Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:27, реферат
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловаж
4 Илья С. 3
5 Кирилл А. 2
6 Соня Ф. 3
7 Арина Е. 2
8 Кирилл К. 3
9 Настя Т. 3
10 Вика Р. 2
Для того, чтобы проверить умение детей подбирать обобщающие слова после формирующего эксперимента мы составили сравнительную гистограмму (Рис. 2)
Рис. 2 Сравнительные результаты выполнения первого задания
Как видно из сравнительных данных уровень обобщения детей значительно улучшился. На контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.
Анализируя выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Таблица 7)
Таблица 7. Результаты выполнения второго задания контрольного эксперимента.
№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов
1 Артем Т. 3
2 Влад Т. 3
3 Настя Л. 2
4 Илья С. 3
5 Кирилл А. 2
6 Соня Ф. 3
7 Арина Е. 2
8 Кирилл К. 2
9 Настя Т. 3
10 Вика Р. 1
Сравнивая результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные (Рис. 3)
Рис. 3 Сравнительные результаты выполнения второго задания
На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось детей до 5 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.
Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.
Ответы детей стали более разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений. Например, при инструкции педагога назвать: «Виноград – какой?», многие дети отвечали словами из басни «Лиса и виноград» (зрелый).
Результаты третьего задания показали следующее (Таблица 8)
Таблица 8. Результаты выполнения третьего задания на контрольном этапе эксперимента
№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов
1 Артем Т. 3
2 Влад Т. 2
3 Настя Л. 2
4 Илья С. 3
5 Кирилл А. 2
6 Соня Ф. 3
7 Арина Е. 1
8 Кирилл К. 2
9 Настя Т. 3
10 Вика Р. 1
Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем этапах эксперимента выглядит следующим образом (Рис. 4)
Рис. 4 Сравнительные результаты выполнения третьего задания
Из гистограммы можно увидеть следующее: значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 18 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.
Изучая использование детьми в речи антонимов на контрольном этапе мы получили следующие данные (Таблица 9)
Таблица 9. Результаты выполнения четвертого задания на контрольном этапе эксперимента
№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов
1 Артем Т. 2
2 Влад Т. 2
3 Настя Л. 3
4 Илья С. 2
5 Кирилл А. 3
6 Соня Ф. 3
7 Арина Е. 2
8 Кирилл К. 3
9 Настя Т. 2
10 Вика Р. 2
Сравнивая ответы детей по результатам двух экспериментов, мы получили следующие данные (Рис. 5)
Рис. 5 Сравнительные результаты выполнения четвертого задания
Из результатов четвертого
задания можно заключить, что
художественная литература значительно
обогатила словарь детей
Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей по уровням развития словаря (Таблица 9 и рис. 6)
Таблица 9. Уровни развития словаря детей на контрольном этапе эксперимента
Фамилия, имя ребенка Общий балл Уровень
Артем Т. 10 В
Влад Т. 10 В
Настя Л. 9 В
Илья С. 11 В
Кирилл А. 9 В
Соня Ф. 12 В
Арина Е. 7 С
Кирилл К. 10 В
Настя Т. 11 В
Вика Р. 6 С
Рис. 6 Распределение детей по уровням развития словаря в%.
Индивидуальное улучшение
результатов произошло
КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ КН КТ
Артем Т. С В
Влад Т. В В
Настя Л. С В
Илья С. В В
Кирилл А. С В
Соня Ф. В В
Арина Е. С С
Кирилл К. С В
Настя Т. В В
Вика Р. Н С
Рис. 7 Индивидуальная динамика повышения уровня развития словаря детей.
Условные обозначения:
КН-констатирующий эксперимент
КТ-контрольный эксперимент
Из рисунка видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.
Сравнивая результаты в целом по группе мы, получили следующие результаты (Рис. 8)
Рис. 8 Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.
Заключение
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Наша работа была ориентирована
на обогащение словаря детей старшего
дошкольного возраста в процессе
использования художественной литературы.
В связи с поставленной целью
в первой главе нашего исследования
рассмотрено состояние
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения №56 г. Сызрани по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей
повысился интерес к
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной
литературы в воспитательно-
- во-первых, на
тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе
- во-вторых, интеграции
работы с различными
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых,
использования развивающего
Исходя из анализа опытно-
Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 –
с. 315
4. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.
– М.: Просвещение, 1982 – с. 190
5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении
лирических произведений // Начальная школа – 2000 – №11 с. 19–25
6. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов
вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383
8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.
9. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350.
10. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192.
11. Малахова Е.П. О
восприятии книги детьми
кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232.
12. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. // Начальная
школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.
13. Методика развития
речи детей дошкольного
14. Нечаева Л. Самостоятельная
художественно-речевая
15. Педагогическая диагностика
развития детей перед
16. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. –
с. 463.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.
– с. 720.
18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. -256 с.
19. Стаценко Р. Методика
ознакомления детей с
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – с. 671.
21. Струнина Е., Ушакова
О. Методика развития речи
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
23. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с.
24. Ушакова О.С. Программа
развития речи детей
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с. 557.
Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников