Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:55, курсовая работа
Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Одной из таких форм являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.
Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Паттерсон и его коллеги разработали модель семейных взаимоотношений, ведущую к отклоняющемуся поведению .
по мнению Э. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие равновесие рефлекса.
Э. Фромм, анализируя литературу по проблеме агрессивности людей и животных, делает вывод, что агрессивное поведение животных является неизбежной реакцией на любую угрозу жизни или, другими словами, на угрозу витальным интересам живого существа как индивида и как члена своего вида. Это обобщенное определение может быть рассмотрено относительно разного рода ситуаций. Самая явная ситуация - это прямая угроза жизни индивида или угроза его жизненно важным потребностям (в пище, в сексе); комплексная форма такой угрозы - «Crowding» (скученность), сужение пространства, ограничение свободы передвижения или сужение социальной структуры (ближайшего окружения, группы). В силу того, что разные формы агрессивного поведения есть ответ на угрозу витальным интересам, мобилизация агрессии в соответствующих зонах мозга происходит во имя жизни, как реакция на угрозу жизни индивида и вида. Это позволяет Э Фромму сделать вывод о том, что филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная, защитная реакция.
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а также их предпосылки.
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни-
Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Э. Фромм, анализируя
феномен агрессии, также использует
такие термины как «
Под понятием «псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Яркий пример псевдоагрессии -случайное ранение человека.
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявления игровой агрессии.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многих экспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызывают агрессивность. Анатомические и физиологические особенности мужчины обусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и без страха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскими гормонами настраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем женщины, обладают высоким уровнем наступательной активности, необходимой для самореализации личности, в то время как женщины обладают такими чертами как склонность к защите слабого и уходу за другими. Касательно агрессии самоутверждения имеется еще один интересный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.
Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого.
В этом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая социальный фактор развития.
Агрессивные действия
у ребенка можно наблюдать
уже с самого раннего возраста.
В первые годы жизни агрессия проявляется
почти исключительно в
В более позднем
возрасте на первый план выдвигаются
конфликты и ссоры с
В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, упрямство и другие виды сопротивления.
Символическими формами агрессивности в более позднем возрасте становится увлеченность агрессивной литературой, фильмами, а, учитывая современные условия существования, и увлеченность компьютерными играми.
Итак, агрессия
- это любая форма поведения, нацеленного
на оскорбление или причинение вреда другому
живому существу, не желающего подобного
обращения. Возникновение враждебности
и формы проявления агрессии зависят от
специфических условий социальной среды,
в которой развивается личность. Не находя
прямого выражения, агрессия заявляет
о себе в символических формах. Одной из
таких форм является компьютерная игра.
С другой стороны, компьютерная игра может
сама выступать в качестве фактора влияния
на агрессивное поведение человека.
1.2. Факторы влияющие на развитие агрессивности
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки требующие всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с орудием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Ситуативные факторы, заставляющие индивидуума в большей или меньшей степени осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессивного поведения. Самосознание относится к состояниям, в которых внимание сосредоточенно на собственных установках, ценностях и других характеристиках индивидуума.
Множество ситуаций, особенно в которых высока вероятность остаться анонимным или возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать способность к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив, обострение самосознания может ослаблять агрессию.
Пентис-Данн и Роджерс выдвинули теорию дифференциального самосознания, чтобы объяснить, каким образом процесс самосознания связан с поведением, особенно с агрессивным. Они утверждают, есть два класса переменных ослабляющих процесс самосознания, и оба они связаны с различными компонентами самосознания. Посылы, вызывающие чувство ответственности, - это не аспекты ситуации, которые дают возможность индивиду стать менее узнаваемым, тем самым, редуцируя общественное самосознание – компонент самосознания, связанный с желанием произвести впечатление на окружающих другими словами, Если человек обладает относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения ненормативное или «недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит ответственность за эти действия. В этом случае индивид растормаживается.
Модификаторы внимания ослабляют личное самосознание – компонент самосознания, связанный с сосредоточением на собственных внутренних ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или измененное состояние сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут отвлечь внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят, что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам, чтобы оценить и изменить свое поведение.
На частоту
и силу агрессивных действий адресованных
конкретному человеку, может сильно
повлиять степень ассоциации данной
персоны с неприятными
В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медия Берковитц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медия будет способствовать агрессии:
Все большее число данных свидетельствуют о том, что черты характера, обуславливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Часто считается, что страх – особенно страх наказания – может способствовать подавлению агрессии. Если страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям – наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Когда провокация постоянно усиливается. То даже индивиды с высоким уровнем тревожности начинают постепенно встречать агрессию контрагрессией. Во многих случаях ситуационные факторы, похоже, способны затмевать даже яркие индивидуальные наклонности. В результате, при определенных условиях даже самые кроткие, самые мягкие в обычной жизни лица проявляют агрессивность, а самые враждебно настроенные, самые вспыльчивые – воздерживаются от нее.
На снижение уровня агрессии влияет тревожность, вознгикшая из-за возможности быть наказанным или получить неодобрение со стороны общества. Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике со стороны других, свидетельствует о том, что тревога именно этого типа тесно связана с агрессией.
Атрибуции
относительно намерения других зачастую
играют важную роль в агрессии. Склонность
приписывать