Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловаж

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

4 Илья С. 3

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 2

8 Кирилл К. 3

9 Настя Т. 3

10 Вика Р. 2

Для того, чтобы проверить умение детей подбирать обобщающие слова после формирующего эксперимента мы составили сравнительную гистограмму (Рис. 2)

 

Рис. 2 Сравнительные результаты выполнения первого задания

Как видно из сравнительных  данных уровень обобщения детей  значительно улучшился. На контрольном  эксперименте без ошибок правильно  разложили все картинки и подобрали  обобщающие слова 50% детей. Среди детей  не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.

Анализируя выполнение второго  задания, мы получили следующие результаты (Таблица 7)

Таблица 7. Результаты выполнения второго задания контрольного эксперимента.

№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 3

2 Влад Т. 3

3 Настя Л. 2

4 Илья С. 3

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 2

8 Кирилл К. 2

9 Настя Т. 3

10 Вика Р. 1

Сравнивая результаты использования  в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные (Рис. 3)

 

Рис. 3 Сравнительные результаты выполнения второго задания

 

На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось  детей до 5 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.

Уменьшилось число детей  с наименьшим количеством названных  прилагательных до 1 человека.

Ответы детей стали  более разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений. Например, при инструкции педагога назвать: «Виноград – какой?», многие дети отвечали словами из басни «Лиса и виноград» (зрелый).

Результаты третьего задания  показали следующее (Таблица 8)

Таблица 8. Результаты выполнения третьего задания на контрольном  этапе эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 3

2 Влад Т. 2

3 Настя Л. 2

4 Илья С. 3

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 1

8 Кирилл К. 2

9 Настя Т. 3

10 Вика Р. 1

Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном  и констатирующем этапах эксперимента выглядит следующим образом (Рис. 4)

 

 

Рис. 4 Сравнительные результаты выполнения третьего задания

Из гистограммы можно  увидеть следующее: значительные улучшения  в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти  дети правильно подобрали 30 и более  действий заданных предметов. Уменьшилось  количество детей, которые назвали  менее 18 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно  повлияли на обогащение словаря детей  глагольной группой слов.

Изучая использование  детьми в речи антонимов на контрольном  этапе мы получили следующие данные (Таблица 9)

Таблица 9. Результаты выполнения четвертого задания на контрольном  этапе эксперимента

№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 2

2 Влад Т. 2

3 Настя Л. 3

4 Илья С. 2

5 Кирилл А. 3

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 2

8 Кирилл К. 3

9 Настя Т. 2

10 Вика Р. 2

Сравнивая ответы детей по результатам двух экспериментов, мы получили следующие данные (Рис. 5)

 

Рис. 5 Сравнительные результаты выполнения четвертого задания

Из результатов четвертого задания можно заключить, что  художественная литература значительно  обогатила словарь детей антонимами. Ответы детей были правильными. Дети меньше допускали ошибок в подборе  противоположных слов.

Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей  по уровням развития словаря (Таблица 9 и рис. 6)

 

Таблица 9. Уровни развития словаря  детей на контрольном этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка Общий балл Уровень

Артем Т. 10 В

Влад Т. 10 В

Настя Л. 9 В

Илья С. 11 В

Кирилл А. 9 В

Соня Ф. 12 В

Арина Е. 7 С

Кирилл К. 10 В

Настя Т. 11 В

Вика Р. 6 С

 

Рис. 6 Распределение детей  по уровням развития словаря в%.

Индивидуальное улучшение  результатов произошло следующим  образом. (Рис. 7)

 

КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ

Артем Т. С В                  

Влад Т.   В В                

Настя Л.     С В              

Илья С.       В В            

Кирилл А.         С В          

Соня Ф.           В В        

Арина Е.             С С      

Кирилл К.               С В    

Настя Т.                 В В  

Вика Р.                   Н С

Рис. 7 Индивидуальная динамика повышения уровня развития словаря детей.

Условные обозначения:

КН-констатирующий эксперимент

КТ-контрольный эксперимент

Из рисунка видно, что  всех детей произошла положительная  динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у  них улучшились результаты по отдельным  показателям.

Сравнивая результаты в целом  по группе мы, получили следующие результаты (Рис. 8)

 

 

Рис. 8 Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов

Таким образом, по результатам  контрольного эксперимента можно сделать  вывод о том, что при систематической  работе по развитию словаря детей  в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

 

Заключение

В современных условиях функционирования и развития системы народного  образования как никогда остро  стоит задача повышения эффективности  обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов

В ряду задач, стоящих перед  дошкольным учреждением, важное место  занимает задача подготовки детей к  школе. Одним из основных показателей  готовности ребенка к успешному  обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь – один из компонентов  речевого развития ребенка. Овладение  словарем является важным условием умственного  развития, поскольку содержание исторического  опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой  форме и прежде всего в значениях  слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с  этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное  развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей  также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных  состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована  на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью  в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой  проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности  развития словаря дошкольников и  влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью  литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными  методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и  нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Анализ теоретических  положений и методических выводов  позволил представить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведенной на базе дошкольного  учреждения №56 г. Сызрани по использованию  произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной  работы.

Анализ результатов после  формирующего эксперимента свидетельствует  об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент  детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким  уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения:

-     у детей  повысился интерес к художественной  литературе, они используют в  своей речи прилагательные, глаголы,  антонимы, сравнения, обобщения;  в сюжетно-ролевых играх –  дети самостоятельно обыгрывают  сюжет литературных произведений.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так  как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей  старшего дошкольного возраста в  конкретных условиях дошкольного учреждения.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

-     во-первых, на  тщательном, обусловленном возрастными  возможностями детей, отборе материала;

-     во-вторых, интеграции  работы с различными направлениями  воспитательной работы и видами  деятельности детей;

-     в-третьих,  активного включения детей;

-     в-четвертых,  использования развивающего потенциала  литературного произведения в  создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Таким образом, использование  произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей  вполне оправдывает себя.

 

Список использованной литературы

 

1.    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития  речи и обучения родному языку  дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

2.    Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

3.    Выготский Л.С.  Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 –

с. 315

4.    Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.

– М.: Просвещение, 1982 – с. 190

5.    Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений // Начальная школа – 2000 – №11 с. 19–25

6.    Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399

7.    Зимняя И.А.  Педагогическая психология: Учебник  для студентов

вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383

8.    Короткова Л.Д.  Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.

9.    Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350.

10.  Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192.

11.  Малахова Е.П. О  восприятии книги детьми младшего  возраста. – В

кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232.

12.  Мали Л.Д. Элементы  драматизации на уроках чтения. // Начальная

школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.

13.  Методика развития  речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с.

14.  Нечаева Л. Самостоятельная  художественно-речевая деятельность  детей. // Дошкольное воспитание. –  1984.– №2 - с. 18–19.

15.  Педагогическая диагностика  развития детей перед поступлением  в школу./ Под редакцией Т.С.  Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия развития, 2006–143 с.

16.  Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. –

с. 463.

17.  Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии – С –  Пб.: Питер, 1999.

– с. 720.

18.  Развитие речи детей  дошкольного возраста: Пособие для  воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. -256 с.

19.  Стаценко Р. Методика  ознакомления детей с художественным  словом. // Дошкольное воспитание. –  1980.– №7-с. 6–10.

20.  Столяренко Л.Д. Основы  психологии. – Ростов – на  – Дону: Феникс, 1999. – с. 671.

21.  Струнина Е., Ушакова  О. Методика развития речи детей  дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.-288 с.

22.  Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

23.  Ушакова О.С. Развитие  речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с.

24.  Ушакова О.С. Программа  развития речи детей дошкольного  возраста в детском саду –  М.: Сфера, 2001–56 с.

25.  Ушинский К.Д. Избранные  педагогические сочинения. –  М.: Просвещение, 1968. – с. 557.


Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников