Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:17, курсовая работа
Учебная в младшем школьном возрасте - ведущая-деятельность, и воспитание, направленные на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности. Обучение и воспитание находится в неразрывной связи, от того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно будет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймет себя и окружающих его сверстников, сможет занять правильную позицию в коллективе
Введение
Глава I. Общие психологические характеристики
1.1. Деятельность – как психологическое явление
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.3. Роль учения в психологическом развитии младшего школьника
Глава II. Психолого – педагогические аспекты и функции учебной деятельности младших школьников в образовательно – воспитательном процессе
2.1 . Практическая деятельность учителей по развитию познавательной сферы младших школьников
2.2. Пути и средства развития личностной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава I. Общие психологические характеристики
1.1. Деятельность – как психологическое явление
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста
1.3. Роль учения в психологическом развитии младшего школьника
Глава II. Психолого – педагогические аспекты и функции учебной деятельности младших школьников в образовательно – воспитательном процессе
2.1 . Практическая деятельность учителей по развитию познавательной сферы младших школьников
2.2. Пути и средства развития личностной сферы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данного исследования определена тем, что, всестороннее развитие личности учащегося – одна из важнейших задач процесса образования. Большое значение для решения данной проблемы имеет совершенствование образования и воспитания. Необходимо создание таких условий, при которых учащийся овладел различными способами учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы.
Обучение, которое, формирует учебную деятельность, влияет на развитие младшего школьника, при непрерывном воспитательном процессе.
Учебная в младшем школьном возрасте - ведущая-деятельность, и воспитание, направленные на усвоение знаний, - важнейший источник формирования личности. Обучение и воспитание находится в неразрывной связи, от того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом. Если ученик под руководством учителя овладел рациональными способами учебной работы, то он не только более эффективно будет усваивать знания, но и сумеет оценить свои трудности и учебные возможности, лучше поймет себя и окружающих его сверстников, сможет занять правильную позицию в коллективе
Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что данная тема находится в центре внимания различных психологов и педагогов. Особое внимание данной проблеме было уделено такими учеными как Божович Л.И., Крутецкий В.А., Давыдов В.В., Пономарев Я.А., Эльконин Д.Б., Якиманская И.С. , Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
В своих работах они особый акцент делают на раскрытии таких проблем, как развитие и воспитание личности в детском и подростковом возрасте, формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся, воспитание нравственности у детей младшего школьного возраста, развитие познавательной деятельности и др.
Целью исследования является анализ влияния ведущей деятельности на развитие младших школьников.
Объектом исследования является становление и развитие гармонично развитой личности младшего школьника
Предметом исследования – проблема влияния ведущей деятельности на развитие младших школьников в педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- дать характеристику психологическому развитию младшего школьника;
- раскрыть особенности процесса обучения младших школьников;
- рассмотреть пути и средства развития личностной, эмоционально – волевой сферы младших школьников;
Научно-теоретическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по данной проблеме
Человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству потребностей. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные виды потребностей, а следовательно меняется и вид деятельности.
Деятельность[1] – это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
В младшем школьном возрасте основной является учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.
Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии[2]», деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. «Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками.
Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошкольном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в ведущей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начинает учиться играя.
Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении — процессы отвлеченного мышления. Из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных...
В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка[3]». Поскольку в своем психическом, личностном развитии индивид проходит через закономерную последовательность определенных типов ведущей деятельности, их изучение и позволило советским психологам (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) построить периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного процесса воспитания детей. Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования, соответствующие основным периодам современного детства, в настоящее время уже достаточно четко очерчены.
В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет), как говорилось выше, ведущей становится учебная деятельность, т. е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания.
Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общений с товарищами и со взрослыми в школе, в пионерской организации. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.
Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка. Каждый новый тип деятельности, становясь на определенной возрастной стадии психического, личностного, развития ведущим, не исключает другие. Напротив, он именно потому и является ведущим, что вместе с ним существуют многие другие виды деятельности, и жизнь ребенка тем богаче, чем шире он вовлечен на каждом этапе онтогенеза в разные формы деятельности. Поэтому существеннейшей выступает проблема сохранения активной позиции личности в уже освоенных ею на предыдущих этапах развития типах деятельности, при их дополнении новым типом, который претендует на положение ведущего.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников[4]
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у детей младшего школьного возраста еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии детей младшего школьного и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим»[5]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.
Информация о работе Влияние ведущей деятельности на развитие младших школьников