Внутришкольный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе «Теоретические основы внутришкольного менедж-мента» - выполнен анализ сущности, функций и принципов внутришкольного менеджмента, демократизации школы и проблем внутришкольного управления.
Во второй главе «Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе» - дан анализ основам внутришкольного менеджмента, его структуре и реализации внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы внутришкольного менеджмента……6
1.1 Сущность, принципы и функции внутришкольного менеджмента.......6
1.2 Демократизация и гуманизация школы………………………………...17
Глава 2. Реализация внутришкольного менеджмента на современном этапе…………………………………………………………………………..22
2.1 Структура внутришкольного менеджмента…………………………...22
2.2 Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»……………….. .27
Заключение……………………………………………………………….…33
Список используемых источников…..…………………………………..34
Приложения…………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Внутришкольный менеджмент.docx

— 94.76 Кб (Скачать)

    Для  того, чтобы  успешно  управлять  учебно-познавательной деятельностью учащихся, педагогу необходимы особые профессионально-личностные качества. Он должен хорошо знать свой учебный предмет и доступно излагать материал, быть способным понимать ученика,  убеждать его и других людей, уметь  быстро и гибко реагировать на педагогические ситуации, работать творчески, располагать организаторскими данными, способностью заинтересовывать учеников и предвидеть результаты своего взаимодействия с ними.

    В современных условиях структура  управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления (Приложение 2) .

    Первый  уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

    Второй  уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

    Третий  уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

    Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

    Из  приведенной иерархической схемы  взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

    Основное  место в управляемой системе  принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. [21].

    Таковы  в общих чертах группы школьных менеджеров, которые  в комплексе и во взаимодействии с органами школьного самоуправления  в состоянии превратить менеджмент в эффективный инструмент  научного управления современной школой. 
 

    2.2. Реализация внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы» 

    Чтобы получить более объективную картину  реализации внутришкольного менеджмента в школе были проведены анкетные опросы. На анкеты отвечали: директор школы, педагоги-предметники, учащиеся среднего и старшего звеньев (седьмые и одиннадцатые классы). Проанализируем анкетные данные, проведенные в школе (Приложение 3).

    Анализ  итогов анкетирования показал, что понятие «менеджмент» директор школы рассматривает как «искусство управлять». Он считает, что ему необходимо постоянно повышать свой профессионально-управленческий уровень. Уважает личное достоинство подчиненных, признавая за ними соответствующие права и возможности; в то же время проявляет достаточно высокую требовательность к подчиненным. Не считает важным вникать в жизнь своих подчинённых, духовный мир и стремления. На вопрос: «Каким образом учителя повышают свою квалификацию?» были перечислены следующие пункты: направляются на курсы, в школе создана методическая комиссия, педагоги постоянно проводят творческие семинары, учителя занимаются самообразованием.  По словам директора, учителя включены в управление школой через педсоветы и методические объединения. Директор располагает недостаточной информацией об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе, развитии тех звеньев и участков работы школы, за которые учителя отвечают. Он считает, что в педагогическом коллективе не  существуют неформальные группы. Подготовка решений по насущным вопросам осуществляется директором, а принятие этих решений остаётся за коллективом.

    На  вопрос: "Согласны ли Вы со следующим  положением: "Общество 
человека, школа для детей, учитель для учеников!" - 90% учителей 
ответили положительно; 10% - отрицательно. 60% учителей школы принимают посильное, но активное участие в решении 
проблем, возникающих в школе; 40% опрошенных - нет. На вопрос: «Каким образом складываются у Вас отношения с 
директором» - 60% учителей указали на отношения сотрудничества, а 
40% - отношения "начальник - подчиненный". На вопрос: "Кто 
анализирует Ваши уроки?" - ответ был следующим: только завуч - 20%; 
коллеги - 20%; завуч и коллеги - 10%; завуч, коллега и методист- 20%; директор, завуч, коллега, методист – 30%. В ходе анализа уроков администрацией и коллегами отмечаются в основном положительные стороны работ. Мнения учителей о доброжелательном психологическом климате в их коллективе полностью совпали. 10% учителей подтвердили наличие 2-3 неформальных групп в педагогическом коллективе. 30% считают, что таковых не имеется, а 60% опрошенных не ответили на данный вопрос. Мнение у педагогов по поводу методов стимулирования их работы разделилось: 40% учителей считают, что это только материальные методы, а 60% указывают и на материальные и на моральные методы. Учителя повышают свою квалификацию редко: 1 раз в 5 лет 70%; ежегодно - 20%; 1 раз в 3 года – 10%. Почти все педагоги, а именно 80%, рассматривают ученика как личность во всём многоцветии её качеств и проявлений. Но есть и те, кто рассматривает своих учеников через призму их успеваемости.  Для каждого ученика используют индивидуальный подход 80%;  20% ответили, что у них не хватает на это времени. На вопрос: «Проводит ли с Вами директор консультации по поводу Ваших сегодняшних и будущих профессиональных потребностей?» - 40% ответили положительно; 50% - отрицательно и 10% указали на то, что данный вопрос решается на педсовете.  Только 30% учителей считают, что директор часто интересуется их личной жизнью вне стен школы. 

    Таблица 1 - Итоги анкетирования учащихся 11 -х классов 

Вопрос  анкеты Результаты  исследования, в % Примечания  и комментарии
  1. Ищут ли учителя индивидуальный подход  к Вам?
Да

Нет

Не всегда

 
 
12%

80%

8%

В отличие от учителей, большая часть учеников не считают, что учителя ищут к  ним индивидуальный подход.
  1. Принимали ли Вы посильное, но активное участие в жизни школы?
Да

Нет

 
 
72%

28%

 
  1. Приходите ли Вы к общему решению при обсуждении спорных вопросов с учителем?
Да

Нет

 
 
 
60%

40%

 
  1. Относятся ли к Вам учителя как к равным?
Да

Нет

 
 
48%

52%

 
  1. Интересуются  ли учителя вашей жизнью вне стен школы?
Да, регулярно

Им это  не интересно

 
 
24%

76%

 
  1. Доверяют  ли Вам учителя?
Да

Нет

Доверяют, но редко

Не знаю

 
40%

16%

40%

4%

На взгляд учеников, процент недоверия к ним со стороны учителей мог бы быть ниже
  1. Как учителя стимулируют Вашу работу?
Ставят отметки

Поддерживают  морально

Сочетают  и то и другое

Никак

 
 
28%

8%

56%

8%

 
  1. Относятся  ли учителя к Вам, исходя из Ваших  способностей к различным предметам?
Да

Нет

 
 
 
56%

44%

Возникает сомнение по поводу участия учителей в выборе профессии учащимися.
  1. Готовы ли Вы принять в школе ученическое самоуправление?
Да

Нет

Не знаю что это такое

 
 
24%

32%

44%

Можно сказать  о том, что учащиеся плохо понимают суть ученического самоуправления. 
  1. Выбрали ли Вы будущую профессию? Если да, то кто Вам помог в этом?
Да: сам, родители, друзья

Нет, не выбрал

 
 
72%

28%

Большая часть  выпускников уже определились со своей будущей профессией.
 

    Учащимся 7 классов также была предложена анкета. На вопрос: «Нравится ли вам в школе?» 53% учеников ответили положительно; 40% - отрицательно и 7% - не ответили на вопрос. Из 100% опрошенных, 60% учащихся нравятся их учителя; 27% - нет; 13% - также не ответили. Большая часть ребят считают, что у них дружный класс – 93%. О наличии старосты в классе знают 86%, из них 73% положительно относятся к нему, 13% - отрицательно. 14% и представления о нём не имеют. На вопрос: «Нравится ли Вам на уроках» 57% опрошенных ответили, что нравится. Активное участие в жизни школы принимает только 60% учащихся.  Во внеклассной жизни со всеми одноклассниками стараются поддерживать отношения - 27%; общаются, но не со всеми - 67% и не общаются ни с кем - 6%.

