Влияние ведущей деятельности на развитие младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Учебная в младшем школьном возрасте - ведущая-деятельность, и воспитание, направленные на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности. Обучение и воспитание находится в неразрывной связи, от того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно будет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймет себя и окружающих его сверстников, сможет занять правильную позицию в коллективе

Содержание

Введение
Глава I. Общие психологические характеристики
1.1. Деятельность – как психологическое явление
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.3. Роль учения в психологическом развитии младшего школьника
Глава II. Психолого – педагогические аспекты и функции учебной деятельности младших школьников в образовательно – воспитательном процессе
2.1 . Практическая деятельность учителей по развитию познавательной сферы младших школьников
2.2. Пути и средства развития личностной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

гречкина уч. деятельность.doc

— 167.00 Кб (Скачать)


План

Введение

Глава I. Общие психологические характеристики

1.1. Деятельность – как психологическое явление

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

1.3. Роль учения в психологическом развитии младшего школьника

Глава II. Психолого – педагогические аспекты и функции учебной деятельности младших школьников в образовательно – воспитательном процессе

2.1              . Практическая деятельность учителей по развитию познавательной сферы младших школьников

2.2. Пути и средства развития личностной сферы

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность данного исследования определена тем, что, всестороннее развитие личности учащегося – одна из важнейших задач процесса образования. Большое значение для решения данной проблемы имеет совершенствование образования и воспитания. Необходимо создание таких условий, при которых учащийся овладел различными способами учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы.

Обучение, которое, формирует учебную деятельность, влияет на развитие младшего школьника, при непрерывном воспитательном процессе.

Учебная в младшем школьном возрасте  - ведущая-деятельность, и воспитание, направленные на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности. Обучение и воспитание находится в неразрывной связи, от того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно будет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймет себя и окружающих его сверстников, сможет занять правильную позицию в коллективе

Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что данная тема находится в центре внимания различных психологов и педагогов. Особое внимание данной проблеме было уделено такими учеными как Божович Л.И., Крутецкий В.А., Давыдов В.В., Пономарев Я.А., Эльконин Д.Б., Якиманская И.С. , Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.

В своих работах они особый акцент делают на раскрытии таких проблем, как развитие и воспитание личности в детском и подростковом возрасте, формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, воспитание нравственности у детей младшего школьного возраста, развитие познавательной деятельности и др.

Целью исследования является анализ влияния ведущей деятельности на развитие младших школьников.

Объектом исследования является становление и развитие  гармонично развитой личности младшего школьника

Предметом исследования – проблема влияния ведущей деятельности на развитие младших школьников в педагогическом процессе.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

- дать характеристику психологическому развитию младшего школьника;

- раскрыть особенности процесса обучения младших школьников;

- рассмотреть пути и средства развития личностной, эмоционально – волевой сферы младших школьников;

Научно-теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по данной проблеме

 


Глава I. Общие психологические характеристики

1.1. Деятельность – как психологическое явление

Человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству потребностей. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные виды потребностей, а следовательно меняется и вид деятельности.

Деятельность[1] – это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

В младшем школьном возрасте основной является учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.

Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии[2]», деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. «Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности.  Ребенок начинает учиться играя.

Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных...

В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка[3]». Поскольку в своем психическом, личностном развитии индивид проходит через закономерную последовательность определенных типов ведущей деятельности, их изучение и позволило советским психологам (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) построить периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного процесса воспитания детей. Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования, соответствующие основным периодам современного детства, в настоящее время уже достаточно четко очерчены.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет), как говорилось выше, ведущей становится учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие   особенности   теоретического   сознания.

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общений с товарищами и со взрослыми в школе, в пионерской организации. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка. Каждый новый тип деятельности, становясь на определенной возрастной стадии психического, личностного, развития ведущим, не исключает другие. Напротив, он именно потому и является ведущим, что вместе с ним существуют многие другие виды деятельности, и жизнь ребенка тем богаче, чем шире он вовлечен на каждом этапе онтогенеза в разные формы деятельности. Поэтому существеннейшей выступает проблема сохранения активной позиции личности в уже освоенных ею на предыдущих этапах развития типах деятельности, при их дополнении новым типом, который претендует на положение ведущего.

 

 

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

 

 

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников[4]

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у детей младшего школьного возраста еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии детей младшего школьного и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим»[5]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Информация о работе Влияние ведущей деятельности на развитие младших школьников