Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловаж

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

Занятия, посвященные отгадыванию  загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением  лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения  характерных особенностей. Вторая часть  занятия посвящается отгадыванию  загадок. Здесь после отгадывания  воспитатель спрашивает, как ребенок  догадался.

Занятия по обучению детей  придумыванию загадок па первых порах  тесно связаны с занятиями  по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах  для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких  занятий с детьми шестого и  седьмого года жизни достигается  тем, что подбирают одинаковые или  близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся  формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности  данного предмета в сравнении  с другими, точно обозначить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через  сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление  и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических  игр и игровых упражнений, которые  проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т.п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

Таким образом, роль воспитателя  заключается в организации содержательного  общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок  использовал все богатство накопленного словаря.

 

 

2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию словаря  старших дошкольников в процессе  использования художественной литературы

 

Художественная литература является действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания, оказывает большое влияние  на общее развитие ребенка, непосредственно  способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах  художественная литература открывает  и объясняет ребенку жизнь  природы и общества, сложный мир  человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован  определенный интерес и любовь к  книге, умение воспринять и понять прочитанный  ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать  несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются  ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными  произведениями

Через особую организацию, интонационную  окраску, использование специфических  языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или  явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Поэтому целью опытно-экспериментальной  работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6–7 лет; разработка и  апробация программы использования  произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря  старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

1.         Выявить уровень развития словаря  детей 6–7 лет;

2.         Разработать и апробировать программу  использования произведений художественной  литературы;

3.         Определить влияние разработанной  программы на уровень развития  словаря детей 6–7 лет.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №56 г. Сызрани  с 10 детьми 6–7 лет старшеподготовительной группы.

2.1 Выявление уровня развития  словаря детей

 

Цель: подобрать диагностирующие  методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет.

Задачи:

1.         Подобрать методику, соответствующую  условиям нашего эксперимента.

2.         Провести диагностическое обследование  детей 6–7 лет, направленное  на выявление уровня развития  словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного  развития словаря детей 6–7 лет.

Задание №1 «Подбери картинку»

Цель: изучение процесса обобщения.

Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика проведения:

1 серия. Разложи картинки  так, чтобы они подходили друг  к другу. Назови их одним словом.

2 сепия. Разложи предметы  из одной группы («Транспорт»,  «Одежда», «Посуда»), что к чему  подходит, и назови одним словом. Например: транспорт – водный, наземный воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда – чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов:

-           Правильно раскладывает все картинки  и называет обобщающие слова  – 3 балла;

-           допускает 3–4 ошибки в раскладывании  картинок и назывании обобщающих  слов, но сам исправляет ошибки  – 2 балла;

-           допускает 5 и более ошибок  и затрудняется назвать некоторые  обобщающие слова – 1 балл.

Результаты выполнения первого  задания фиксировались в протоколе (Таблица 1)

Таблица 1. Результаты выполнения первого задания

п/п

Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 1

2 Влад Т. 2

3 Настя Л. 2

4 Илья С. 2

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 2

8 Кирилл К. 3

9 Настя Т. 3

10 Вика Р. 1

Из результатов первого  задания видно, что 3 детей (30%) при  выполнении задания правильно разложили  все картинки и назвали обобщающие слова, 5 детей (50%) допустили небольшое  количество ошибок при раскладывании  картинок и назывании обобщающих слов. Из них 2 детей (20%), после инструкции педагога: «Посмотри внимательно, правильно  ли ты разложил картинки?», сами исправили  эти ошибки. 2 детей (20%) допустили  большое количество ошибок. Данные дети затруднились назвать обобщающие слова.

Часто обобщения делались по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначало обобщение, но его  содержание часто расходилось с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким.

Так, например, школьными  принадлежностями они считали только ранец, тетрадь, пенал не включая  сюда, например, ручку, карандаш, стерку.

Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: изучение использования  детьми в речи прилагательных.

Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).

Методика проведения:

1 серия. Экспериментатор  показывает последовательно картинки  с изображением предмета и  просит назвать: «Виноград –  какой?».

3 серия. Экспериментатор  называет предмет и просит  определить, какой он.

