Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:50, курсовая работа
На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 700 тысяч[ М.С. Бондова. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.// Закон и право. 2002. №1.С.26-27.] до 3 или даже 5 млн. детей [В.А.Озеров Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России.//Право и образование. 2002. №1.С.5-12.], что сравнимо только с периодом начала 20-х годов, когда к 1922 году в стране насчитывалось почти 7 млн. беспризорников.[ А.Н. Кривоносов Исторический опыт борьбы с беспризорностью.//Государство и право.2003 .№7. С.92-98 ]. В частности в Белгородской области ежегодно выявляется около одной тысячи детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 989, в 2002 году - 974).[ Белгородская область в 2002 году.// Статистический сборник. Белгород. 2002 .] Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.[ Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170.]
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. История развития усыновления в России……………………………………4
2. Понятие и условия усыновления…………………………………………….10
3. Порядок усыновления………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41
• Органы
или организации по усыновлению
детей, специально уполномоченные на то
иностранными государствами и осуществляющие
свою деятельность на территории Российской
Федерации в силу международного
договора либо на основе принципа взаимности.
Контроль
за деятельностью иностранных
Органы,
наделенные полномочиями по выявлению
и устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, не вправе в
своей деятельности преследовать коммерческие
цели. Пункт 4 анализируемой статьи
указывает: «Ответственность за осуществление
посреднической деятельности по усыновлению
детей устанавливается законодательством
Российской Федерации». В качестве таковой
выступает статья 5.37 Кодекса об административных
правонарушениях РФ и статья 154 Уголовного
кодекса Российской Федерации, определяющие
ответственность за незаконные действия
по усыновлению (удочерению) детей в виде
штрафа в размере от 50 до 100 минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до одного месяца, либо исправительных
работ на срок до одного года, либо ареста
на срок до шести месяцев.
Если
по истечении месяца со дня первичной
регистрации по фактическому месту
жительства ребенок не был передан
на воспитание в семью, то орган опеки
и попечительства заполняет на него анкету
установленной формы, копия которой передается
в соответствующий орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.
На основании поступивших сообщений из
органов опеки и попечительства соответствующий
орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации формирует региональный
банк данных о детях, оставшихся без попечения
родителей и проживающих на территории
этого субъекта. Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
в течение месяца со дня поступления сведений
о ребенке организует его устройство в
семью граждан, проживающих на территории
данного субъекта, подбирают детей для
лиц, изъявивших желание взять ребенка
на воспитание в семью, выдает им направление
в орган опеки и попечительства для посещения
ребенка по его фактическому месту жительства
(нахождения) и решения вопроса о передаче
на воспитание в семью в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
При отсутствии
у органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации возможности устроить
ребенка, оставшегося без попечения родителей,
на воспитание в семью, он направляет копию
анкеты ребенка и его фотографию в Министерство
образования Российской Федерации для
постановки на федеральный учет с целью
оказания содействия в последующем устройстве
ребенка на воспитание в семью граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих
на территории Российской Федерации.
Если
в правовом статусе ребенка происходят
изменения, например, родителей, лишенных
родительских прав, восстанавливают в
них, то соответствующий орган исполнительной
власти в течение семи дней сообщает об
этом в Министерство образования Российской
Федерации.
На основании
сообщений, полученных от органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
Министерство образования Российской
Федерации формирует федеральный банк
данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, ведет учет этих детей, подбирает
для лиц, обратившихся в Министерство
образования Российской Федерации и изъявивших
желание взять ребенка на воспитание в
семью, выдает направление в соответствующий
орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации для посещения ребенка
по его фактическому месту жительства
(нахождения) и решения вопроса о передаче
ребенка на воспитание в семью.
В соответствии
со ст.125 СК РФ усыновление детей
производится в судебном порядке. Судебный
порядок усыновления является новеллой
семейного и гражданско-
Согласно
действующему законодательству граждане,
которые хотят усыновить
• Фамилия,
имя, отчество и дата рождения усыновляемого
ребенка, его место жительства (нахождения),
сведения о родителях усыновляемого
ребенка, наличии у него братьев
и сестер. Как уже было отмечено,
информацию о детях заявители получают
в органах опеки и попечительства, о родителях
усыновляемых — там же;
• Обстоятельства,
обосновывающие просьбу усыновителей
(усыновителя) об установлении усыновления
ребенка, и доказательства, подтверждающие
эти обстоятельства. В качестве доказательств
может выступать медицинская документация,
содержащая диагноз, говорящий о том, что
заявители больше не могут иметь детей
либо не могут иметь их вообще;
• просьба
об изменении фамилии, имени, отчества
усыновляемого ребенка, даты его рождения
(при усыновлении ребенка в возрасте до
года), места рождения усыновляемого ребенка,
о записи усыновителей (усыновителя) в
актовой записи о рождении ребенка в качестве
родителей (родителя) — при желании усыновителей
(усыновителя) внести соответствующие
изменения в актовую запись о рождении
ребенка. Кроме того, кандидатам в усыновители
к заявлению необходимо приложить некоторые
документы, подтверждающие удовлетворение
требований, предъявляемых к усыновителям.
Ими являются:
• копия
свидетельства о рождении усыновителя
- при усыновлении ребенка лицом,
не состоящим в браке. Она необходима
для удостоверения судом в
существовании возрастной разницы
в шестнадцать лет между
• копия
свидетельства о браке усыновителей
(усыновителя) - при усыновлении ребенка
лицами (лицом), состоящими в браке. Свидетельство
о браке подтверждает супружество лиц,
желающих усыновить ребенка, поскольку,
как уже было отмечено, усыновление одного
и того же ребенка лицами, не состоящими
в супружеских отношениях запрещено законодательством;
• при
усыновлении ребенка одним из
супругов - согласие другого супруга
или документ, подтверждающий, что
супруга прекратили семейные отношения,
не проживают совместно более
года и место жительство другого
супруга неизвестно. Законодатель устанавливает
правило, согласно которому, если лицо
не может представить документ, подтверждающий
вышеизложенный факт, например, решение
суда о признании супруга безвестно отсутствующим,
то им могут быть использованы все средства
доказывания, предусмотренные статьей
55 ГПК РФ.
• медицинское
заключение о состоянии здоровья
усыновителей (усыновителя);
• справка
с места работы о занимаемой должности
и заработной плате либо копия
декларации о доходах или иной
документ о доходах;
• документ,
подтверждающий право пользования
жилым помещением или право собственности
на жилое помещение.
Учитывая
серьезность правовых последствий
усыновления нельзя переоценить
необходимость тщательной подготовки
к слушанию дела. В связи с этим суд
в стадии подготовки дела обязывает органы
опеки и попечительства представить заключение
об обоснованности и о соответствии усыновления
интересам усыновляемого ребенка. Интересы
ребенка не следует понимать лишь в материальном
аспекте. Безусловно, прочное финансовое
положение семьи дает большие возможности
в обеспечении ребенка, но наряду с этим
необходимо учитывать и морально-нравственный
фактор, духовный мир кандидатов в усыновители.
К заключению
органов опеки и попечительства
прилагаются следующие документы:
• акт
обследования условий жизни усыновителей
(усыновителя). В зависимости от конкретных
обстоятельств дела обследование производится
по месту жительства (нахождения) ребенка
либо по месту жительства усыновителей.
Но это может иметь место лишь
при усыновлении ребенка российскими
гражданами. В акте обследования условий
жизни усыновителей находят отражение
сведения о сложившихся в семье взаимоотношениях
между всеми ее членами, их отношении к
передаче в семью ребенка из детского
учреждения. В том случае, когда супруга
состоят в браке, но оформить усыновление
ребенка изъявляет желание один из них,
выясняются мотивы отказа другого супруга
от усыновления, как это может отразиться
на воспитании и жизни усыновляемого.
Тщательное обследование проводится в
тех случаях, когда усыновляют ребенка,
страдающего недугом, требующим специального
ухода, длительного лечения, создания
особых условий для воспитания и содержания.
Кроме того, в акте обследования отражаются
сведения об условиях жизни усыновителей
и родителей, о целесообразности либо
отсутствии таковой передачи ребенка
от родителей в другую семью, о том, улучшаются
ли при этом условия его жизни, о необходимости
прекращения правоотношений усыновленного
не только с родителями, но и с братьями
и сестрами, другими родственниками по
восходящей и нисходящей линии либо отсутствии
таковой;
• свидетельство
о рождении усыновляемого ребенка;
• медицинское
заключение о состоянии, физическом
и умственном развитии усыновляемого
ребенка;
• согласие
усыновляемого ребенка, достигшего
возраста десяти лет, на усыновление, а
также на возможные изменения его имени,
фамилии, отчества и запись усыновителей
(усыновителя) в качестве его родителей
(за исключением случаев, если такое согласие
в соответствии с законом не требуется).
Пленум Верховного Суда в Постановлении
№9 от 4 июля 1997 года «О применении судами
законодательства при рассмотрении дел
об установлении усыновления» указывает,
что согласие ребенка может быть установлено
и в судебном заседании);
• согласие
родителей ребенка на его усыновление
(при усыновлении ребенка несовершеннолетних
родителей, не достигших возраста 16 лет,
- также согласие их законных представителей,
а при их отсутствии - согласие органов
опеки и попечительства) или документ,
подтверждающий наличие одного из обстоятельств,
при которых в соответствии со статьей
130 Семейного кодекса Российской Федерации
усыновление ребенка допускается без
согласия его родителей;
• согласие
на усыновление ребенка его
Порядок
принятия судом решения суда по заявлению
об установлении усыновления ребенка
регламентируется ст. 274 ГПК. Суд, рассмотрев
дело об усыновлении по существу, выносит
решение об удовлетворении заявления
или об отказе в его удовлетворении полностью
или только в части удовлетворения просьбы
усыновителей (усыновителя) о записи их
в качестве родителей в актовой записи
о его рождении, а также об изменении даты
и места рождения ребенка.
При удовлетворении
судом заявленной просьбы взаимные
права и обязанности
Копия
решения суда, которым установлено
усыновление ребенка, направляется судом
в течение трех дней со дня вступления
решения суда в законную силу в орган загса
по месту вынесения решения для государственной
регистрации усыновления ребенка (п. 3
ст. 125 СК; п. 3 ст. 274 ГПК), которая является
обязательной и имеет существенное значение
для охраны его прав и интересов, юридически
подтверждая факт усыновления.
Порядок
государственной регистрации