Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:46, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные особенности младшего школьного возраста,
проанализировать особенности влияния родителей на обучении в школе.
При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у детей - участников образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса отмечается пропорциональное увеличение напряжения у всех сторон.
Уровень напряженности у детей выше, т.к. они являются промежуточным звеном в общении между взрослыми.
При обобщении полученной информации выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя:
Родители:
Мотивация избегания неудач у младшего школьника по результатам опроса детей обусловлена, в основном, расхождением в оценках учителя и оценках, ожидаемых родителями. При их значительном расхождении у ребёнка появляется чувство неуверенности в своих силах, что приводит к снижению результатов достижений. Напротив, при сближении оценок учителя и родителя у ребёнка формируется адекватная или чуть завышенная самооценка, способствующая самостоятельности и уверенности в себе. Тип семейного воспитания влияет на мотивацию достижений детей. Желаемый тип мотивации достижения (потребности в достижении успехов) формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании.
Таким образом, развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества становится педагог.
Партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его образование и развитие. В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей.
Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Образовательно-
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. [14, c.132]
В решении проблем «общество - дети», «учитель - родители», «родители - дети» важная роль отводится учителю. Необходимо выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнеры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие обязательно должно носить развивающийся характер.
Учитель считает принципиально важным обеспечить свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, как и педагог, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в школу в удобное для них время, педагог позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней его обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.
Формы учебного взаимодействия с семьей
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю. Родители в основном работают так же интенсивно, как и педагог. Поэтому очень важно так построить взаимодействие, чтобы родители могли решить все основные проблемы, из-за которых обратились в школу. Эмоциональная поддержка помогает решить назревающие конфликты, не доводя их до чрезвычайной степени. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен учителем и детьми доброжелательно.
Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок - в то время, когда в посещении возникнет необходимость, учитель дает понять, что доверяет родителям и всегда готов видеть их в школе.
Многим из родителей приходится пересмотреть свое отношение к ребенку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как напряжённо работают в высоком темпе дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые может в силу загруженности не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.[15]
Анкета для родителей, присутствующих на уроке:
Спасибо за ответы.
Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые предлагаются им во время посещения открытых уроков и мероприятий, помогает педагогу проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью ее устранения.
Урок-соревнование детей и родителей:
Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Уроки - совместное изучение информационных технологий знакомят родителей с возможностями современных образовательных технологии. Учитель использует информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, в том числе и ресурсы Интернет, организует промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ. Систематически знакомит учащихся и родителей с новинками в мире обучающих и развивающих программ, добивается осознания необходимости развития компьютерной грамотности в семье и школе, целью которых ставит оптимальное использование новых технологий в развитии личности ребенка, сохранение здоровья ребенка в работе с информационными носителями. Современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе.
Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города, района, области.
День открытых дверей - это праздник класса, где демонстрируются только положительные достижения учителя и ребенка, это своеобразный итог новой ступеньки достижений детей, родителей, учителя. Эта форма позволяет родителям увидеть, как строит учитель процесс обучения, как адаптируется ребенок к новым обязанностям, какие успехи им достигнуты. Родители замечают, на что нужно обратить внимание, чтобы помочь ребенку не отстать от сверстников.
На желание родителей бывать в классе и школе, помогать учителю влияют многие факторы: опрятный и доброжелательный внешний вид учителя и детей, хорошее оформление класса, диалоговый стиль общения детей с педагогом и родителями. Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.
На желание родителей бывать в школе и помогать учителю влияют многие факторы: вешний вид учителя и детей, оформление класса, стиль общения детей с педагогом и родителями.
Недопустимыми для педагога во взаимоотношениях должны быть:
Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.
Формы внешкольного сотрудничества «семья – ребенок- школа» разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.
Главное условие общего дела – практическое участие каждого ребенка и привлечение родителей на всех этапах совместной деятельности: планирование, подготовка, проведение, анализ, поощрение.
Серьёзная, требующая длительной подготовки и тщательной организации форма- театрализованные представления и драматизации. В театрализованных представлениях формируются группы персонажей, состоящих из родителей вместе со своими детьми. Каждая группа самостоятельно готовит художественный номер и игру-задание. В драматическом действии помощь активных родителей привлекается для исполнения более сложных ролей. Многие из родителей становятся любимчиками всего класса за понравившиеся образы.
Маленькие драматизации исполняются для каждого ребенка во время поздравления на дому. Дети готовятся к приему гостей: вывешивают сигнальные знаки (новогодний бант из мишуры, плакат, фонарь), продумывают этикет встречи, готовят художественный номер. Ощущения торжества, ожидания переживает вся семья.
Драматизацию можно уверенно использовать для коррекции типов семейных отношений и развития личности ребёнка. Сцена помогает ученику перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает его успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А если рядом родители и твои друзья, самое главное – какая ты личность. Многолетняя практика подтверждает, что дети больше видят, лучше чувствуют, учатся быть людьми, ценить себя и добиваются больших успехов в обучении.
Информация о работе Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте (7-9 лет)