Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловаж

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете  закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

3 Методы обогащения и  активизации словаря дошкольников

 

Каждое слово именует  определенное представление, образ  или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное  им слово соответствует заранее  им приобретенному представлению. В  первые годы жизни ребенка это  строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К  сожалению, уже очень рано дети приобретают  слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального  содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для  этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и  представлений, долженствующих при  правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим  словом.

При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона  нет другого пути, кроме опыта  и наблюдения. Наглядным образом  знакомится ребенок с самим предметом  и его свойствами и попутно  запоминает слова, именующие как  предмет, так и его качества и  особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование  представления, отражение последнего в слове.

Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в  развитии его первенствующую роль, значение же слова – второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и  совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.

 

Но по мере развития ребенка  роль языка расширяется, значение его  как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных  восприятий, нуждается в более  широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным  и неудобным для переработки  многочисленных, все осложняющихся  восприятий.

Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены  путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все  новые русла, расширяясь, отражаясь  на развитии мысли ребенка, выдвигает  и новые, более разнообразные  пути для развития его речи.

Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к  тому, чтобы расширить этот запас  за счет слова-представления, а не слова-звука.

Но существует ряд специальных  методических упражнений речи, цель которых-расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

1. Подбор эпитетов к  предмету. Называется предмет, допустим  собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5–6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

2. Узнавание по эпитетам  предмета. Воспитательница предлагает  детям отгадать, что это: зеленая,  – которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза. В  составлении таких загадок должны  участвовать и сами дети. Подобные  упражнения требуют правильного  руководства. Они не должны  выливаться в формальное нанизывание  слов. Слова должны связываться  со знакомыми детям представлениями.

3. Подбор к предмету  действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает,  парус надувает, мельничные колеса  вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь  что делает? Собака? Курица? и т.п.

Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и  что греет? Кто и что летает? и т.п.

Высказывания детей 6–7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».

4. Подбор обстоятельств Учиться можно как?. – хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.

5. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

6. Вставление детьми пропущенных  слов. Воспитатель читает предложения,  дети вставляют подлежащее, сказуемое,  пояснительные слова и т.д.  Например: «На пороге сидела и  жалобно мяукала… (кто?). Кошка сидела  перед чашкой с молоком и  жадно… (что делала?). Кошка поймала  в саду… (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала  с котятами… (где?). Котята играли  мячиком… (как?). Или: Дворник взял  метлу; он будет…. Пришел почтальон:  он принес…. Надо распилить  дрова; где наша…? Я хочу  вбить гвоздь; принеси мне…».Затем предложения составляют сами дети, а доканчивает – педагог. «Мы сейчас будем лепить, надо принести…. Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша…? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой…».

Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно  должно быть не слишком элементарно  и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям  хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.

7. Распространение предложений.  Педагог говорит: «Садовник поливает…  (что? где? когда? зачем?). Дети  идут… (куда? зачем?)» и т.д.

Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

8. Добавление придаточных  предложений (подведение к будущим  упражнениям по грамматике). Педагог  читает главное предложение, а  дети доканчивают придаточное.

Предложения детей 5–6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что  очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в садик, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 9 Мая. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».

9. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд–паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки и т.п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

10. Упражнение на точность  номенклатуры. Главным образом в  отношении к словам, оттенки смысла  которых особенно часто не  улавливаются и обусловливают  распространенные ошибки: одеть  платье вместо надеть и т.п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

Предлагаются глаголы, характеризующие  голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т.п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы – голоса.

11. Составление предложений  с предложенным словом. Детям  дается слово; составить предложение  и включить в него это слово.

12. Составление предложения  с несколькими данными словами.  Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым  и применявшееся им в Яснополянской  школе: даются три-четыре слова,  например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в  предложение. Ответы детей принимают  приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

Следует добиваться, чтобы  дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и  усложняли их. Л.Н. Толстой делал  это упражнение еще интереснее, превращая  его в игру.

13. Объяснение слов. Следует  ли объяснять детям слова и  требовать таких объяснений от  самих детей? Л.Н. Толстой отвечает  на этот вопрос определенно  и в высшей степени убедительно.  Он говорит: «Я убедился только  в том, что объяснения смысла  слова и речи совершенно невозможны  даже для талантливого учителя,  не говоря уже о столь любимых  бездарными учителями объяснениях,  что сонмище «есть некий малый  синедрион» и т.п. Объясняя  какое бы то ни было слово,  хотя, например, слово впечатление,  вы или вставляете на место  объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово. Почти всегда непонятно не самое слово, а вовсе нет у ученика того понятия, которое выражает слово. Слово почти всегда готово, когда готово понятие, притом отношение слова к мысли и образование новых понятий есть такой сложный, таинственный и нежный процесс души, что всякое вмешательство является грубой, нескладной силой, задерживающей процесс развития. Легко сказать – понимать, но разве непонятно каждому, сколько различные, вещей можно понимать в одно время, читая одну и ту же книгу? Ученик, не понимая двух-трех слов в фразе, может понимать тонкий оттенок мысли или отношение ее к предыдущему. Вы, учитель, налегаете на одну сторону понимания, а ученику вовсе не нужно того, что вы хотите объяснить ему. Иногда он понял, только не умеет доказать вам того, что понял вас, сам же в тоже время смутно догадывается и воспринимает совершенно другое и весьма для него полезное и важное.» [

 

Эти глубокие по смыслу слова  подтверждают те соображения, которые  были высказаны по вопросу о восприятии детьми поэзии: ценно общее впечатление, а новые слова и понятия  постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно  относится к понятиям отвлеченным, общим.

Попробовав предлагать детям  семи лет объяснить такие слова  как красота, добро можно убедиться, что дети не объясняют слово, не вскрывают  его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого  понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота – это когда красиво». «Доброта – это хорошо. Добрые люди хорошие».

Другое дело–объяснение  слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана  работа по придумыванию загадок, о чем  уже была речь и будет еще речь впереди. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает  другая – классификация предметов  по видам. Ребенок, имеющий представление  об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стул?» –  ответит: «Такая мебель: на стуле сидят». Или: «Что такое одуванчик?» –  «Такой цветок; цветет весной; он желтый». Вот высказывания детей 5–6 лет: «Чашка–такая посуда. Из чашки пьют чай молоко, кофе».

«Собака–такое животное, лает, с людьми живет. Доктор–такой дядя, он лечит больных людей. Мышка – такой маленький зверек, мышек кошка ест». Упражнению такого рода следует придавать большое значение. Если принять в соображение, что оно всегда сопровождается поправками, высказываниями воспитателя и детей, то оно много содействует тому, что дети начинают задумываться над тем, что формулировать свою мысль словесно возможно точно, понятно и правильно. Чтобы этого достигнуть, надо предлагать детям для объяснения лишь слова, обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления.

14. Отгадывание и составление  загадок. Об этом уже говорилось  выше, но речь шла о составлении  или отгадывании загадок, относящихся  к предметам, что облегчает  отгадывание. Если у детей имеется  запас отчетливых представлений,  то загадки, относящиеся к таким  представлениям, отгадываются ими  и без наличия соответствующих  предметов или картинок.

Народное творчество создало  много загадок, характеризующих  предметы и явления. Их надо тщательно  подбирать, классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть  дети заучат их наизусть как образцы  образной народной речи.

Следует поощрять детей и  к придумыванию загадок самим. Вначале  это дается с трудом даже старшим  детям; словесное Оформление их загадок  нескладно, например: «Такое, на что  кладут, чтобы есть», – означает тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать  нитку», – означает иголку. Но постепенно они научаются классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки  частоте хуже самой воспитательницы. Вот загадки детей 6–7 лет: «Душистый цветок, растет на колючем кусте, бывает белого, розового, красного цвета»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда»; «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый» и т.п.

15. Классификация предметов.  К классификациям предметов и  явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей  очень рано. Вначале эти игры  ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют  цели классификации предметов.  С детьми 6–7 лет, получившими  соответствующую подготовку, занятия  по классификации возможны и  без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие  занятия-беседы.

Воспитатель должен, замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться  возвращаться к ним, употреблять  их самому и приводить детей к  их употреблению, словом, содействовать  тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

При беседах с детьми, в рассказах детей следует  отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять слова мало удачные более подходящими, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т.п.

Хорошо после проведенной  экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Специального внимания к  себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи, – обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы  обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и  выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

Закрепление и активизация  словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических  игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению  словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов  широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме  известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию  загадок. Особая ценность этих занятий  для решения задач словарной  работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление  знаний об особенностях предметов и  соответствующего словаря, но и в  том, что они помогают ребенку  проникнуть в образный строй русской  речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок  должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия  с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников