в полном объеме
использует идеи менеджмента во внутришкольном
управлении. Руководитель ищет разнообразные
пути повышения своего профессионально-
Хочется
надеяться, что применение идей менеджмента
во внутришкольном управлении, с учетом
специфики объекта управления, смогут
вывести данную школу и многие
другие школы России на новые рубежи,
сделать ее развивающейся и развивающей.
Заключение
Если сравнить результаты анкетирования с тем, что включает в себя внутришкольный менеджмент, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сказать о том, что в средней общеобразовательной школе №20 города Йошкар-Олы идеи менеджмента реализованы не в полной мере. Но руководство школы прикладывает все усилия, направленные на решение данной проблемы. Школа перешла к гуманистичности и демократичности управления. Директор, завучи и педагоги-предметники стали носителями гуманистического характера, который выражается в отношениях сотрудничества на основе уважения и доверия к человеку.
На примере средней общеобразовательной школы №20 города Йошкар-Олы можно сделать вывод, что внутришкольный менеджмент занимает важное место в организации учебно-воспитательного процесса школы.
В проведённом мною исследовании были решены все поставленные задачи. Я изучила сущность, принципы и функций внутришкольного менеджмента; пути реализации демократизации и гуманизации школы; структуру внутришкольного менеджмента и рассмотрела реализацию внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».