Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является социализация студенческой молодежи.
Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи.
Целью работы является изучение влияния СМИ на студенческую молодежную аудиторию.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристики СМИ.
2. Выявить сущность влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
3. Обосновать методику исследования влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи.
4. Провести анализ полученных данных.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА I.doc

— 3.98 Мб (Скачать)

Таким образом, средства массовой информации – это средства оперативного донесения информации в разные уголки мира. Печать, радио и телевидение составляют три основных вида средств массовой информации (печатные СМИ в виде текста и изображений, радио в виде звуковой информации, телевидение – в виде кинематографического изображения); каждое со своими достоинствами и недостатками, которые проявляются в способе донесения информации до целевой аудитории. То, что их объединяет – это их основная задача, то есть своевременно, оперативно и качественно донести до массовой аудитории актуальную и востребованную информацию. Так же стоит отметить интернет и рекламу, по мере расширения технических возможностей  их роль возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность влияния СМИ на  социализацию студенческой молодежи

 

Рассматривая СМИ как  фактор социализации, надо иметь в  виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений  является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп  людей, например, студенческая молодежь. Средства массовой информации формируют общественное мнение – настроения массовой аудитории, её взгляды, отношение к проблемам и событиям.

В практике СМИ сегодня  широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно"[9].

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. А более всего этому внушению подвержена молодёжь. Причиной этому сравнительно небольшой жизненный опыт. Студенческая молодёжь зачастую не может правильно отфильтровать поступающую из СМИ информацию, разделяя её на достоверную и ложную. Это вполне нормальное явление, но тем не менее, это способствует тому, что студенческая молодёжь попадает под влияние СМИ, специально или непреднамеренно внушая им свои взгляды, убеждения и отношение к освещаемым проблемам. В ходе убеждения приводятся факты, аргументы, разъяснения. Убеждение предполагает активное участие субъекта, ибо ему предлагается ряд доводов, которые он осмысливает и принимает или отвергает. "Внушение, напротив, "обходит" разум субъекта и проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь там, как всякий предмет пассивного восприятия"[7].

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение  людей, побуждая их к достижению тех  или иных целей. В периоды эволюционного  развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют [11].

Внушением считают воздействие  на личность, приводящее к появлению  у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее студенческую молодежь к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, студенческая молодежь не контролирует направленное на нее воздействие. Проще всего внушить студенческой молодежи то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку студенческая молодежь не моЖет контролировать направленное на неё воздействие и, соответственно, оказывается бессильной перед подобными внушениями.

Для воздействия на аудиторию СМИ использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Но зачастую дезинформация является непреднамеренной, когда СМИ подают новость, не имея достаточное количество фактов, или имея непроверенные, недостоверные, ложные факты.

Отличным примером дезинформации  можно считать ситуацию со «свиным» ГРИППом. Вряд ли кто-то мог точно  сказать, сколько человек действительно болело им, сколько умерло и какова вообще ситуация в городе. Разные СМИ давали разную информацию, некоторые преднамеренно подтасовывали статистику, уменьшая количество заболевших ГРИППом (даже обычным), чтобы не наводить панику, а кто-то намеренно увеличивал эту статистику в своих целях. В студенческой среде такая дезинформация пагубно сказывалась на молодежи: на пары многие стали надевать ватно-марлевые повязки, некоторые стали пропускать занятия, ссылаясь на эпидемию. Это преднамеренная дезинформация. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная.

Метод семантического манипулирования. Предполагает тщательный отбор и  специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на студенческую молодежь в силу его привычек и убеждений.

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод  отвлечения. Общество не терпит информационного  вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Когда случилась катастрофа с Невским экспрессом, вокруг события поднялась очень большая шумиха. Но внимание общественности очень быстро перенеслось на сгоревший позже клуб в Перми, и об экспрессе уже почти никто не вспоминал.

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться [28].

СМИ манипулирует националистическими  стереотипами и негативными установками  для провоцирования определенных действий, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке” с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать студенчкой молодежью с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание студенческой молодежи и заставляют действовать определенным образом; поскольку взаимодействие со СМИ происходит ежедневно, то и влияние можно назвать очень существенным. Многие методы манипулирования уже давно отработаны, изучены и прекрасно применяются на практике многими СМИ. Это уже стало неотъемлемой частью их функционирования.

Воздействие массовой информации на социализацию студенческой молодежи нередко достигается с помощью стереотипов и формирования имиджей.

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это  всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизирует сообщения, то есть особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Студенческая молодежь должна воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Таким образом, СМИ используют стереотипное мышление человека. Благодаря СМИ формируются такие стереотипы, как «все лица кавказкой национальности – преступники», «Православие – единственно возможная религия в России» и так далее.

Еще один метод, позволяющий  влиять на общественное мнение – это  имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере, отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ.

Имидж создается путем  навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Поскольку имидж воздействует на психику студенческой молодежи, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на социализацию студенческой молодежи, заставляя действовать и думать определенным образом. Стоит отметить, что многие СМИ ведут свою политику, грамотно сочетая эти методы воздействия.

Рассматривая сущность влияния СМИ на социализацию студенческой молодежи, необходимо также рассмотреть влияние рекламы.

Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой информации.

В то же самое время  не вся реклама эффективна и оказывает  желательное воздействие на студенческую молодежь.

Если реклама привлекает эмоционально, то, чтобы заставить студенческую молодужь задержать на ней свое внимание, она должна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию. Например, обрадовать, заинтриговать, удивить, подбодрить. Для этой цели в рекламе используются дети, красивые девушки, животные, изображение счастливой семьи, благополучия, гармонии и идиллии.

Отдельно стоит отметить влияние интернета на социализацию современной молодёжи. Очень остро стоит проблема интернет зависимости именно в этой возрастной категории, и многие врачи-наркологи уже выделяют это, как отдельную болезнь. В первую очередь, это зависимость от социальных сетей (vkontakte.ru; Odnoklassniki.ru – самые популярные): виртуальный мир, виртуальные друзья, виртуальное общение. На таких сайтах зарегистрированы миллионы молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет. Эти социальные сети были созданы для общения, но превратились в «виртуальный дом», где студенческая молодёжь пропадает целыми днями. Сайты развиваются, проводят интересные акции, вроде «пригласи пять друзей и получи в подарок i-pod». Эти акции привлекают, заставляют находиться как можно дольше на своих сайтах, привлекать всё новых и новых пользователей.

Также стоит отметить интернет блоги. Эти виртуальные дневники заменяют студенческой молодёжи живое общение. Так, вместо того, чтобы рассказать близкому другу или родителям о своей проблеме, молодой человек предпочитает написать об этом в своём блоге и ждать «камментов» - комментариев других пользователей к его сообщению.

Ну и конечно клиенты  для мгновенного обмена сообщениями – QIP, Jimm и ICQ, в народе более известная, как «аська», она сопровождает пользователей дома, на работе, а с появлением её на мобильных телефонах, может сопровождает их везде. Таким образом, студенческая молодёжь замыкается в электронном общении, которое занимает большую часть их времени.

На телеэкранах российского  телевидения почти ежедневно  освещаются в подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца», новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания подобное зрелище вызывает у студенчсекой молодежи чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре многих телепередач, в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию невротических расстройств.

В настоящее время  телевидение, как никакое другое из средств массовой информации, обладает большим потенциалом воздействия  на сознание студенческой молодежи. С экранов ежедневно на нас обрушивается множество стереотипных образцов поведения и при многократном повторении студенческая молодежь, кто осознанно, а кто и неосознанно, принимает и реализует диктуемое поведение.

Информация о работе Влияние СМИ на социализацию студенческой молодежи