Урок - основная форма организации процесса школьного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
……………….........................................................................................21
ВЫВОД: ...............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Законченная курсовая по методике.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

  Экзамен —  это  форма  организации  обучения,  позволяющая  реализовывать

контрольные  функции  процесса  и  фиксировать  итог  учебно-познавательной

деятельности учащихся за учебный  год  или  несколько  лет;  она  позволяет

выявить уровень усвоения учащимися учебной  программы  разными  методами  и

приемами:  выполнение  учащимися  контрольных  работ,  заданий,  ответы  на

вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность

и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки  как

в устной, так и в письменной форме.

  Названные формы организации обучения применяются как при изучении

предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при

изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3:

 

Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.


Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
-выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
-обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
-постановка цели урока;
-повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
-тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
-упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков:
-организация начала урока (психологический настрой учащихся);
-сообщение темы урока и его задач;
-изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
-формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
-упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнение по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура уроков обобщения и систематизации знаний:
Урок повторения:
-организация начала урока;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
-организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
-задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции:
Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.
Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.

Структура урока зависит от целей, содержания, методов, средств, приемов обучения, уровня подготовки учащихся, места урока в системе уроков, типологии урока и, следовательно, структура урока может быть разной (структура урока изучения нового материала; структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков; структура урока формирования умений навыков; структура урока повторения; структура урока проверки знаний; структура урока применения знаний, умений и навыков; структура повторительно-обобщающего урока; структура комбинированного урока; структура уроков учителей-новаторов), но она должна быть.

Заканчивая первую часть нашего семинара сегодня, хотелось бы дать вам домашнее задание: провести заседание ШМО; разобрать соответствие типов уроков и структуры уроков применительно к своему предмету; провести анализ открытых уроков в соответствии с темой домашнего задания.

 

 

 

ВЫВОДЫ:


С   позиций   целостности   педагогического   процесса   урок   необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все  преимущества  классно-урочной  системы.   В   форме   урока   возможна эффективная  организация  не  только  учебно-познавательной,  но  и  других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в  последние годы широкое распространение получили уроки  культуры, труда, поэзии и т.п.

 

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса :

 

Он имеет благоприятные возможности для сочетания  фронтальной,  групповой  и

индивидуальной работы; позволяет учителю  систематически  и  последовательно

излагать  материал,  управлять  развитием  познавательных   способностей   и

формировать  научное  мировоззрение  учащихся;   стимулирует   другие   виды

деятельности школьников, в  том  числе  внеклассную  и  домашнюю;  на  уроке

ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и  самими

методами  познавательной  деятельности;  урок  позволяет  эффективно  решать

воспитательные   задачи   через   содержание   и    методы    педагогической

деятельности.

 

Урок — это  такая форма организации педагогического процесса,  при  которой

педагог в  течение  точно  установленного  времени  руководит  коллективной

познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся  (класса)  с

учетом особенностей каждого из  них,  используя  виды,  средства  и  методы

работы,  создающие  благоприятные  условия  для  того,  чтобы  все  ученики

овладевали  основами  изучаемого  предмета   непосредственно   в   процессе

обучения, а также для воспитания и развития познавательных  способностей  и

духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

  В  приведенном  определении  можно   выделить   специфические   признаки,

отличающие урок  от  других  организационных  форм:  это  постоянная  группа

учащихся;  руководство  деятельностью  школьников  с   учетом   особенностей

каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.  Эти

признаки отражают не только специфику, но и сущность  урока.  В  зависимости

от дидактических целей и звеньев процесса обучения,  реализуемых  на  уроке,

можно выделить 9 типов уроков:

1.      формирования знаний

2.      закрепления и совершенствования знаний

3.      формирования и совершенствования знаний

4.      формирования умений и навыков

5.      совершенствования знаний, умений и навыков

6.      применения знаний на практике

7.      повторения и систематизации знаний

8.      проверки знаний

9.      комбинированный урок

  Внутри указанных типов уроков  существуют  видовые  отличия.  Так,  уроки

формирования знаний  могут  проходить  в  виде  киноуроков,  а  также  быть

построенными  на  проблемной  ситуации.  К.  урокам   формирования   знаний

относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные

уроки  при  изучении  новых  тем.  Разновидностью  уроков  формирования   и

совершенствования  знаний,  совершенствования  знаний,  умений  и   навыков

являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки

устной, письменной проверки знаний.

 

  При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа  целесообразно

выделить  перечень  структурных   элементов   учебного   занятия   (урока),

комбинирование которых может представить множество вариантов(по Шамовой Т.И.)

Структура урока:

o        Организация начала занятия

o        Проверка выполнения домашнего задания

o        Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов              

o        Первичная проверка понимания        

o        Закрепление знаний и способов действий 

 

o        Обобщение и систематизация знаний                                      

o        Контроль и самопроверка знаний      

o        Подведение итогов занятия                                            

o        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению         

 

 

  Раскрывая понятия типологии и  структуры,  следует  обратить  внимание  на

неисчерпаемость   резервов   урока   как   формы   и   как   системы    для

совершенствования в обозримом будущем. Примером этому могут служить системы С. Н. Лысенковой,  И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов,

которые дают эффективные результаты в рамках  существующей  классно-урочной системы.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. В.И.Загвязинский - Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия».2001-192 стр.

2. Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 230.

4. В.А. Ситаров –Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.-368 стр.

5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984

6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.   М., 1980.

7. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов – искусство преподавания.

Второе издание.первая книга учителя.-М.: Педагогическое общество России, 1999-212 стр.

8. Л.В. Кувриленко – Активация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных процессов:Учебное пособие. Самара 6 Издательство  «Самарский университет» , 1998-95 стр.

9. Педагогика6 педагогические теории,системы,технологии: П 24 Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С.А. Смирнова -3-е издание ,исправленное,дополненное  -М.6издательский центр «Академия»,1999–512 стр.

10. Казанский Н. Г. Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы)-М.:Высшая школа, 1978 -175 стр.

11. Паламарчук В., Рудаковская С. Від творчої особистості –до нових технологій у навчанні ..Рідна школа .-1998.-№2.

12. Форми навчання в школі під редакцією мальованого .

12. Как помочь ребенку адаптироваться в школе :Т.В. Костяк  - москва, Академия ,2008 – 112 стр.

13. Харламов И.Ф. Педагогика 2-е издание ,М. ,вісшая школа ,1990 г.

14. Нейропсихология и проблемі обучения в общеборазовательной школе : А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова –Санкт –Петербург, МПСИ,МОДЄК, 2008г. -64 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 -

 



Информация о работе Урок - основная форма организации процесса школьного обучения