Влияние субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования - заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития и социального воспитания нового поколения. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие личности.

Цель работы - выявление характера влияние субкультуры на социализацию подростков.

задачи:

1. Провести анализ проблем социального воспитания подростков;

2. Раскрыть сущность понятий социальное воспитание и субкультура;

3. Раскрыть психологические особенности возрастной субкультуры;

4. Показать влияние субкультуры на социальное воспитание подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Детская и подростковая субкультура как фактор социального воспитания…………………………………………………………………………5

1.1. Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………………..5

1.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры……………………………………………………………………….9

1.3. Влияние субкультуры на социальное воспитание личности…………….14

Глава 2.Исследование влияния субкультуры на социальное воспитание подростков………………………………………………………………………..19

2.1. Диагностический этап исследования………………………………………22

2.2. Педагогические рекомендации…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Молодежная  субкультура обеспечивает чувство  стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей  и ролей. По представлениям функционалистов, молодежная культура имеет общую  социально-психологическую основу, поэтому как бы вовсе не обязательно  выделять внутри этой целостности различные  субкультуры - выделять какие-то стили, интересы или мировоззрения. Для  социологов-функционалистов понятие "субкультура" было не более чем  определением некоей группы сверстников, предоставлявшей подросткам способ обретения себя в мире. Далее они  утверждали, что по мере перехода молодежи во взрослый мир существование и  поддержание функционирования таких  групп становятся лишними. С идеями социологов-функционалистов перекликаются  идеи американского психолога Э.Эриксона. Для обозначения интервала между  подростковостью и взрослостью  он ввел понятие «психосоциальный мораторий» - период, когда молодым людям  дается отсрочка принятия ролей и  норм взрослых и предоставляется  возможность экспериментировать со своей идентичностью, пробовать  альтернативные роли и способы жизни. Поиск идентичности происходит под  сильным влиянием тех социальных групп, с которыми себя идентифицируют молодые люди. Эриксон считал, что  чрезмерная идентификация с представителями  контркультуры или криминальной культуры вырывает «расцветающую личность»  из ее социального окружения, тем  самым подавляя ее и ограничивая  развитие идентичности. Эриксон показал, что в культуре с жесткими социальными нормами (например, в странах ислама) проблемы идентичности минимизированы, поскольку невелик выбор возможностей. Американское общество, наоборот, предоставляет молодежи широкий спектр возможностей, в результате чего молодежь становится более уязвимой в отношении проблем идентичности. Анализируя всплеск контркультурой активности и мятежности молодежи в современные ему 60-е, Эриксон отмечал, что значительную роль в это сыграли политики и ответственные лица, чья недобросовестная деятельность стимулировала девальвацию традиционных ценностей общества. Заметим, что одним из ярких проявлений кризиса идентичности Эриксон считал употребление наркотиков.[33] . А.В.Мудрик рассматривает влияние субкультуры на социализацию детей как специфический механизм социализации, называемый им «стилизованный механизм». Среди признаков субкультуры им выделяются: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, предпочитаемые источники информации, мода, жаргон, фольклор.[20]

М. Брейк  выделяет следующие функции субкультур для молодежи:

1. Они  предлагают решение некоторых  структурных проблем молодежи  на "магическом" уровне, особенно  проблем, созданных внешними противоречиями  социоэкономической структуры, которые  коллективно переживаются молодежными  поколениями. 

2. Они  предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать  значимые культурные элементы, такие  как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные  стили. 

3. Они  есть некая альтернативная форма  социальной реальности, которая,  конечно же, апробируется в классовой  культуре, но опосредуется ближним  окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой  через масс-медиа. 

4. Субкультуры  предлагают осмысленный, значимый  путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который  вынесен за рамки инструментального  и скучного мира работы.

5. Субкультуры  предлагают новые экзистенциальные  дилеммы для принятия индивидуальных  решений. В частности, они могут  включать использование бриколлажа  молодежного стиля для конструирования  своей идентичности вне школы  или работы.

В ряде исследований (Марк Абрамс и др.) молодежная субкультура рассматривалась с  позиций молодежного потребительства и интерпретировалась как форма массовой культуры. Как новая потребительская группа молодежь отличалась не своим "неправильным" поведением, а особенностями поведения и выбора на рынке, и именно этот новый спектр молодежных выборов открывал новые горизонты "подростковой культуры". Потребительство молодежи концентрировалось в тех сферах, в которых происходило наиболее бурное послевоенное развитие: подростки покупали больше всего одежды, обуви, спиртных напитков и табачных изделий, конфет и шоколада, закусок, тратили много денег на кино, театр, журналы, газеты, пластинки и книги. При этом потребляемые товары с точки зрения молодежи были специфичны по отношению к товарам для «взрослых», что позволяло посредством потребления утверждать молодым людям свою идентичность. Определение молодежной культуры как формы массовой культуры представило молодежь как объект контроля и манипуляции со стороны капиталистического медиа-рынка, а субкультуры - как продукт, конструируемый и создаваемый не молодежью, а для нее (Р.Хоггарт, Т. Адорно).[2], [29]. Данная традиция доминировала вплоть до 80-х гг. Постмодернисты обращали внимание на культурные явления, создаваемые самой молодежью для себя «фанзины» (журналы, посвященные особым течениям в музыке или отдельным музыкальным группам и издаваемые самими «фанами», молодежные передачи и веб-сайты), и, в известной степени, противопоставляемые «продукции», предлагаемой молодым со стороны взрослых. Эксперименты со своей внешностью осуществляются уже не только через одежду, а через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. Даже употребление наркотиков, рассматривается своеобразным способом экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью. Влияние идей постмодернизма привело к тому, что на определенном этапе на Западе практически перестали говорить о субкультурах.

1.3 Влияние субкультуры на социальное воспитание личности

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Важное значение для социализации подростка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду подросток осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где подростка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится подросток, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

Подростковый  возраст, особенно с 13-15 лет - это возраст  формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес  к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни. Формированию у подростка правильного  отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать  первостепенное значение, т.к. именно в  этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место  в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных  поступков.

В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно  отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает  образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом  у молодого человека наблюдается  заметное «движение» от образов близких  людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается. Старшие  подростки начинают предъявлять  более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень  любимые и уважаемые ими, в  большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением  человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами  близких родственных отношений.

В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда  объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических  качеств окружающих.

Наряду  с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинают формироваться  и развиваться самосознание, потребность  в осознании и оценке своих  личностных качеств.

Формирование  самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания накладывает отпечаток на всю  психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой деятельности, на формирование его  отношения к действительности. Потребность  самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. Под влиянием растущих требований со стороны окружающих у подростка возникает потребность  оценить свои возможности, осознать, какие же особенности его личности помогают им, наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

Большую роль в развитии самосознания молодого человека играют суждения других. У  подростка появляется и приобретает  довольно заметное значение стремление к самовоспитанию - стремление сознательно  воздействовать на себя, формировать  такие качества личности, которые  он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные  черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются черты характера. Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанные с ростом его  самосознания, является стремление показать свою «взрослость». Молодой человек  отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались  с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь  одинаковые с ними права.

Переоценивая  возможность своих возрастных способностей, подростки приходят к убеждению, что они ничем не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной  «независимости», отсюда - болезненное  самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых, недооценивающих  их права и интересы. Следует отметить характерную для подросткового  возраста повышенную возбудимость, некоторую  неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены  настроения.[14]

Анализируя  всё вышесказанное можно обобщить и выявить следующие возрастные особенности характерные для подросткового периода:

1. Потребность  в энергетической разрядке; 2. Потребность в самовоспитании; активный поиск идеала; 3. Отсутствие эмоциональной адаптации; 4. Подверженность эмоциональному заражению; 5. Критичность; 6. Бескомпромиссность; 7. Потребность в автономии; 8. Отвращение к опеке; 9. Значимость независимости как таковой; 10. Резкие колебания характера и уровня самооценки; 11. Интерес к качествам личности; 12.Потребность быть; 13. Потребность что-то значить; 14. Потребность в популярности; 15. Гипертрофия потребности в информации

У подростков появляется желание изучать свое «Я», понять, на что они способны. В этот период они стремятся себя утвердить, особенно в глазах сверстников, уйти от всего детского. Все меньше ориентируются на семью и обращаются к ней. Но зато возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания. Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал или образец для подражания.[31]. Таким образом, они примыкают к той или иной неформальной организации. Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Важнейшая функция молодёжного движения - “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”.[7]

Многие  из неформалов - люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице  дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они  стекаются сами - все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо  похожие. Многим из них, молодым и  полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что  бы то ни было и оттого мучаются собственной  ненужностью. И, пытаясь разобраться  в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

Ради  чего они стали неформалами?

73% - т.к.  деятельность официальных организаций  в сфере досуга неинтересна. 20% - т.к. официальные учреждения  не помогают в их интересах. 7% - т.к. их увлечения не одобряются  обществом.

Информация о работе Влияние субкультуры на социализацию подростков