Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является социализация студенческой молодежи.
Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи.
Целью работы является изучение влияния СМИ на студенческую молодежную аудиторию.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристики СМИ.
2. Выявить сущность влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
3. Обосновать методику исследования влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
4. Провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА I.doc

— 3.98 Мб (Скачать)

За последнее десятилетие  накапливаются данные, свидетельствующие  о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации (СМИ) на психическое здоровье студенческой молодежи.

Таким образом, существует множество эффективных методов, и каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти методы, используемые СМИ оказывают огромнейшее влияние на социализацию студенческой молодежи, заставляя действовать и думать определенным образом. Стоит отметить, что многие СМИ ведут свою политику, грамотно сочетая различные методы воздействия. Телевидение, интернет и другие СМИ становятся источником и средством влияния на социализацию студенческой молодежи, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, психосоматических расстройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

2.1 Обоснование методики  исследования

 

При изучении теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.

К традиционным методам  относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы-методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод  изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Изучение опыта –  еще один издавна применяемый  метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе научно–педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение школьной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

К традиционным методам  педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга  и применяются в комплексе.

Один из современных  методов педагогического исследования –педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий  экcпepимeнт – это научно поставленный опыт преобразования педагогического  процесса в точно учитываемых  условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Эксперимент – это  по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Педагогический эксперимент  может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ Исследования могут быть длительными и краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.

Надежность экспериментальных  выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми, как в экспериментальном, так и в контрольном классе.

Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам – направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д.

Пользуется популярностью  в педагогической среде метод  тестирования. Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”. Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемые  методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).

Анкетирование – метод  массового сбора материала с  помощью специально разработанных  опросников, называемых анкетами.

В данной курсовой работе было использованно анкетирование. Этот метод дает возможность быстрых массовых опросов студенческой молодежи, привлекает своей дешевизной и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Для исследования влияния  СМИ на социализацию студенческой молодежи, мы воспользовались анкетой, разработанной сотрудниками Московской лаборатории технических средств обучения (ТСО) и медиаобразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Целью данной курсовой работы является изучение влияния СМИ на студенческую молодежную аудиторию.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть характеристики СМИ.

2. Выявить сущность влияния СМИ на на социализацию студенческой молодежи.

3. Обосновать методику  исследования влияния СМИ на  социализацию студенческой молодежи.

4. Провести анализ  полученных данных.

В анкетировании участвовали 40 студент в возрасте от 18 до 20 лет, из них было 20 юношей и 20 девушек. Средний период времени за который студенты отвечали на вопросы анкеты составляло 10-15 мин. Особых трудностей кроме организационных при проведении анкетирования не было.

В результате опроса были получены следующие данные и были сделаны соответствующие выводы:

Таблица 1.

Важность источников информации

 

М

Ж

Друзья

8,65%

5,9%

Родители

6,9%

7%

Интернет

9,4%

8,8%

Преподаватели

4%

6,85%

Газеты

3,35%

2,8%

Журналы

1,35%

4%

Книги

5,35%

4,9%

Телевидение

8%

7,8%

Радио

3%

1,95%


 

  • Рис. 2.1 Важность источников информации

  • Как видим из результатов  опроса наиболее важными источниками  информации как для юношей, так  и для девушек, являются телевидение и интернет. Вторыми по важности практически одинаково для студенческой молодежи идут родители и друзья. Далее по важности источников информации для студенческой молодежи идут, преподаватели и печатные издания. На последнем месте по степени важности находится радио.

    Теперь рассмотрим жизненные  ценности, которые студенческая молодежь считает наиболее важными. Как видно из таблицы наиболее важной жизненной ценностью считают семью, однако, семья является главной жизненной ценностью для 10,8% девушек и только 8,0% юношей.

    Таблица 2

    Наиболее важные ценности в жизни

     

    М

    Ж

    Семья 

    8%

    10,8%

    Быть современным

    4,8%

    4,75%

    Коммуникабельность

    6%

    5,8%

    Умение использовать технику 

    6%

    5,9%

    Высокооплачиваемая работа

    8,8%

    7,3%

    Умение хорошо выглядеть, следить за модой

    3,65%

    4,65%

    Профессиональные знания

    5,4%

    5,9%

    Спортивные успехи

    3,35%

    1,95%

    Культура человека

    2%

    1,95%

    Научные знания

    2%

    1,0%


     

    Рис. 2.2 Наиболее важные ценности в  жизни

    Первоначальный анализ ответов дает нам возможность  предположить, что юноши больше ориентированы  на доминирование в конкретных областях жизни и нацелены в дальнейшей жизни на работу и карьеру, поэтому высокооплачиваемая работа стоит у них на 1 месте, в то время как у девушек на 2-ом. Следовательно девушки имеют более долгосрочные  жизненные планы (семья и работа), в то время как молодые люди более ориентированы на развитие и достижение факторов, которые позволят им добиться определенного социального статуса, не делая при этом разграничений между карьерой и семьей.

    Теперь перейдем к  анализу факторов которые формируют жизненные установки, т.е. информационные темы которые интересуют студенческую молодежь.                                                                                                                               

    Таблица 3

     Темы информации интересующие студенческую молодежь

     

    М

    Ж

    Современная музыка

    4,65%

    7,8%

    Кино

    8,65%

    6,9%

    Развлечения

    8%

    8,8%

    Спорт

    7,65%

    1,95%

    Здоровье

    2,65%

    5,9%

    Мода

    2%

    5,9%

    Компьютерные игры

    4%

    1%

    Классическая культура

    1,45%

    3,9%

    Наука

    2,65%

    1,95%

    Право

    2%

    1,95%

    Секс

    2,65%

    1%

    Наркотики

    1%

    0%

    Политика

    2%

    1%

    Классическая музыка

    0,65%

    1,95%


     

    Рис. 2.3 Темы информации интересующие студенческую молодежь

    Как видим развлечения, кино, спорт (для юношей) являются в данном случае преобладающим. Желание соответствовать своему кругу общения, который в свою очередь является одним из главных источников информации определяет и социо-культурные потребности студенческой молодежи: информацию о современной музыке, кино, спорте, моде и т.п.                                                                                                           

                                                                                                           Таблица 3

    Своевременность событий интересующих студенческую молодежь

     

    М

    Ж

    О том что произошло  недавно

    10%

    11,75%

    О том что произошло  сегодня

    16%

    14,7%

    О том что может  произойти в будущем

    24%

    23,55%

    Информация о работе Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи