Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа
Актуальность исследования. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Преобразования современной системы дошкольного образования в России обусловлены принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности, предполагающих максимальный учет личностных психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста и создание таких условий, которые способствовали бы эффективному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка, его успешному обучению и воспитанию.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты дошкольного образования…….7
Виды дошкольных образовательных учреждений…………………….7
1.2. Содержание современного дошкольного образования……………….11
1.3. Современные педагогические системы и технологии обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………………...21
Глава 2. Практические аспекты программного обеспечения дошкольного образования и воспитания……………………………………………………..22
2.1. Комплексные программы дошкольного образования………………......23
2.2. Парциальные программы дошкольного образования…………………..29
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы
третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре»
Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.
Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ
№ 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.
Игры и игровые моменты
включают самые разнообразные
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе , охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.
Практическая значимость
пособия определяется представленными
конспектами физкультурных
Автор Л. Е. Симошина.
В основе ее лежат положения программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.
Теоретические задания в форме вопросов и ответов даются на каждом занятии. В практической части занятий рекомендуется использовать комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:
Автор утверждает и доказывает,
что одним из условий улучшения
физического состояния
Технология реализации программы сводится к общей и специальной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в условиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.
Автор М. Л. Лазарев.
Цель: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.
Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.
Автор Л. В. Яковлева.
В разработке программы автору оказали помощь член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ Р. А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.
В содержании программы отражен многолетний опыт практической работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.
Автор отказалась от распределения материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дошкольников оборудовании, упражнений на растяжку.
В программе последовательно раскрываются вопросы:
Автор В. Г. Алямовская.
Цель: воспитание дошкольника
физически здорового, разносторонне
развитого, инициативного и
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:
1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).
2. Охрана и укрепление
здоровья детей («Труппы
3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
4. Нравственное здоровье,
приобщение ребенка к
Автор А. Д. Шатова.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного i возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: •
научиться понимать
и ценить окружающий
уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт — деньги»,
то, что стоимость продукта
зависит от его качества; видеть
красоту человеческого
• способствовать формированию таких качеств, как бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство и т. д.
Программа основана на комплексном подходе к развитию личности дошкольника, предусматривает связь этического, трудового и экономического воспитания.
Программа состоит из четырех разделов: труд — продукт; деньги, цена (стоимость); реклама; полезные навыки и привычки в быту.
Выводы по главе 2.
Таким образом, развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации образовательного процесса в детском саду.
Заключение
Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Образованность нации, широта и адаптивность профессиональной подготовки граждан, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи в постиндустриальную эпоху являются основой прогресса страны, политической и экономической стабильности, национальной безопасности.
На сегодняшний день образование однозначно признано сферой продуктивных вложений, многие зарубежные и российские ученые рассматривают инвестиции в сферу образовательных услуг как важнейший вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства.
Сфера науки и образования в России может стать основной движущей силой экономического роста и социального развития, если будет повышена эффективность управления в сфере образовательных услуг на основе применения современных инновационных технологий, учитывающих изменения внутренней и внешней среды, достижения науки и передовой практики. Становится очевидным, что России для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств следует в полной мере использовать свой потенциал в сфере образовательных услуг и науки.
Таким образом, современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Программное обеспечение дошкольного воспитания и образования строится с учетом вариативность и альтернативности действующих программ, которые предусматривают организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.