Урок - основная форма организации процесса школьного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
……………….........................................................................................21
ВЫВОД: ...............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Законченная курсовая по методике.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


- 2 -

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, СЕМЬИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ "КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА"

Кафедра психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «методика преподавания экономики»

на тему:

УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

студентки 3-го курса

 

 

курсовая работа защищена «__»_________2011г.

оценка «___»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

симферополь 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3

РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5

РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10

РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.

……………….........................................................................................21

ВЫВОД: ...............................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в украинской школе, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер. Классноурочная система, принятая в украинской школе, позволяет:

1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части--уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;

2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;

3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;

4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;

5) формировать коллективистические отношения.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка - задача первостепенной важности в условиях все-общего среднего образования.

Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания .
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Теоретическая и практическая значимость исследований уроков определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков технологии. В рамках преподавания технологии могут быть использованы разработанные конспекты уроков.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии различные формы обучения, то это будет способствовать:
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1

§1

Урок - основная форма обучения

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.

Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации).

Урок - форма организации деятельности учителя и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы а их содержание – Госстандарт и школьные программы.

Понятие “урок” имеет характерные черты (основные характеристики), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов, представленных на рис. 12:

Рис. 12. Основные компоненты урока

Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.

В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др.

Учебный процесс предполагает органическое единство, средств, методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.

Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.

Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию “структура урока”. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого – ознакомление учащихся с новым материалом, всегда неизменно - их всегда три:
•  Актуализация прежних знаний и способов действий
•  Формирование новых знаний и способов действий
•  Применение полученных знаний на практике

Используя понятие “структура урока математики”, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:
•  Постановка цели урока перед учащимися.
•  Ознакомление с новым материалом.
•  Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
•  Проверка знаний, умений и навыков.
•  Систематизация и обобщение изученного материала.

Отдельный урок - это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап - это нечто целое, законченное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  Существуют различные классификации форм организации учебного процесса,  но все они сводятся к структуре учебного  общения  или  дидактическим  целям  и

задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.

 

                        2.1. Общие формы учебной работы учащихся

Распространёнными являются классификации   В. К. Дьяченко и И. М.

Чередова, основанные на структуре  учебного общения. (см. таблица №1, 2).

  На протяжении длительного времени в педагогической литературе было

общепринятым деление всех организационных форм на:

1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные.

  В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса,

во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую

группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет

работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является

неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так

фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным

признак по которому производится такое деление, обычно это признак

одинаковости или неодинаковости заданий.  Если в классе все учащиеся

выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать

фронтальными, но  в действительности каждый ученик на этих занятиях

работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя.

То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная

работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики

имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе

проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают

индивидуально (ученики изолированы друг от друга).А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является

неправильным, неполным.Мы будем придерживаться классификации В. К.

Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения

даётся в таблице №3.

Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

 

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.(Ученик-тетрадь, ученик-книга.

работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.(ученик-ученик, учитель-ученик)

Одного говорящего слушают либо несколько человек, либо весь класс.

каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

 

Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жестком контроле учителя

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жестким контролем учителя.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учетом степени его целеустремленности, интересов, склонностей

Информация о работе Урок - основная форма организации процесса школьного обучения