Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:04, реферат
Актуальность темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.
Цель работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.
задачи:
1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;
2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;
3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;
4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………………..5
1.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9
1.3. Влияние субкультуры на социальное воспитание личности…………….14
Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19
2.1. Диагностический этап исследования………………………………………22
2.2. Педагогические рекомендации…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31
Молодежная
субкультура обеспечивает чувство
стабильности для молодых людей,
предоставляя ясный набор ценностей
и ролей. По представлениям функционалистов,
молодежная культура имеет общую
социально-психологическую
М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи:
1. Они
предлагают решение некоторых
структурных проблем молодежи
на "магическом" уровне, особенно
проблем, созданных внешними
2. Они
предлагают некую новую
3. Они
есть некая альтернативная
4. Субкультуры
предлагают осмысленный,
5. Субкультуры
предлагают новые
В ряде исследований (Марк Абрамс и др.) молодежная субкультура рассматривалась с позиций молодежного потребительства и интерпретировалась как форма массовой культуры. Как новая потребительская группа молодежь отличалась не своим "неправильным" поведением, а особенностями поведения и выбора на рынке, и именно этот новый спектр молодежных выборов открывал новые горизонты "подростковой культуры". Потребительство молодежи концентрировалось в тех сферах, в которых происходило наиболее бурное послевоенное развитие: подростки покупали больше всего одежды, обуви, спиртных напитков и табачных изделий, конфет и шоколада, закусок, тратили много денег на кино, театр, журналы, газеты, пластинки и книги. При этом потребляемые товары с точки зрения молодежи были специфичны по отношению к товарам для «взрослых», что позволяло посредством потребления утверждать молодым людям свою идентичность. Определение молодежной культуры как формы массовой культуры представило молодежь как объект контроля и манипуляции со стороны капиталистического медиа-рынка, а субкультуры - как продукт, конструируемый и создаваемый не молодежью, а для нее (Р.Хоггарт, Т. Адорно).[2], [29]. Данная традиция доминировала вплоть до 80-х гг. Постмодернисты обращали внимание на культурные явления, создаваемые самой молодежью для себя «фанзины» (журналы, посвященные особым течениям в музыке или отдельным музыкальным группам и издаваемые самими «фанами», молодежные передачи и веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые «продукции», предлагаемой молодым со стороны взрослых. Эксперименты со своей внешностью осуществляются уже не только через одежду, а через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. Даже употребление наркотиков, рассматривается своеобразным способом экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью. Влияние идей постмодернизма привело к тому, что на определенном этапе на Западе практически перестали говорить о субкультурах.
1.3 Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
Важное значение для социализации подростка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду подросток осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где подростка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится подросток, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.
Подростковый
возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст
формирования нравственных убеждений,
принципов, которыми подросток начинает
руководствоваться в своём
В тесной
связи с формированием
В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих.
Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств.
Формирование
самосознания - один из важнейших моментов
в развитии личности подростка. Факт
формирования и роста самосознания
накладывает отпечаток на всю
психическую жизнь подростка, на
характер его учебной и трудовой
деятельности, на формирование его
отношения к действительности. Потребность
самосознания возникает из потребностей
жизни и деятельности. Под влиянием
растущих требований со стороны окружающих
у подростка возникает
Большую
роль в развитии самосознания молодого
человека играют суждения других. У
подростка появляется и приобретает
довольно заметное значение стремление
к самовоспитанию - стремление сознательно
воздействовать на себя, формировать
такие качества личности, которые
он рассматривает как
Переоценивая
возможность своих возрастных способностей,
подростки приходят к убеждению,
что они ничем не отличаются от
взрослых людей. Отсюда их стремление
к самостоятельности и
Анализируя всё вышесказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:
1. Потребность в энергетической разрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5. Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение к опеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12.Потребность быть; 13. Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофия потребности в информации
У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания.[31]. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.[7]
Многие
из неформалов - люди весьма неординарные,
талантливые. Они проводят на улице
дни и ночи напролет, не зная, зачем.
Этих молодых людей никто не организовывает,
не заставляет приезжать сюда. Они
стекаются сами - все очень разные,
и в тоже время чем-то неуловимо
похожие. Многим из них, молодым и
полным сил, часто хочется выть по
ночам от тоски и одиночества.
Многие из них лишены веры, во что
бы то ни было и оттого мучаются собственной
ненужностью. И, пытаясь разобраться
в себе, отправляются на поиски смысла
жизни и приключений в
Ради чего они стали неформалами?
73% - т.к.
деятельность официальных
Информация о работе Влияние субкультуры на социализацию подростков