За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребенок набрал 26 и более фишек – 3 балла;

Если ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;

Если ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.

Результаты фиксировались  в протоколе (Таблица 2).

 

Таблица 2. Результаты выполнения второго задания

п/п

Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 2

2 Влад Т. 3

3 Настя Л. 2

4 Илья С. 3

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 1

8 Кирилл К. 2

9 Настя Т. 2

10 Вика Р. 1

Из таблицы видно, что 3 детей (30%) назвали 26 и более прилагательных и получили за это соответствующие  количество фишек. 5 человек (50%) назвали  от 16 до 26 прилагательных. 2 детей (20%) набрали  менее 16 фишек, у этих детей выявились  трудности в назывании многих прилагательных.

Стоит заметить, что в  речи детей отмечалась регулярная повторяемость  прилагательных со значением размера. Особенностью повторяемости являлась ассиметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

Иногда дети использовали слово лишь в определенной ситуации, слово не вводилось в контексте  при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носило еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее распространенными являлись замены слов.

Замены прилагательных свидетельствуют  о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являлись, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. замены прилагательных осуществлялись из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдались  замены слов на основе других семантических  признаков.

Задание 3. «Кто что делает?»

Цель: изучение использования  детьми в речи глаголов.

Материал: картинки.

Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.

Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Методика проведения: экспериментатор  показывает картинки и просит назвать, кто что умеет делать. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Оценка результатов: если ребенок набрал 30 и более фишек  – 3 балла;

Если ребёнок набрал с 18 до 30 фишек- 2 балла;

Если ребенок набрал менее 18 фишек – 1 балл.

Результаты оформлялись  в виде протокола (Таблица 3)

Таблица 3. Результаты выполнения 3 задания.

п/п

Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 2

2 Влад Т. 2

3 Настя Л. 1

4 Илья С. 2

5 Кирилл А. 1

6 Соня Ф. 2

7 Арина Е. 1

8 Кирилл К. 1

9 Настя Т. 2

10 Вика Р. 1

Как видно из результатов  выполнения третьего задания 5 детей (50%) назвали наименьшее количество глаголов. В глагольном словаре этих детей  преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет  или наблюдает. 5 детей (50%) назвали  от 18 до 30 глаголов. Для этих детей  было характерно неточное употребление глаголов.

Максимальное количество глаголов в группе никто не назвал.

Следует отметить тот факт, что названные глаголы отличались однообразием. Например, повар –  варит, 60% детей подобрали именно этот глагол. На наводящий вопрос экспериментатора «А что ещё делает повар?», дети ответить затруднялись. Та же ситуация отмечалась с такими словами как парикмахер (стрижет), продавец (продает).

Задание 4. «Скажи наоборот»

Цель: изучение использования  детьми в речи антонимов.

Материал: таблица.

Методика проведения: скажи  наоборот, например сильный ветер  – слабый ветер.

Всего нужно подобрать 12 антонимов к высказываниям воспитателя.

Оценка результатов:

12 правильных ответов  детей – 3 балла;

от 8 до 12 правильных ответов  детей – 2 балла;

менее 8 правильных ответов  – 1 балл.

Все ответы детей фиксировались  в таблице. [Приложение 1]

Сводные результаты задания  заносились в протокол (Таблица 4)

Таблица 4. Результаты выполнения четвертого задания

№ п/п Фамилия, имя ребенка Кол-во баллов

1 Артем Т. 1

2 Влад Т. 2

3 Настя Л. 2

4 Илья С. 1

5 Кирилл А. 2

6 Соня Ф. 3

7 Арина Е. 2

8 Кирилл К. 1

9 Настя Т. 2

10 Вика Р. 1

Из результатов последнего диагностирующего задания видно, что 1 ребенок (Соня Ф.) дала максимальное количество правильных ответов, девочка подобрала  соответствующие антонимы ко всем заданным словам. 5 детей (50%) подобрали правильно от 12 до 8 антонимов. 4 детей (40%) подобрали менее 6 антонимов.

Наибольшее затруднение  у детей вызвали следующие  высказывания: солнечный день, толстая  доска, грязная одежда.

По завершению исследования по результатам четырёх заданий  определялся уровень развития словаря  каждого ребёнка.

Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников