Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: выявление взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённости браком
Задачи исследования:
Теоретически обосновать внутреннюю конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком
Определить внутреннюю конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком
Проанализировать результаты и сделать выводы о взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённости браком
Введение
3
Глава 1. Теоретическая основа внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённость браком
1.1. Понятие «конфликт», «внутренняя конфликтность»
6
1.2. Внутренняя конфликтность молодой женщины 16
1.3. Удовлетворённость женщины браком 20
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи внутренней конфликтности молодой женщины и её удовлетворённость браком
2.1. Организация метода исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 49
2. Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Имеются в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью женщины, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо», «я должен»;
3. Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью женщины своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу», «я есть».
В психологии выделяются показатели внутриличностного конфликта:
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями [31] между стремлениями к обладанию и к безопасности [34], между двумя положительными тенденциями – классическая дилемма «буриданова осла» или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями .
3. Конфликт нереализованного желаниями или комплекса неполноценности Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворённости своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвилл, 1995; А. Свядощ, 1981; А. Н. Харитонов, 1995).
4.
Ролевой конфликт. Выражается в переживаниях,
связанных с
5. Адаптационный конфликт. Понимается как в широком смысле, т.е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле – при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиями среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнять предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от её критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведёт к тому, что у человека возникает повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др.
Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют:
-
конфликты между завышенной
-
между заниженной самооценкой
и осознанием объективных
-
между стремлением повысить
Конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Как и всякий другой конфликт, он может носить и деструктивный и конструктивный характер, т.е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности.
Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным).
Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:
1) Конфликты способствуют мобилизации
ресурсов личности для
2) Конфликты помогают
3) Внутриличностный конфликт закаляет
волю и укрепляет психику
4) Конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности.
5) Преодоления конфликтов дают
личности ощущение полноты
2. Деструктивный конфликт. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта могут касаться не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе, семье, школе, вузе, организации и т.д.
В
общем плане можно выделить
следующие отрицательные
- прекращение развития личности, начало деградации;
- психическая и физиологическая дезорганизация личности;
- снижение активности и эффективности деятельности;
- состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
- появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;
- появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
- разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
Исходя из этого в последние годы XX века внутриличностный конфликт стал активно изучается Ф. Е. Василюком , Т.М. Титаренко, Ю. Н. Юрловым . Ф. Е. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания», таким показателем является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субьект.
Таким образом конфликт-это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и типологии конфликтов. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. Один из видов конфликтов – внутриличностный конфликт. В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из понимания личности в рамках определённой научной парадигмы. В общих чертах можно сказать о системе внутренней конфликтности, основой которой является ценностно – мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтость, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.
1.2. Внутренняя конфликтность молодой женщины
В современной психологии, проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С. Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н. И. Сарджвеладзе, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения [29].
Содержание феномена целостного самоотношения или отдельных его аспектов не исчерпывается понятиями, выражающими самооценку личности женщины и эмоциональное отношение к себе, такими как: самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, самоунижение, самообвинение и т.д. Отечественный исследователь проблемы самоотношения Н. И. Сарджвеладзе считает, что феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности женщины [20].
Существует трехкомпонентная структура самоотношения, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты, как часть внутренней конфликтности женщины [41].
Когнитивный компонент самоотношения по тому признаку, какие гностические процессы включены в его функционирование (ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение). Так, самоощущение, как это показано В. В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности самого человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела» [29].
Процессы самовосприятия также в большой степени «обеспечивают» субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Представление о самом себе способствуют социальной регуляции межличностных отношений.
Значение функции памяти в организации внутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих поступках и пройденном жизненном пути, т. н. автобиографическая память, дает необходимый материал для построения образа ретроспективного «Я» («каким я был»), о чем речь пойдет ниже.
Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют «Я» – концепцию личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность в юношеском возрасте вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру [32]. Процессы воображения конституируют возможное «Я» и идеальное «Я». Преимущественно на основе процессов воображения формируется образ «проспективного «Я», функция которого, заключается в проектировании собственной жизни.
Согласно Н. И. Сарджвеладзе, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать что-то о себе, но и в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хорошая-плохая», «годная-негодная» и т. д.).
Информация о работе Внутренняя конфликтность молодой женщины и её удовлетворённость браком