Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- совершенствование развития ловкости у детей дошкольного возраста, посредством народных игр.

Содержание

Введение 3
1. Народные игры в системе физического воспитания дошкольников 6
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 6
1.2. Национальные игры - основа физкультурного образования дошкольников Республики Татарстан 11
2. Методика проведения народных игр в дошкольном учреждении 15
2.1. Задачи, решаемые при проведении подвижных народных игр 15
2.2 Характеристика подвижных народных игр 18
2.3. Развитие ловкости у детей в народных играх 22
3. Опытно-экспериментальная часть 30
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 30
3.2 Констатирующий эксперимент 33
3.3. Формирующий эксперимент 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Народ игры.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Обследование  следует выполнять не ранее 30 мин  после принятия пищи. Целесообразно  проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

     Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.). Необходимым требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки для бега. Для получения объективных данных констатирующее и контрольное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях.

     Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

     Результат теста засчитывается, если ребенок  справился с заданием в соответствии с методикой. Во время выполнения тестовых заданий недопустимы комментарии  и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рассматриваться в процессе обучения.

     Для обеспечения объективности результатов  обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

  • определение исходного уровня ловкости и физических качеств каждого ребенка и группы в целом («зоны ближайшего развития»);

     Для проведения тестирования необходимо присутствие  не менее двух человек (один регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

     Метод сравнительного анализа применяется для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью стало возможным сравнение полученных результатов тестирования при констатирующем и контрольном измерении – основной задачи нашей работы.

     Организация эксперимента проходила по следующей  схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных народных игр - контрольное тестирование.

3.2 Констатирующий эксперимент

     Тестирование  уровня  физической подготовленности (развития ловкости)  детей, в соответствии с новыми санитарными правилами  для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

     Для определения исходного уровня  физической подготовленности (развития ловкости)  детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.

     Всем  выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.

     При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки  физической подготовленности (развития ловкости)  – это сопоставление показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастнополовым показателям  физической подготовленности (развития ловкости)  детей (Приложение 2).

     Отмечаются  и качественные показатели, такие  как:

  • при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.
  • при прыжке - четкий толчок при отрыве от почвы и мягкое приземление на полусогнутые ноги.
  • при метании - правильное исходное положение - при метании правой рукой левая нога выставлена вперед, тяжесть тела переносится на правую ногу; во время метания корпус поворачивается влево, тяжесть тела переносится на левую ногу (при метании левой рукой положение ног обратное). При броске учитывается хороший замах, соблюдение указанного направления.

     Наиболее  объективными показателями уровня развития  физической подготовленности (развития ловкости)  детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий.

     В нашем эксперименте, качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:

  • ловкость, в связи с широким понятием, можно определять как ловкость в беге 3 х 10 м (челночный бег) и 30 м с обеганием препятствий (змейкой).

Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар  подвижных нарродных игр различной направленности.

     Эффективность методики оценивалась посредством  сравнения показателей физического  развития и  физической подготовленности (развития ловкости)  детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.

3.3. Формирующий эксперимент

     Согласно составленному  плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств.

     Дополнительные  занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.

     Двигательная  активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

     В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика – ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия – 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна – 15 мин.

     Занятия по физической культуре в контрольной  группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.

    Таким образом,  приведенные в приложении примеры некоторых народных игр, используемых педагогами-воспитателями во время физкультурных занятий и прогулок, позволяли детям развиваться физически вообще, развивая при этом ловкость.

     Конкретные  виды подвижных игр были отобраны и сгруппированы по преимущественному  воздействию на те или иные двигательные качества. После проведенной практической работы направленной на формирование ловкости у детей наблюдались изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной групп были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности (развития ловкости). После чего было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. (см.приложение 2). Анализ сдвигов в показателях  физической подготовленности (развития ловкости)  дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие ловкости у детей.

     За  время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых  качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.

     Однако  анализ результатов эксперимента свидетельствует  о более выраженных изменениях у  детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных народных игр.

     Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности  использования подвижных народных игр на занятиях старших дошкольников в ДОУ.

 

Заключение

 

     В общей системе образовательной  работы ДОУ физическое воспитание детей  занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического  воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

     Развитие  двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     В этом аспекте, подвижные игры вообще и народные, в частности, выступают как эффективное средство  физической подготовленности (развития ловкости). Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

     Ловкость  – это способность быстро и  точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.

     В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

     В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

  • психофизические качества детей 6-7 лет, а также быстроту и ловкость, как психофизические качества;
  • требования к физическим упражнениям, развивающим ловкость;
  • подвижную игру как средство развития психофизических качеств: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.

     В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную  работу на базе в МДОУ № 51 «Веснянка» г.Набережные Челны.

     В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.

     Провели подбор подвижных  народных игр, развивающих названные качества.

     В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие  из подвижных игр, народного характера способствующих развитию ловкости.

     Из  всего этого можно сделать  вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.

     Таким образом, можно утверждать, что в  результате применения элементов национальных видов спорта и народных игр повысился уровень физического развития дошкольников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам национальной татарской традиции делает сам учебный процесс более эффективным, органичным и современным фактором совершенствования личности.

 

Список  использованной литературы

 
     
  1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ А.К. Бальсевич, - М.: ФиС, 1988.
  2. Викулов, А.Д., Пузанов Ю.В., Мариничев Н.А. Новые подходы в физическом воспитании детей и подростков/ А.Д Викулов., Ю.В Пузанов, Н.А Мариничев // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996.
  3. Виленский, М.Я., Литвинов, Е.Н. Физическое воспитание дошкольников: вопросы перестройки / М.Я Виленский., Е.Н.  Литвинов // Физкультура в школе. 1990, № 12,
  4. Зверев, И.О., Мейксон Г.Б. Учитель физкультуры./ И.О Зверев, Г.Б.  Мейксон - М.: Просвещение, 1979.
  5. Зуев, В.Н., Койносов, П.Г. Физическая культура в жизни коренных народностей Севера / В.Н Зуев, П.Г.Койносов // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Омск, 1996.
  6. Курбатский, Г.Н. Татарские игры./ Г.Н.  Курбатский. Казань.2003.
  7. Кудрявцев, В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте/ В Кудрявцев.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
  8. Леднев, B.C. Содержание образования./ B.C.  Леднев. М.: Высшая школа. 1989.
  9. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека./ Л.И.  Лубышева М.1992..
  10. Лях, В.И. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе и дошкольном учреждении/ В.И. Лях // Физкультура и спорт, 1991.
  11. Матвеев, А.П. Очерки по теории и методике образования дошкольников в сфере физической культуры/ А.П.Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997.
  12. Зарипов, Г.Ш. Исследование интереса населения Татарстана к национальным и международным видам борьбы / Г.Ш. Зарипов // Теория и практика физ. культуры. 2005, № 1.

Информация о работе Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников