Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
……………….........................................................................................21
ВЫВОД: ...............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 2 -
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, СЕМЬИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГВУЗ "КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА"
УРОК - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
студентки 3-го курса
курсовая работа защищена «__»_________2011г.
оценка «___»
симферополь 2011
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
………………........................
Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер. Классноурочная система, принятая в украинской школе, позволяет:
1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части--уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени;
2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся;
3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности;
4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы;
5) формировать коллективистические отношения.
Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка - задача первостепенной важности в условиях все-общего среднего образования.
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания .
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Теоретическая и практическая значимость исследований уроков определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков технологии. В рамках преподавания технологии могут быть использованы разработанные конспекты уроков.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии различные формы обучения, то это будет способствовать:
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению;
- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Раздел №1
§1
Урок - основная форма обучения
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.
Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации).
Урок - форма организации деятельности учителя и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы а их содержание – Госстандарт и школьные программы.
Понятие “урок” имеет характерные черты (основные характеристики), позволяющие рассматривать его с разных позиций. Иначе, урок состоит из компонентов, представленных на рис. 12:
Рис. 12. Основные компоненты урока
Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.
В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержание урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др.
Учебный процесс предполагает органическое единство, средств, методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой.
Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях.
Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника.
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию “структура урока”. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого – ознакомление учащихся с новым материалом, всегда неизменно - их всегда три:
• Актуализация прежних знаний и способов действий
• Формирование новых знаний и способов действий
• Применение полученных знаний на практике
Используя понятие “структура урока математики”, важно выделить из множества возможных основные этапы урока:
• Постановка цели урока перед учащимися.
• Ознакомление с новым материалом.
• Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
• Проверка знаний, умений и навыков.
• Систематизация и обобщение изученного материала.
Отдельный урок - это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап - это нечто целое, законченное.
§2
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и
задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.
2.1. Общие формы учебной работы учащихся
Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М.
Чередова, основанные на структуре учебного общения. (см. таблица №1, 2).
На протяжении длительного времени в педагогической литературе было
общепринятым деление всех организационных форм на:
1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные.
В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса,
во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую
группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет
работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является
неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так
фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным
признак по которому производится такое деление, обычно это признак
одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся
выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать
фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях
работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя.
То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная
работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики
имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе
проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают
индивидуально (ученики изолированы друг от друга).А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является
неправильным, неполным.Мы будем придерживаться классификации В. К.
Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения
даётся в таблице №3.
Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)
Индивидуальная | Парная | Групповая | Коллективная |
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.(Ученик-тетрадь, ученик-книга. | работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.(ученик-ученик, учитель-ученик) | Одного говорящего слушают либо несколько человек, либо весь класс. | каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником. |
Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная | Групповая | Индивидуальная |
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жестком контроле учителя | Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жестким контролем учителя. | Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учетом степени его целеустремленности, интересов, склонностей |
Информация о работе Урок - основная форма организации процесса школьного обучения