Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные особенности младшего школьного возраста,
проанализировать особенности влияния родителей на обучении в школе.
Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет учителю решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений. Думаю, будет важно добавить такие важные условия, как равноправие и постоянное развитие этого совместного взаимодействия. И тогда наша наэлектризованная социальная цепочка с эпицентром в лице ребенка путем рациональной расстановки сил перестроится в круг, где все участники смогут реализовать свои амбиции и творческий потенциал, и наш условный «светофор» поможет нам отрегулировать движение на дороге с маршрутом «семья – школа» будет для ребенка радостной и безопасной.
Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». [12, c.143] Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
Опыт педагогической деятельности на протяжении 12 лет показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную и воспитательную деятельность. Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. Тем самым, происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Учитель находит не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы учителя, который так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Творческое общение с семьями – то главное, что помогает учителю успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.
Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.
Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Вместе с тем, увлечение многих школ платными образовательными услугами в расчете на высокооплачиваемых родителей или инновации, порожденные внутришкольными проблемами в ущерб интересам и здоровью детей и взрослых, только увеличивают риск невключения родителей в школьную жизнь своих детей.
Социально-педагогические данные свидетельствуют о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей, рост случаев социального сиротства и домашнего насилия. Это все становится сдерживающим фактором для развития школы.
В нестабильной социальной обстановке школа призвана стать хранилищем гуманных отношений, лидером в формировании ценностей и образцов социального сотрудничества в интересах каждой личности. Миссия современной школы состоит, в том числе, и в том, чтобы быть школой демократии, гуманизма и сотрудничества не только для детей, но и для родителей.
В современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьей принадлежит начальной школе, что определяется рядом причин. Многообразие начального образования, реальная практика развивающего обучения, сокращение практически вдвое числа детей, до школы посещавших детский сад, переход к обучению с 6 лет по программам четырехлетней начальной школы рассчитаны на своевременное включение родителей в школьную жизнь и требуют "готовой" родительской позиции.
Однако,
у большинства родителей
Для решения проблемы подготовки родителей к участию в жизни современной школы предлагается строить по-новому взаимодействие с семьей во время адаптационного периода в первом классе. Успешный старт ребенка в школьной жизни – это результат совместных усилий семьи и школы. Сумев стать партнерами в адаптационный период, родители и педагоги смогут вместе повести ребенка нелегким школьным маршрутом.
Полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Школа, заботясь об этом, создает условия для уменьшения разобщенности и разделенности сфер жизни ребенка, когда семья – это один замкнутый мир, одна культура, школа – другой мир и другая культура, а переменка и улица – третья. Введение родителей в современную школу предполагает, в том числе, создание общего языка и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.
Активное освоение родителями первоклассников основ современной школы и получение помощи в определении своей родительской позиции, прошедшие в рамках адаптационного периода, способны уменьшить в дальнейшем риск неуспеваемости детей и неудовлетворенности ожиданий родителей. Для организации адаптационного периода предлагается использовать алгоритм, разработанный в соответствии с концепцией ОУ Начальная школа – детский сад и позволяющий координировать взаимодействие многих участников адаптационного периода. Алгоритм проведения адаптационного периода предусматривает множество форм работы с семьей и возможность выбора наилучших вариантов для данного контингента родителей.
Для
родителей работа по алгоритму означает
их знание логики и шагов алгоритма,
возможность участия в
"Современная
школа" понимается как
"Введение
родителей в современную школу"
Подведем итог второй главы.
Изучение влияния родителей на обучение младших школьников, до сих пор находится на ранней стадии. Очень часто родители считают, что обучение и его результаты от них полностью не зависят, что это обязанности учителя. Начальная школа – это то звено, где родители еще пытаются обращать внимание на обучении своего ребенка. Задачей школы, учителя является приобщить родителей к образовательному процессу.
Для таких целей используются различные классные часы, родительские собрания, игровые мероприятия. Педагоги делают многое, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, однако, их цель - создание единого воспитательного поля, а не формирование и не развитие познавательных интересов. Чем старше становится ребенок, тем труднее осуществлять над ним контроль. Но в том – то и дело, что речь здесь идет не о контроле, а о воспитании доверия к родителям, о воспитании хорошего товарища, который привык с детства всем делиться с родителями и просто испытывает в этом потребность.
Много рекомендаций дается на тот случай, если ребенок не любит читать, или по развитию отдельных психических процессов, например воображения. Анализ периодических изданий позволяет сделать вывод о том, что учителя очень рассчитывают на помощь семьи в обучении и развитии детей, в формирование у них таких качеств как трудолюбие и организованность, однако публикаций посвященных развитию познавательных интересов в семье не найдено.
По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. [3, c.110]
Информация о работе Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте (7-9 лет)