Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных образовательных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Преобразования современной системы дошкольного образования в России обусловлены принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности, предполагающих максимальный учет личностных психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста и создание таких условий, которые способствовали бы эффективному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка, его успешному обучению и воспитанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты дошкольного образования…….7
Виды дошкольных образовательных учреждений…………………….7
1.2. Содержание современного дошкольного образования……………….11
1.3. Современные педагогические системы и технологии обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………………...21
Глава 2. Практические аспекты программного обеспечения дошкольного образования и воспитания……………………………………………………..22
2.1. Комплексные программы дошкольного образования………………......23
2.2. Парциальные программы дошкольного образования…………………..29
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать)


Курсовая работа на тему: «Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных образовательных программ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методические аспекты дошкольного образования…….7

    1. Виды дошкольных образовательных учреждений…………………….7

1.2. Содержание современного дошкольного образования……………….11

1.3. Современные педагогические системы и технологии обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………….13

Выводы по главе 1……………………………………………………………...21

Глава 2.  Практические аспекты программного обеспечения дошкольного образования и воспитания……………………………………………………..22

2.1. Комплексные программы дошкольного образования………………......23

2.2.  Парциальные программы дошкольного образования…………………..29

Выводы по главе 2……………………………………………………………...45

Заключение……………………………………………………………………...47

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность исследования. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Преобразования современной системы дошкольного образования в России обусловлены принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности, предполагающих максимальный учет личностных психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста и создание таких условий, которые способствовали бы эффективному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка, его успешному обучению и воспитанию. Проблема модернизации учреждений дошкольного образования углубилась также в связи с изменившейся в стране демографической ситуацией. Президент РФ. сообщил во время оглашения своего послания Федеральному Собранию РФ, что за 2011-2012 гг. в стране родилось более 6 млн человек, что является рекордным показателем за последние 20 лет. С ростом рождаемости не только возросла потребность в дополнительных дошкольных образовательных учреждениях, но и обозначилась необходимость разработки вариативных образовательных программ для ДОУ.

    Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. [3]

     Перестройка системы дошкольного образования и воспитания России отражена в нормативно-правовых документах (Национальный проект «Образование», проект Федерального закона «Об образовании», Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, Положение о дошкольном образовательном учреждении). В Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. поставлена важная задача по обеспечению каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения.

     Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

     Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированны на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание. Соответственно воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, базируется одновременно на двух принципах: 1) планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса ); 2) педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком ( тактика педагогического процесса ).

     Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования – переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.[9]

      Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на современном этапе в России осуществляется разработка различных аспектов теории дошкольного образования с учетом новых социально-экономических и культурно-исторических условий (М. А. Васильева, Е. С. Евдокимова, И. В. Житная, Е. А. Квятковский, Н. А. Рыжова). Также необходимо принимать во внимание психолого-педагогические теории о развитии личности ребенка и взрослого (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, П.Ф. Каптерев, В.В. Краевский, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.И. Слуцкий, К.Д. Ушинский и др.); теоретические и практические исследования проблемы организации методической и научно-методической деятельности в ДОУ (К.Ю. Белая, Л.Г. Богославец, Л.М. Волобуева, Н.С. Голицына, Л.М. Денякина, О.В. Никифорова и др.); теории и методики дошкольного образования детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, Н.А. Ветлугина, Л.Д. Глазырина, А.Г. Гогоберидзе, Н.Н. Кожухова, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, И.И. Лосева, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкая, Л.Я. Мусатова, В.Г. Нечаева, П.Е. Пчелинцева, Н.П. Сакулина, П.Г. Саморукова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, Ж.К. Холодов, Л.П. Федоренко, В.Н. Шебеко и др.).

    Ученые подчеркивают, что детство является наиболее таинственным периодом в жизни человека, когда происходит зарождение внутренних душевных сил ребенка, его образа как человека (И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева). Этот важный отрезок жизни дошкольника связан именно с периодом посещения детского сада.[10]

      В связи  с этим, проблемой нашего исследования является анализ теоретико-методологических и практико-методических основ обучения  и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

      Объект исследования: процесс обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.

      Предмет исследования: обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях как целостная педагогическая система.

      Цель исследования: теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование обучения и воспитания  детей в дошкольных образовательных учреждениях.

     Задачи исследования:

  1. изучить, проанализировать, научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения  и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
  2. рассмотреть виды дошкольных образовательных учреждений;
  3. описать содержание современного дошкольного обучения и воспитания;
  4. изучить и описать вариативность дошкольных образовательных программ.

     При решении поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: метод теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы по проблеме, методы анализа и синтеза, методы обобщения и систематизации, методы изучения и обобщения педагогического опыта.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методические аспекты дошкольного образования

 

    1. Виды дошкольных образовательных учреждений

Дошкольное образовательное  учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольное образовательное  учреждение создает условия для  реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В 1995 г., постановлением Правительства  Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В  нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.[19]

Основными задачами дошкольного  образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

К дошкольным образовательным  учреждениям относятся образовательные  учреждения следующих видов:

- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

- центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). [19]

    Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

Информация о работе Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных образовательных программ