    Проанализировав информацию, полученную с помощью  анкетирования, можно сделать следующие выводы: в основе взаимоотношений между директором и педагогическим коллективом лежит уважение личного достоинства подчинённых, признание за ними соответствующих прав и обязанностей. Директор переводит процесс управления с монологической на диалогическую основу, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. В работе с педагогами предусматривает учет индивидуальных особенностей учителей, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Личную заинтересованность учителя в работе стимулирует как материально, так и морально. Принятием решений занимается коллектив. 

    Начинает  возникать гуманизация отношений между педагогами и учащимися. Успех функционирования школы обеспечивает гармоничной целеустремленностью учителей к решению общественных задач, в основе этого лежит повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями. Это способствует глубоко, на основе системного подхода, анализировать уроки учителей.

    Практически все педагоги - предметники пытаются найти к каждому ученику индивидуальный   подход,   рассматривая   их   как   личность   во   всем многоцветии ее качеств и проявлений. Стараются придти к общему решению  при   обсуждении   спорных   вопросов   с   учащимися   и,   в подавляющем большинстве случаев это получается. Они пытаются всегда или почти всегда доверять ученикам. Учителя используют различные методы мотивации учащихся к учебе.

    Таким образом, нельзя, конечно с уверенностью говорить, что средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы в полном объеме использует идеи менеджмента во внутришкольном управлении. Руководитель ищет разнообразные пути повышения своего профессионально-управленческого уровня. Школа перешла к гуманистичности и демократичности управления. Менеджеры первого уровня (директор, завучи) и третьего уровня (педагоги - предметники) стали носителями гуманистического характера, который выражается в отношениях сотрудничества на основе уважения и доверия к человеку. Для полного перевода внутришкольного управления на демократическую основу необходимо включение в этот процесс учителей, учащихся (через ученическое самоуправление).

    Хочется надеяться, что применение идей менеджмента  во внутришкольном управлении, с учетом специфики объекта управления, смогут вывести данную школу и многие другие школы России на новые рубежи, сделать ее развивающейся и развивающей. 
 

    Заключение 

    Если  сравнить результаты анкетирования с тем, что включает в себя внутришкольный менеджмент, можно сделать следующие выводы:

  1. директор школы занимается постоянным повышением своего профессионально-управленческого уровня;
  2. процесс управления в школе строится на основе доброжелательности, добропорядочности, доступности;
  3. в школе  примененяются разнообразные методы мотивации как педагогов, так и учащихся;
  4. педагоги - предметники пытаются найти к каждому ученику индивидуальный   подход,   рассматривая   их   как   личность   во   всем многоцветии ее качеств и проявлений. Стараются придти к общему решению при   обсуждении   спорных   вопросов   с   учащимися;
  5. учителя всегда или почти всегда доверяют ученикам;
  6. в школе отсутствует ученическое самоуправление. Это говорит о том, что ученики являются только объектами взаимодействия с педагогами. Для оптимизации управления школой необходимо включить в этот процесс учащихся.

    Таким образом, можно сказать о том, что в средней общеобразовательной школе №20 города Йошкар-Олы идеи менеджмента реализованы не в полной мере. Но руководство школы прикладывает все усилия, направленные на решение данной проблемы. Школа перешла к гуманистичности и демократичности управления. Директор, завучи и педагоги-предметники стали носителями гуманистического характера, который выражается в отношениях сотрудничества на основе уважения и доверия к человеку.

    На  примере средней общеобразовательной школы №20 города Йошкар-Олы можно сделать вывод, что внутришкольный менеджмент занимает важное место в организации учебно-воспитательного процесса школы.

 

    

    В проведённом мною исследовании были решены все поставленные задачи. Я  изучила сущность, принципы и функций внутришкольного менеджмента; пути реализации демократизации и гуманизации школы; структуру внутришкольного менеджмента и рассмотрела реализацию внутришкольного менеджмента в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы».

Информация о работе Внутришкольный менеджмент