Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования – изучение влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Объектом исследования – самооценка детей дошкольного возраста.
Предметом исследования – особенности влияния педагогического взаимодействия на развитие самооценки дошкольника.
Гипотеза исследования: предполагается, что педагогическое взаимодействие влияет на развитие самооценки дошкольника.
В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме самооценки дошкольника в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия самооценка и особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть особенности педагогического взаимодействия в системе дошкольного учреждения.
3. Выявить условия формирования адекватной самооценки дошкольника в педагогическом взаимодействии.
4. Подобрать и применить комплекс методик, приемов и методов для исследования влияния педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника.
РЕФЕРАТ……………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4-5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………….6-13
1.1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………….6-8
1.2. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………………9-13
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………14
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ……………………………………………………………15-25
2.1. Типы, функции и структура педагогического взаимодействия…………………………………………………………….15-17
2.2. Стиль педагогического общения. Содержание общения воспитателя с дошкольниками……………………………………………18-20
2.3. Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника ……………………………………………………………….21-25
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ……………………………………………...26
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ ДОШКОЛЬНИКА………………………………………27-43
3.1. Констатирующий эксперимент………………………………..28-35
3.2. Формирующий эксперимент…………………………………..36-38
3.3. Контрольный эксперимент…………………………………….39-43
ВЫВОД ПО III ГЛАВЕ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..45-46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..47-48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………49-58
АНКЕТА
"СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ"
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами;
б) говорить вам только то, что он сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение;
б) дети сами разберутся в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажете ему "всегда бы так занимался".
4. Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
а) заставите его поздороваться;
б) не обратите на него внимания;
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать;
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают;
б) помочь, подсказать, сделать замечание;
в) заниматься своими делами (записи, подготовка).
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка;
в)
ребенок развивается
8. Как вы отнесетесь к активности ребенка:
а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и
планово вести обучение и воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что
он уже делал это дома, ваши действия:
а) сказали бы "ну и не надо";
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы выполнить задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;
в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Число баллов по номеру вопроса
№ | а | б | в |
1 | 2 | 3 | 1 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 3 |
5 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 |
7 | 2 | 3 | 1 |
8 | 3 | 1 | 2 |
9 | 1 | 2 | 3 |
10 | 2 | 1 | 3 |
25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;
20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;
10-19 очков - характерен либеральный стиль.
Демократический стиль воспитания
Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)
Либеральные
взрослые почти не контролируют действия
детей, все позволяют, не предъявляют
порой даже элементарных требований,
за исключением, быть может, тех случаев,
когда возникает угроза жизни
ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное,
на самом деле такое отношение свидетельствует
о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип
воспитания формирует в ребенке вседозволенность
и безразличие к другому человеку. Ребенок
привыкает не задумываться над чувствами
других, потому что сам обделен вниманием.
П
Личность ребенка глазами воспитателя
Цель: выявить профессиональную позицию воспитателя по отношению к детям. В помещенной ниже таблице представлен список качеств, с помощью которого может быть определена личность воспитанника.
качество | Ребенок, в котором я вижу личность | Ребенок, который меня раздражает | Ребенок, который мне понятен | Идеальный ребенок |
Агрессивный
Глупый Инициативный Наблюдательный Любящий Ябеда Жадный Веселый Хороший организатор Приветливый Упрямый Конфликтный Ласковый Способный Чуткий Хитрый Активный Малоподвижный Интересующийся Нервный Замкнутый Общительный Неспособный Дисциплинированный Капризный Подлый Честный Эрудированный Отходчивый Грубый Пассивный Послушный Трудолюбивый Чистосердечный Наглый Своевольный Неразвитый Аккуратный Беззащитный Расторможенный Ответственный Необщительный Стремящийся к лидерству Ленивый Равнодушный Скромный Неряшливый Душевный Жестокий Дерзкий Независимый Умеющий слушать Доверчивый Злой Внимательный Неухоженный Любознательный Отвергаемый Ни с кем не дружит Невнимательный Исполнительный Лидер Невоспитанный Умный Обучаемый |
Представьте данную таблицу воспитателю и объясните, что необходимо оценить выраженность этих качеств не у того или иного ребенка, а обобщенно. При заполнении таблицы ставится знак +3, если качество, указанное в левом столбце, представлено у ребенка в максимальной степени, -3 - если это качество совсем не выражено и промежуточные баллы – в случае меньшей или большей степени выраженности.
Анализ: (осуществляют студенты)
Для начала проанализируйте каждый столбец и определите, какими качествами должен обладать, например, идеальный ребенок и т. д.
Выберите
для сравнения два заполненных
столбца и проанализируйте
Вычислите коэффициент корреляции каждого столбца и сравните столбцы между собой.
Сделайте
вывод о профессиональной позиции
воспитателя: какие качества личности
ребенка наиболее импонируют воспитателю,
к чему он стремится, что вызывает
негативное отношение и т.д.
ФЛАНДЕРСОВСКАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ОБЩЕНИЯ
Наблюдаемые категории общения | Обращения к детям | Общее количество обращений |
Понимание воспитанников. Принимает тон воспитанников спокойно | ||
Поощрение. Хвалит или поощряет действия или поведение воспитанника, шутит. | ||
Принимает или использует идеи воспитанников. Разъясняет или разрабатывает идеи, предложения воспитанников. | ||
Задает методически целесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ. | ||
Задает методически нецелесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ | ||
Чи6тает лекции. Приводит факты или соображения, выражает свои собственные мысли, задает риторические вопросы. | ||
Дает указания, команды или приказы, необходимые в данной ситуации, в спокойной форме. | ||
Дает указания, команды или приказы в резкой категорической форме и педагогически нецелесообразные | ||
Критикует или оправдывает авторитет, дает указания, предназначенные для изменения поведения воспитанников | ||
Речь воспитанника в ответ на речь педагога | ||
Речь, которую воспитанник начинает самостоятельно | ||
Молчание либо замешательство. Паузы. Короткие периоды молчания и периоды замешательства, где наблюдатель не может понять коммуникацию |