Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте (7-9 лет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные особенности младшего школьного возраста,
проанализировать особенности влияния родителей на обучении в школе.

Работа содержит 1 файл

Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте (7-9 лет).doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Активные  формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого  потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».

     Использование нетрадиционных форм сотрудничества с  родителями позволяет и детям  и родителям увидеть друг друга  в непривычной обстановке, лучше  понять близких.

     Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное  по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

     Непринужденная  праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.

     Доброжелательная  атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья – школа» будет для ребенка радостной и безопасной.

     Демокрит  утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». [12, c.143] Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.

     Опыт  педагогической деятельности на протяжении 12 лет показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

     Непринужденная  праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.

     Доброжелательная  атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который  так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

     Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.

2.2. Влияние родителей на школьное обучение

     Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.

     Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Вместе с тем, увлечение многих школ платными образовательными услугами в расчете на высокооплачиваемых родителей или инновации, порожденные внутришкольными проблемами в ущерб интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.

     Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.

     В нестабильной социальной обстановке школа  призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.

     В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детский сад, переход к обучению с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы рассчитаны на своевременное включение родителей в школьную жизнь и требуют "готовой" родительской позиции.

     Однако, у большинства родителей будущих  первоклассников нет опыта личного участия в жизни современной школы, и необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к активному включению в школьную жизнь. [5, c.98]

     Для решения проблемы подготовки родителей  к участию в жизни современной школы предлагается строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.

     Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка  подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании  ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

     Школа, заботясь об этом, создает условия  для уменьшения разобщенности и  разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый  мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка  и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

     Активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей. Для организации адаптационного периода предлагается использовать алгоритм, разработанный в соответствии с концепцией ОУ Начальная школа – детский сад и позволяющий координировать взаимодействие многих участников адаптационного периода. Алгоритм проведения адаптационного периода предусматривает множество форм работы с семьей и возможность выбора наилучших вариантов для данного контингента родителей.

     Для родителей работа по алгоритму означает их знание логики и шагов алгоритма, возможность участия в планировании предусмотренных алгоритмом мероприятий и выбора способов своего включения в школьную жизнь. Для этого каждая семья обеспечивается алгоритмом – памяткой на весь адаптационный период. К концу адаптационного периода предполагается достижение качественно нового уровня взаимодействия с родителями, что позволит выработать и согласовать условия индивидуального Родительского договора с каждой семьей, заключение которого по итогам адаптационного периода будет не формальной правовой процедурой, а механизмом развития образовательного учреждения. Был использован многолетний опыт работы учителей начальная школа – детский сад по поиску оптимального варианта сопровождения первоклассников и их семей в адаптационный период (в статусе Федеральной экспериментальной площадки). Основные идеи работы могут быть реализованы в условиях любой другой начальной школы, работающей в режиме полного учебного дня. [2, c.101]

     "Современная  школа" понимается как идеальная  личностно - ориентированная система, способная учитывать интересы и возможности каждого участника образования. Это предполагает развитие реального образовательного учреждения:

    • от диктата школы в жизни семьи к поиску согласия с семьей,
    • от стратегии адаптации ребенка и семьи к требованиям школы к стратегии адаптации школы к ребенку и его семье,
    • от предложения родителям готовых вариантов образования к совместной разработке образовательных программ,
    • от контактов родителей преимущественно с одним учителем к взаимодействию со всем школьным сообществом.

     "Введение  родителей в современную школу"  означает для нас:

    • создание условий для облегчения и сокращения сроков адаптации первоклассников в школе при активизации роли семьи,
    • расширение представлений родителей о современной школе, активизация родительской позиции во взаимодействии со школой,
    • подготовка родителей к заключению и выполнению индивидуального Родительского договора,
    • развитие родительского сообщества, формирование родительского актива.[5, c.90]

     Подведем  итог второй главы.

     Изучение  влияния родителей на обучение младших  школьников, до сих пор находится  на ранней стадии. Очень часто родители считают, что обучение и его результаты от них полностью не зависят, что это обязанности учителя. Начальная школа – это то звено, где родители еще пытаются обращать внимание на обучении своего ребенка. Задачей школы, учителя является приобщить родителей к образовательному процессу.

     Для таких целей используются различные  классные часы, родительские собрания, игровые мероприятия. Педагоги делают многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, однако, их цель - создание единого воспитательного поля, а не  формирование и не  развитие познавательных интересов. Чем старше становится ребенок, тем труднее осуществлять над ним контроль. Но в том – то и дело, что речь здесь идет не о контроле, а о воспитании доверия к родителям, о воспитании хорошего товарища, который привык с детства всем делиться с родителями и просто испытывает в этом потребность.

     Много рекомендаций дается на тот случай, если ребенок не любит читать, или  по развитию отдельных психических процессов, например воображения. Анализ периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что учителя очень рассчитывают на помощь семьи в обучении и развитии детей, в формирование у них таких качеств как трудолюбие и организованность, однако публикаций посвященных развитию познавательных интересов в семье не найдено.

Заключение

     По  данным многочисленных социологических  опросов 7,8% педагогов обвиняет семью  в том, что ребенок в ней  не воспитывается. В то же время и  родители не очень радужно оценивают  действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. [3, c.110]

Информация о работе Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте (7-9 лет)