Влияние субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;

2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;

3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;

4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5

1.1. Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………………..5

1.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9

1.3. Влияние субкультуры на социальное воспитание личности…………….14

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19

2.1. Диагностический этап исследования………………………………………22

2.2. Педагогические рекомендации…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

2.2 Педагогические рекомендации

Исходя  из социально-педагогической концепции  А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее  действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием.

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам -- представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного.

На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой [10] представляется возможным  сформулировать еще одно условие  социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям неофициальных юношеских субкультур - адекватность имиджа педагога - субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать  основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности. Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-данс, граффити, ролевые игры и т.д.). Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника - конструктивный диалог, что предполагает:

- наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником,

- общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

- консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

- эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

- оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным  условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует раскрепощению, принятию воспитанником себя.

Методика  оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам - представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы:

Создание  в группе позитивного  эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта  конструктивного  взаимодействия с  окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение  представлений о  способах и вариантах  самовыражения  представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение  учащимися опыта  самовыражения в  группе - здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение  способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также  понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры - в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми  и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных  действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими. 

Заключение

В целом  мое исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения  и позволяет сделать ряд выводов:

1. Специфическими  проблемами, возникающими у старшеклассников - представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей знаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая  помощь обеспечит разрешение  проблем социализации школьников - представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

- педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

- старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

- взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность  педагога в процессе оказания  социально-педагогической помощи школьникам - представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

4. Изложенные  в исследовании выводы и рекомендации  не претендуют на окончательное  и исчерпывающее решение заявленной  проблемы. В частности, в более  детальном изучении нуждаются  вопросы:

- дифференциации социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),

- подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам - представителям юношеских субкультур.

Молодому  человеку нужно определить границы  своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне». 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
1. Абульханова-Славская  К.А. «Стратегия жизни». М.,1996.  
2. Адорно  Т. Диалектика Просвещения: философские  фрагменты / Авт. M.Horkheimer и др.  Москва: Медиум, Ювента, 1997.  
3. Айзенштадт  Ш. «Модернизация, протест и  перемены» 1966, «Традиция, перемены  и современность» 1973.

4. Беличева  С.А. «Основы превентивной психологии».  М., 2003.

 
5. Венгер  А. Л. , Слободчиков В. И. , Эльконин  Б. Д.: Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина 88'3.  
6. Вишневский  Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик  студенчества 90-х годов // Социологические  исследования. 1997.  № 10.  
7. Гацкова  Е. И. Молодежь и современность.  М. «Инфра». 2001.  
8. Гуревич  П. С. Культурология. М. «Знание». 1996.  
9. Гусейнов  Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство  полит. литературы.1998.  
10. Демакова  И.Д. Воспитательная деятельность  педагога в современных условиях. АСТ .2007

11. Демакова  И.Д. С верою в ученика: особенности  воспитательной работы классного  руководителя. Просвещение - 1989г.  Москва

 
12. Кон.  И.С. «Психология ранней юности».  
13. Краковский  А.П. “О подростках”- М., 1970г.  
14. Крутецкий  В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965..  
15. Лисовский  В.Т «Социология молодежи» - СПб.,1996.  
16. Макаренко  А.С. “Принципы социального воспитания”. 1986.  
17. Мастеров  Б.М «Психология саморазвития»  - Рига 1996.  
18. Мертон  Р. Социология сегодня: проблемы  и перспективы .М., 1965  
19. Мид  М. «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988).  
20. Мудрик. А.В. «Время поисков и решение». М. 1990.  
21. Ольшанский  Д.В. “Неформалы: групповой портрет  в интерьере”- М: Педагогика, 1990.  
22. Руткевич  М.Н., Рубина Л.Я. Общественные  потребности, система образования,  молодежь. М.: Политиздат, 1988.  
23. Семенов  В.Е. “Искусство как межличностная  коммуникация”- СПб,   
24. Сенченко  Н.А. Изучение влияния отечественной  рок-культуры на сознание студенческой молодежи. Москва, 2000.  
25. Сенченко  Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам - представителям юношеских субкультур Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома; 2004.   
26. Смелзер.  Н. Социология. М. «иск-инфо». 1994.  
27. Сорокин  П. “Человек. Цивилизация. Общество»  - М. 1992.  
28. Франкл  В. «Человек в поисках смысла. М. 1995.  
29. Хогарт Р. Оксфордская иллюстрированная т 7 Народы и культуры Инфра-М . 2000г.  
30. Чупров  В.И. Историческое сознание молодежи: социологический аспект // Педагогика. 1992.  
31. Чупров  В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная  сфера сознания молодежи. Состояние  и тенденции развития. М., 1993.  
32. Эльконина  Д. Б. “Развивающее обучение”.  М. 1993.  
33. Эрик  Г. Эриксон Идентичность: юность  и кризис // Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.  
34. Ярошевский  М.Г. “Социальное воспитание”.  М. 1997.  

Информация о работе Влияние субкультуры на социализацию подростков