Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Цель исследования- совершенствование развития ловкости у детей дошкольного возраста, посредством народных игр.
Введение 3
1. Народные игры в системе физического воспитания дошкольников 6
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 6
1.2. Национальные игры - основа физкультурного образования дошкольников Республики Татарстан 11
2. Методика проведения народных игр в дошкольном учреждении 15
2.1. Задачи, решаемые при проведении подвижных народных игр 15
2.2 Характеристика подвижных народных игр 18
2.3. Развитие ловкости у детей в народных играх 22
3. Опытно-экспериментальная часть 30
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 30
3.2 Констатирующий эксперимент 33
3.3. Формирующий эксперимент 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Предусматривается решение связанных между собой оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:
– возрождение традиций русской, татарской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
– вооружение дошкольников необходимыми знаниями по физической культуре вообще и ловкости, в частности, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности (развития ловкости) , закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
– подготовка дошколят к выполнению нормативных требований.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью , выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Совершенствованию учебного предмета «физическая культура» посвятили свои труды многие известные в России и за рубежом ученые [10;С.38].
В Республике Татарстан (РТ) также остаются актуальными разработка и внедрение учебных программ по физическому воспитанию дошкольников. Кроме учета национально-этнических традиций и необходимости внедрения в учебный процесс физических упражнений из национальных игр и танцев следует принимать во внимание региональные особенности Татарстана, которые формируют у дошкольников специальные навыки и умения, необходимые в трудовой и бытовой деятельности.
Особенно
актуализируется эта проблема в
настоящее время, когда в сфере
образования предоставлены
Достижению определенного уровня образованности дошкольников в области физической культуры, формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение национальных видов спорта, игр и танцев.
Как известно, приобщение дошкольника к культуре своего народа осуществляется через процесс образования, а к физической культуре - соответственно через физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально -психологических качеств.
Изучение проблемы развития ловкости показало, что основу физического развития дошкольников составляют, прежде всего, научные знания в сфере физической культуры, детерминированные целью и задачами обучения. Структурная модель предмета «физическая культура» включает цель, задачи предмета и компоненты его содержания. Один из путей развития современного физкультурного образования - определение места народно-национальных средств и методов в системе физического воспитания дошкольников вообще и ловкости, в частности. Основное содержание программы строится на физических упражнениях из национальных видов спорта, играх и танцах как базе для разработки системы мероприятий по модернизации дошкольного физкультурного образования в РТ на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально-региональных традиций двигательной активности.
Особенно актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре, основывающихся на национально-региональном компоненте. При этом необходимо учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на здоровье, физическое и моторное развитие и двигательную активность, в т.ч. и ловкость детей и подростков, что позволяет, в свою очередь, сохранить традиционную культуру своего народа [9;С.54] .
Народные средства развития ловкости, как проявление народного творчества очень близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и танцев в физкультурном образовании повышает культуру дошколят и совершенствует содержание уроков по физической культуре в дошкольных учреждениях.
Внедрение и адаптация упражнений из национальных видов спорта; танцевальных упражнений; изучение и совершенствование спортивно -игровых упражнений из подвижных игр; упражнений из национальных видов единоборств главное направление в физическом развитии ребенка-дошкольника. Развитие двигательных качеств и ловкости, на наш взгляд - обеспечивает воспитание физических качеств, способствующих гармоническому физическому развитию дошкольников.
В занятия, как правило включаются ряд подвижных игр, отобранных и переработанных с учетом пола и возраста дошколят. Наблюдения показывают, что при их использовании у дошкольников не только появился интерес к занятиям физической культуры, но и легко усваивались спортивные игры.
Кроме того, периодически организовываются во время национальных праздников, например одного из основных для Татарстана - Сабантуй, во время которого традиционно проводятся национальные подвижные игры и танцы.
Организация в дошкольных учреждениях Республики спортивно -национальных праздников и включение в занятия физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и танцев вызвали большой интерес не только у дошкольников, но и их родителей.
В настоящее время русские и татарские народные игры и физические упражнения из национальных видов спорта и танцев адаптированы к конкретным условиям урока физической культуры для дошколят. Дополняя вариативную часть, мы усовершенствуем содержание обязательных программ по физическому воспитанию с учетом национально-региональных особенностей, физического и моторного развития, в том числе и ловкости.
Совершенствование программы по физическому воспитанию на основе использования национальных видов спорта, танцев и народных игр - это и есть модернизация физкультурного образования дошкольников, способствующая более эффективному решению многих современных задач. Эффективность процесса повышается еще и благодаря тому, что ученики сознательно, активно осваивают знакомые им с детства физические упражнения, а предлагаемые им игры, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зажатость и внутреннюю скованность, развивая при этом ловкость
В практической части данной работы предложены сценарии народных подвижных игр-русских и татарских, рекомендованных к использованию в дошкольных учреждениях.
В результате наблюдений педагогами было выявлено большое влияние данных игр на восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образы, а также развитие движений и координации дошкольников
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных народных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные [7; С.10].
Оздоровительные задачи подвижных народных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности (развития ловкости) занимающихся подвижные народные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, развивают ловкость, а также повышают функциональную деятельность организма.
Воспитательные задачи подвижных народных игр. Подвижные народные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных народных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для
воспитания силы хорошо использовать
игры, требующие проявления умеренных
по нагрузке, кратковременных скоростно-
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Соревновательный характер коллективных подвижных народных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной народной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
Игре
свойственны противодействия
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Образовательные задачи подвижных народных игр:
Большое образовательное значение имеют подвижные народные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
Информация о работе Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников