Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
……………….........................................................................................21
ВЫВОД: ...............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экзамен — это форма организации обучения, позволяющая реализовывать
контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной
деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет
выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и
приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на
вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность
и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как
в устной, так и в письменной форме.
Названные формы организации обучения применяются как при изучении
предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при
изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).
РАЗДЕЛ 3:
Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
-выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
-обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
-постановка цели урока;
-повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
-тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
-упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
Урок применения знаний, умений и навыков:
-организация начала урока (психологический настрой учащихся);
-сообщение темы урока и его задач;
-изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
-формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
-упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнение по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура уроков обобщения и систематизации знаний:
Урок повторения:
-организация начала урока;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
Повторительно-обобщающий урок:
-организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
-задание на дом (не всегда).
Урок контроля и коррекции:
Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.
Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.
Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика.
Структура урока зависит от целей, содержания, методов, средств, приемов обучения, уровня подготовки учащихся, места урока в системе уроков, типологии урока и, следовательно, структура урока может быть разной (структура урока изучения нового материала; структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков; структура урока формирования умений навыков; структура урока повторения; структура урока проверки знаний; структура урока применения знаний, умений и навыков; структура повторительно-обобщающего урока; структура комбинированного урока; структура уроков учителей-новаторов), но она должна быть.
Заканчивая первую часть нашего семинара сегодня, хотелось бы дать вам домашнее задание: провести заседание ШМО; разобрать соответствие типов уроков и структуры уроков применительно к своему предмету; провести анализ открытых уроков в соответствии с темой домашнего задания.
ВЫВОДЫ:
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки культуры, труда, поэзии и т.п.
Преимущества урока как формы организации педагогического процесса :
Он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и
индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно
излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и
формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды
деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке
ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими
методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать
воспитательные задачи через содержание и методы педагогической
деятельности.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой
педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной
познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы
работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики
овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе
обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и
духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
В приведенном определении можно выделить специфические признаки,
отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа
учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей
каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти
признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости
от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке,
можно выделить 9 типов уроков:
1. формирования знаний
2. закрепления и совершенствования знаний
3. формирования и совершенствования знаний
4. формирования умений и навыков
5. совершенствования знаний, умений и навыков
6. применения знаний на практике
7. повторения и систематизации знаний
8. проверки знаний
9. комбинированный урок
Внутри указанных типов уроков существуют видовые отличия. Так, уроки
формирования знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть
построенными на проблемной ситуации. К. урокам формирования знаний
относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные
уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и
совершенствования знаний, совершенствования знаний, умений и навыков
являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки
устной, письменной проверки знаний.
При рассмотрении структуры урока в зависимости от его типа целесообразно
выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока),
комбинирование которых может представить множество вариантов(по Шамовой Т.И.)
Структура урока:
o Организация начала занятия
o Проверка выполнения домашнего задания
o Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов
o Первичная проверка понимания
o Закрепление знаний и способов действий
o Обобщение и систематизация знаний
o Контроль и самопроверка знаний
o Подведение итогов занятия
o Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Раскрывая понятия типологии и структуры, следует обратить внимание на
неисчерпаемость резервов урока как формы и как системы для
совершенствования в обозримом будущем. Примером этому могут служить системы С. Н. Лысенковой, И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов,
которые дают эффективные результаты в рамках существующей классно-урочной системы.
Список использованной литературы:
1. В.И.Загвязинский - Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия».2001-192 стр.
2. Дидактика средней школы. 2-е изд. М., 1982. С. 230.
4. В.А. Ситаров –Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.-368 стр.
5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984
6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.
7. П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов – искусство преподавания.
Второе издание.первая книга учителя.-М.: Педагогическое общество России, 1999-212 стр.
8. Л.В. Кувриленко – Активация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных процессов:Учебное пособие. Самара 6 Издательство «Самарский университет» , 1998-95 стр.
9. Педагогика6 педагогические теории,системы,технологии: П 24 Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / С.А. Смирнова -3-е издание ,исправленное,дополненное -М.6издательский центр «Академия»,1999–512 стр.
10. Казанский Н. Г. Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы)-М.:Высшая школа, 1978 -175 стр.
11. Паламарчук В., Рудаковская С. Від творчої особистості –до нових технологій у навчанні ..Рідна школа .-1998.-№2.
12. Форми навчання в школі під редакцією мальованого .
12. Как помочь ребенку адаптироваться в школе :Т.В. Костяк - москва, Академия ,2008 – 112 стр.
13. Харламов И.Ф. Педагогика 2-е издание ,М. ,вісшая школа ,1990 г.
14. Нейропсихология и проблемі обучения в общеборазовательной школе : А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова –Санкт –Петербург, МПСИ,МОДЄК, 2008г. -64 стр.
- 2 -
Информация о работе Урок - основная форма организации процесса школьного обучения