Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Цель исследования- совершенствование развития ловкости у детей дошкольного возраста, посредством народных игр.
Введение 3
1. Народные игры в системе физического воспитания дошкольников 6
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 6
1.2. Национальные игры - основа физкультурного образования дошкольников Республики Татарстан 11
2. Методика проведения народных игр в дошкольном учреждении 15
2.1. Задачи, решаемые при проведении подвижных народных игр 15
2.2 Характеристика подвижных народных игр 18
2.3. Развитие ловкости у детей в народных играх 22
3. Опытно-экспериментальная часть 30
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 30
3.2 Констатирующий эксперимент 33
3.3. Формирующий эксперимент 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.
Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.). Необходимым требованием должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки для бега. Для получения объективных данных констатирующее и контрольное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях.
Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.
Результат
теста засчитывается, если ребенок
справился с заданием в соответствии
с методикой. Во время выполнения
тестовых заданий недопустимы
Для
обеспечения объективности
Для проведения тестирования необходимо присутствие не менее двух человек (один регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.
Метод сравнительного анализа применяется для более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью стало возможным сравнение полученных результатов тестирования при констатирующем и контрольном измерении – основной задачи нашей работы.
Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий с активным использованием подвижных народных игр - контрольное тестирование.
Тестирование уровня физической подготовленности (развития ловкости) детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.
Для определения исходного уровня физической подготовленности (развития ловкости) детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.
Всем
выполняемым упражнениям
При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности (развития ловкости) – это сопоставление показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастнополовым показателям физической подготовленности (развития ловкости) детей (Приложение 2).
Отмечаются и качественные показатели, такие как:
Наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности (развития ловкости) детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий.
В нашем эксперименте, качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:
Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных нарродных игр различной направленности.
Эффективность
методики оценивалась посредством
сравнения показателей
Согласно составленному
плану в экспериментальной
Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.
Двигательная активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).
В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика – ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия – 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна – 15 мин.
Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.
Таким образом, приведенные в приложении примеры некоторых народных игр, используемых педагогами-воспитателями во время физкультурных занятий и прогулок, позволяли детям развиваться физически вообще, развивая при этом ловкость.
Конкретные виды подвижных игр были отобраны и сгруппированы по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества. После проведенной практической работы направленной на формирование ловкости у детей наблюдались изменения. В конце эксперимента детям экспериментальной и контрольной групп были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности (развития ловкости). После чего было выявлено, что практически по всем проведенным измерениям к концу исследования в экспериментальной группе наблюдался прирост. (см.приложение 2). Анализ сдвигов в показателях физической подготовленности (развития ловкости) дает основание говорить о положительном влиянии подвижных игр на развитие ловкости у детей.
За время эксперимента уровень быстроты движений, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, гибкости возрос как в экспериментальной, так и контрольной группе. Этот рост отражает возрастные изменения, связанные с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.
Однако анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием двигательных качеств с применением подвижных народных игр.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования подвижных народных игр на занятиях старших дошкольников в ДОУ.
В
общей системе образовательной
работы ДОУ физическое воспитание детей
занимает особое место. В результате
целенаправленного
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В этом аспекте, подвижные игры вообще и народные, в частности, выступают как эффективное средство физической подготовленности (развития ловкости). Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.
В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.
В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:
В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную работу на базе в МДОУ № 51 «Веснянка» г.Набережные Челны.
В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.
Провели подбор подвижных народных игр, развивающих названные качества.
В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр, народного характера способствующих развитию ловкости.
Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста подтвердилась.
Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов национальных видов спорта и народных игр повысился уровень физического развития дошкольников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам национальной татарской традиции делает сам учебный процесс более эффективным, органичным и современным фактором совершенствования личности.
Информация о работе Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников