Влияние телевидения на подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

В 1923 году была осуществлена первая практическая передача изображения по проводам, которую сделали Бэрд в Англии и Дженкинс в Соединенных штатах. У нас же в России экраны зажглись в конце 30-ых годов. С тех пор телевидение из мало доступного переросло в массовое развлечение. Это, практически, самый любимый способ людей проводить время, ведь сейчас очень много каналов и все удобства его просмотра. Если же только у нас отключается свет или какие-либо еще неприятности мешают нам смотреть телевизор, мы чувствуем себя потерянными, мы чувчтсвуем себя не в своей тарелке, нам сразу же становится не по себе. Вспомнить хотя бы случай в Москве в августе 2000 года, когда случился пожар на Останкинской башне. Но телевидение порой несет ненужную информацию, иногда даже такую информацию, которая пагубно влияет на нашу психику. А психика подростка очень ранима и впитывает любую информацию (в особенности плохую, как «губка»). Сейчас от телевидения мы получаем более 90% информации. Потом подростки переносят то, что они видели в жизнь, а наше сегодняшнее правительство этим мало интересуется.
Поэтому мы исследуем влияние телевидения на подростков, а в особенности на русских подростков.
В принципе далеко ходить не надо, лето 2002 года, когда сборная России по футболу проиграла сборной Японии, на Манежной площади в Москве начались массовые беспорядки, которые не могла остановить наша милиция. Послужило такому неодыкватному поведению ролик, показанный до начала матча. Под действием алкоголя и наркотического опьянения подростки решили перенести показанный ролик в жизнь. Мы все видели, что из этого получилось.

Работа содержит 1 файл

Влияние современного телевидения на подростков.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

Поставляемая телевидением информация может поразить воображение, удивить столкновением фактов, воспламенить чувства. Но между фактом и реальным откликом на события – огромная дистанция. 

Человек попросту не может приводить себя в психологическое  состояние «непосредственной реакции». Отчаявшись повлиять на события, аудитория  привыкает относиться к фактам «спокойно». Рождается психологическая усталость, а с нею – невосприимчивость  к сообщениям, к их патетике, к  их призывам… Все это ведет  к деполитизации, к снижению гражданских  чувств. Не здесь ли важнейшая причина, которая объясняет отсутствие оппозиции  современному российскому режиму? 

Именно этот феномен  отметили российские социологи, когда  обратились к аудитории в дни  погасших экранов в Москве в 2000 году. Зрители не только страдали от разлуки  с сериалами, они тосковали и  по новостям, но из их ответов было ясно, что политические новости они  воспринимали по законам мыльных  опер. 

Индивид, выключенный  из потока новостей, перестает быть гражданином автоматически, ибо  трудно мыслить патриотично, проявлять  зоркость и участливость, не ведая, что происходит в мире. Но информировать  можно по-разному. Если передавать в  эфир сообщения о катастрофах, переворотах, катаклизмах, действуя на оголенные  нервы зрителей, но без трезвости  и анализа, нетрудно создать впечатление, будто страна действительно полна  иррациональных, необъяснимых событий, надвигающихся угроз. Если, посылая  поток новостей, вызывающих тревогу  и возмущение, не связывать эти  чувства с реальными возможностями  личного участия, личной ответственности, это, естественно, порождает психологическую  усталость, безразличие и социальную апатию. 

Отечественные политические лидеры осознали, что без средств  массовой информации невозможно рекрутировать  сторонников и единомышленников. В стране началась борьба за каналы массового влияния. Политикам кажется, что достаточно заполучить нужную кнопку, чтобы решительно повести за собой  массы. Но эта победа может оказаться  пирровой. Синдром усталости способен свисти на нет все усилия. Мы рискуем  получить аудиторию, которая, несмотря на массированную обработку, так  и не выйдет из состояния духовного  обморока. 

Передачи, отрицательно влияющие на подростков. 

Телевидение привлекает наше внимание, с одной стороны, своей  живостью, увлекательной режиссурой и красивыми съемками, а с другой – заманивает в ловушку, возбуждая  нас сценами злодеяний, насилия, опасности и секса. Телевизионные  программы переполнены описанием  преступлений, демонстрацией грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками. 

В среднем на один час лучшего телевизионного времени  приходится пять сцен с применением  силы, в них участвует около  двух третей главных героев телефильмов. По выходным дням детские дневные  передачи содержат до восемнадцати подобных сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда  все дерутся и убивают друг друга), впрочем, в отличие от «взрослых» программ, жестокость персонажей в  них почти не вызывает боли и страданий  – дети не видят последствий жестоких поступков. В большинстве изображаемых ситуаций силовое подавление обидчика является естественной формой мести, а  способность действовать по праву  сильного стала почти непременным  атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах и худ. фильмах сейчас применяют насилие и женщины. Подростки пытаются подражать своим  героям и делают тоже самое в настоящем  мире. Излюбленная тематика криминальных обзоров – это убийства, нападения, вооруженные столкновения, причем на экране редко можно увидеть, как  их жертвам оказывают медицинскую  помощь. В итоге, перед подростком ежедневно мелькает огромное количество насильственных смертей, бомбежек, вооруженных  налетов и жестоких драк. 

Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении  нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров. В ходе многочисленных исследований детской и подростковой аудитории  демонстрировались фильмы, герои  которых действовали с позиции  силы. После этого отмечалось учащение случаев агрессии и жестокости поведения  со стороны детей, в то время как  после просмотра картин, не содержащих подобных сцен, таких нарушений не наблюдалось. По материалам ряда других работ, те дети, которые проводят у  телевизора много времени, значительно  более агрессивны, чем их сверстники, уделяющие телевидению меньше внимания. Оценки степени агрессивности в  этих исследованиях производились  на основе наблюдений, мнений родителей, подсчета частоты возникновения  конфликтов со старшими, признаний  самих детей и показателей  детской преступности. Конечно, такие  выводы весьма нелицеприятны для  большинства населения, а в особенности  – для телевизионной индустрии, однако они являются результатом  многолетней научной работы и  с ним приходится считаться. 

Жестокие сцены, встречающиеся  в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Например, после просмотра фильма «Враги» (о войне мафиозных кланов) 12 нью-йоркских юнцов долгое время терроризировали  городскую подземку, нападая на пассажиров, пока не попались в руки полиции. Этот же фильм стал одним из побудительных  мотивов для двух вооруженных  налетов в Калифорнии. Несколькими  годами позже кинолента «Нью-Джек-Сити»  о торговцах наркотиками вызвала  вспышки насилия, стрельбу, бесчинства разъяренной толпы, были даже случае убийств в кинотеатрах. Почти сразу после этого телефильм «Крылатое возмездие» положил начало череде терактов с применением взрывных устройств. Появляющиеся на экране сцена самоубийств ведут к учащению случаев суицида. Так, познакомившись с игрой в «русскую рулетку» в фильме «Охотник на оленей», свыше двадцати человек покончили с собой, предавшись этому занятию. 

С первых своих шагов  и до нынешних времен кино неуклонно  становилось все более жестоким. Вероятно, это происходило потому, что создатели картин стремились поддерживать зрительский интерес, в то время как публика привыкала  к ужасам на экране. Однако вместе с  этим в людях укоренялась мысль  о том, что в насилии нет  ничего необычного, а регулярное созерцание подобных сцен на экранах кинотеатров  и телевидению располагало к  проявлениям жестокости в повседневной жизни, особенно в состоянии гнева. Некоторые исследования подтверждают, что грубые и жестокие развлечения  делают людей равнодушными и бессердечными. По исследованиям, проведенных в  США, ученые говорят о том, что  после просмотра фильмов, содержащих насилие, подростки начинают легче  мириться с враждебным и агрессивным  поведением сверстников, что чем, если бы они не смотрели подобных фильмов  или вообще не подходили к экрану. В других исследованиях показано, что у детей, проводящих много  времени перед телевизором, гораздо  слабее выражены эмоциональная реакция  и стремление физически противостоять  насилию, чем у тех, кто реже смотрит  телепрограммы. Во многих странах к  этой проблеме подходят достаточно серьезно. Так, в отличие от США, в некоторых  государствах Европы (в том числе  и в России) показ фильмов, содержащих сцены жестокости и насилия, законодательно ограничен. 

Другим тревожным  симптомом, согласно данным обзора научных  исследований, является прямая зависимость  между значением коэффициента интеллекта (КИ) тинэйджера и временем, которое  он проводит у телевизора. В среднем  оказалось, что чем больше дети смотрят  телепрограммы, тем ниже значение их КИ. Оказалось, что этот простой критерий – количество часов, ежедневно проводимых подростком у телеэкрана, - позволяет  предсказать результат тест на определение  КИ значительно точнее, чем подавляющее  большинство прогнозов, учитывающих  разнообразные социальные, личные, демографические и семейные факторы. Множество исследований подтверждают наличие у тинэйджеров связи  между пристрастием к телевидению  и менее развитыми по сравнению  с остальными тинэйджерами воображением и творческим потенциалом. Пока неясно, чем именно обусловлены полученные результаты – действительно ли многочасовое сидение перед экраном сказывается  на умственных способностях, или же просто менее развитым подросткам больше нравится смотреть телевизор, чем их более способным сверстникам. Однако совершенно очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени  на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление  уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение  телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и  низкую успеваемость в школе. 

В самом деле, обобщенные результаты исследований показывают, что между временем, которое подросток  проводит у экрана, и его успеваемостью  также существует заметная связь. Так, подростки, которые смотрят телевизор более двух часов в день, как правило, хуже учатся, особенно тяжело им дается чтение. Обладатели высокого КИ сталкиваются с этой проблемой даже в том случае, когда они уделяют телевидению лишь один или два часа. Что касается детей, смотрящих телепередачи более четырех часов в день, то они чаще других характеризуются самым низким значением КИ и наихудшей успеваемостью. Конечно же, исключения, обусловленные индивидуальными особенностями каждого подростка, есть и в выявленных закономерностях. У взрослых также прослеживается связь между уровнем образования и отношением к телевидению: чем ниже этот уровень, тем, как правило, больше времени человек проводит у экрана. 

Еще одна проблема, возникающая  у детей в связи с телевидением, - неправильное питание, последствия  которого осложняют далекие от реальности представления о том, как влияют определенные продукты на человеческий организм. Чем больше ребенок смотрит  телевизор, тем он меньше двигается  и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в  свою очередь может привести к  ожирению и другим неприятностям. К  сожалению, в формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит  телевизионной рекламе, поскольку  главным образом именно она предлагает нам разного рода блюда быстрого приготовления, продукты с высоким  содержанием жира, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных  роликов, идущих во время различных  программ, посвящены всевозможным сластям  и лакомствам, тогда как во многих сладких хлопьях по весу содержится больше сахара, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает  на подростковую аудиторию заметное влияние. Дети, например, часто всерьез  полагают, что какие-либо хлопья могут  сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют  законы, регулирующие воздействие рекламы  на подростков и предотвращающие  тем самым неправильный рацион их питания. Например, в Голландии при  рекламе любых сладостей в  углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате  Квебек вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим  двенадцати лет. 

При попытке анализа  телерекламы выяснилось, что и  здесь есть ролики, пользующиеся зрительской  любовью. До сих пор телезрители  помнят рекламные истории банка  «Империал», которые неизменно занимают первое место во всех рейтингах популярности. В центре России однозначным лидером  оказалась реклама детских памперсов  «Хаггис», а также реклама колготок «Голден Леди» и шоколадных палочек  «Твикс». 

Наибольшее раздражение  у аудитории вызывают ролики, рекламирующие  женские гигиенические средства, реклама с участием «тети Аси». Интересно, что эти ролики в наибольшей степени раздражают именно ту целевую  группу, на которую рекламодатели  хотели бы воздействовать. 

Психологи полагают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальный  внешний вид и обольстительно поведение женщин превалирует как  в рекламных роликах и музыкальных  клипах, так и в большинстве  других программ. Секс на экране часто предстает нам в форме насилия, жестокости или преступлений, и относительно нечасто интимные отношения любящих друг друга людей изображены нежными и постоянными. Около 70% всех телевизионных эпизодов, посвященных сексу, касаются либо внебрачных связей, либо проституции. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал «Факультет», где кроме секса больше ничем не занимаются, и это смотрят подростки и повторяют то, чем занимаются в их любимом сериале. А заканчивается все это абортами и тому подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас практически во всех присутствует секс. Также сейчас во многих фильмах и др. телепередачах идет пропаганда однополой любви. Как думают многие критики клипы группы «Тату» вообще нельзя было пускать на телевидение, а если уж показывать, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и сейчас уже вообще не интересуются мальчиками, а это уже психическое расстройство. Так что как секс на телевидении сказывается на тинэйджерах, к сожалению, нам остается только догадываться. 

Телевидение формирует  стереотипы в отношении черт, присущих определенному полу, возрасту или  расе. Так, в качестве главных героев мужчины появляются на экране примерно втрое чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как  женщины часто не имеют профессии  и положения в обществе, или  занимают более низкое положение  на служебной лестнице, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, нежели женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, уязвимы, их мысли  и интересы в основном сосредоточены  на семье, любви и человеческих взаимоотношениях. В некоторых исследованиях утверждается, что дети, проводящие перед телевизором  много времени, относятся к различным  профессиям и занятиям с позиции, предопределенных стереотипами, касающимися  пола. В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в значительно меньшей мере, чем  это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телефильмах  чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими  из ума. Исключением из этого правила  являются, разве что, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств симпатичны, румяны, счастливы и  уважаемы в обществе (к примеру  стоит вспомнить цикл телевизионных  передач «Старая квартира»). Поэтому  у молодого зрителя часто формируется  отрицательный стереотип отношения  к пожилым людям. По аналогичному механизму возникают и расовые  предубеждения, так как в большинстве  фильмов негры и латиноамериканцы по сравнению с белыми чаще бывает безработными или выполняют неквалифицированную  работу, в их семьях чаще возникают  ссоры и конфликты, чем в семья  белых людей. Негров в фильмах  представляют не такими как белых  людей, белые часто бьют в фильмах  негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское»  время и подросткам нравятся такие  фильмы. А потом наше правительство  задается вопросом: «Откуда в нашей  стране так много скинхедов?». 

Информация о работе Влияние телевидения на подростков