Внутренняя конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённости браком
Задачи исследования:
Теоретически обосновать внутреннюю конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком
Определить внутреннюю конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком
Проанализировать результаты и сделать выводы о взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённости браком

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретическая основа внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённость браком

1.1. Понятие «конфликт», «внутренняя конфликтность»
6
1.2. Внутренняя конфликтность молодой женщины 16
1.3. Удовлетворённость женщины браком 20
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённость браком
2.1. Организация метода исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 49

Работа содержит 1 файл

курсовая по удовл.бракомdoc2003.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

2. Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Имеются в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью женщины, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо», «я должен»;

3. Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью женщины своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу», «я есть».

  В психологии выделяются показатели внутриличностного  конфликта:

  1. Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
  2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
  3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворённости деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
  4. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

  В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

  1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного  конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями [31] между стремлениями к обладанию и к безопасности [34], между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла» или как столкновение различных мотивов.

  2. Нравственный конфликт. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями .

  3. Конфликт нереализованного желаниями или комплекса неполноценности Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворённости своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии  (С. Кратохвилл, 1995; А. Свядощ, 1981; А. Н. Харитонов, 1995).

  4. Ролевой конфликт. Выражается в переживаниях, связанных с                                                                                                                                                             невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный  конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные  конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

  5. Адаптационный конфликт. Понимается как в широком смысле, т.е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле – при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиями среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнять предъявляемые требования.

  6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от её критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведёт к тому, что у человека возникает повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др.

  Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют:

  - конфликты между завышенной самооценкой  и стремлением реально оценивать  свои возможности;

  - между заниженной самооценкой  и осознанием объективных достижениий  человека;

  - между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи .

  Конфликты по своей природе и  содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным  напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер,  т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.

  Внутриличностный  конфликт по своим  последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так  и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным).

  1. Конструктивный конфликт. Внутриличностный  конфликт может быть конструктивным, т.е.  позитивно влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения  личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых  негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие  личности.  Поэтому многие исследователи внутриличностного конфликта совершенно  обоснованно рассматривают продуктивный внутриличностный конфликт как важный  способ развития личности.

  Если  рассматривать положительные  последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить  следующие:  

   1) Конфликты способствуют  мобилизации  ресурсов личности для преодоления  существующих препятствий ее  развития. 

   2) Конфликты помогают самопознанию  личности и выработке ее адекватной самооценке.  

   3) Внутриличностный конфликт  закаляет  волю и укрепляет психику человека.  

   4) Конфликт является средством  и  способом саморазвития и  самоактуализации личности. 

   5) Преодоления конфликтов дают  личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и  полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться  победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного  приближает к своему идеальному «Я».

  2. Деструктивный конфликт. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может  найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и  положительно разрешить противоречия внутренней структуры. Отрицательные последствия  внутриличностного конфликта могут касаться не только состояния самой личности, ее  внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе,  семье, школе, вузе, организации и т.д.  

  В общем плане можно выделить  следующие отрицательные последствия внутриличностного конфликта, касающиеся  состояния самой личности:

   - прекращение развития личности,  начало деградации;

   - психическая и физиологическая  дезорганизация личности;

   - снижение активности и  эффективности деятельности;

   - состояние сомнения, психической  подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и  обстоятельств, общая депрессия;

   - появление агрессии или, напротив,  покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на  внутриличностный конфликт;

   - появление неуверенности в своих  силах, чувства неполноценности и никчемности;

   - разрушение смыслообразующих  жизненных ценностей и утра­та самого смысла жизни.  

      Исходя из этого в последние годы XX века внутриличностный конфликт стал активно изучается Ф. Е. Василюком , Т.М. Титаренко, Ю. Н. Юрловым . Ф. Е. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания», таким показателем является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субьект.

  Таким образом конфликт-это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и типологии конфликтов. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. Один из видов конфликтов – внутриличностный конфликт. В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного  конфликта. Он рассматривается исходя из понимания личности в рамках определённой научной парадигмы.  В общих чертах можно сказать о системе внутренней конфликтности, основой которой является ценностно – мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтость, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром. В общей форме внутриличностный  конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта  и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

 
 

  1.2. Внутренняя конфликтность молодой женщины

  В современной психологии, проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С. Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н. И. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения [29].

  Содержание  феномена целостного самоотношения  или отдельных его аспектов не исчерпывается понятиями, выражающими  самооценку личности женщины и эмоциональное отношение к себе, такими как: самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, самоунижение, самообвинение и т.д. Отечественный исследователь проблемы самоотношения Н. И. Сарджвеладзе считает, что феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности женщины [20].

  Существует  трехкомпонентная структура самоотношения, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты, как часть внутренней конфликтности женщины [41].

  Когнитивный компонент самоотношения по тому признаку, какие гностические процессы включены в его функционирование (ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение). Так, самоощущение, как это показано В. В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности самого человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела» [29].

  Процессы  самовосприятия также в большой  степени «обеспечивают» субъект  необходимой, селективной, а также  избыточной информацией о самом себе. Представление о самом себе способствуют социальной регуляции межличностных отношений.

  Значение  функции памяти в организации  внутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих  поступках и пройденном жизненном  пути, т. н. автобиографическая память, дает необходимый материал для построения образа ретроспективного «Я» («каким я был»), о чем речь пойдет ниже.

  Мыслительные  процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют «Я» – концепцию личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность в юношеском возрасте вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру [32]. Процессы воображения конституируют возможное «Я» и идеальное «Я». Преимущественно на основе процессов воображения формируется образ «проспективного «Я», функция которого, заключается в проектировании собственной жизни.

  Согласно  Н. И. Сарджвеладзе, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хорошая-плохая», «годная-негодная» и т. д.).

Информация о работе Внутренняя конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком