Урок - основная форма организации процесса школьного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………….3
РАЗДЕЛ 1: урок - основная форма обучения………...…….5
РАЗДЕЛ 2: классификации форм организации учебного процесса…..10
РАЗДЕЛ 3: структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков.
……………….........................................................................................21
ВЫВОД: ...............................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Законченная курсовая по методике.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 

Таблица № 3. Сравнение общих форм обучения

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальный

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков,развитие самооценки учеников познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведет к списыванию,подсказкам,отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности, за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

Слабого ученика можно поставить в пассивное положение,работать могут только лидеры,а остальные списывают.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время(5-7 мин),повышается качество вып-ой работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность ложного товарищества ,невозможно объективно оценить уровень знаний, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

 

Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.

Неумение некоторыми учителями организовывать данную форму,недостаточность времени на уроках,неосформированость коллектива приведет к нежелательному результату:

обратившемуся за помощью скажут: «Сам учи,что сложного!».

 

 

2.2 Конкретные формы обучения

 

Конкретные формы организации учебного процесса    есть  только  применение

общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями  и  задачами.

И. М. Чередов пишет, в зависимости от  доминирующих  целей  и  особенностей

усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются  следующие  звенья

процесса   обучения:   формирования    новых    знаний,    закрепления    и

совершенствования знаний, формирования умений и навыков, применения  знаний

на практике, повторения, систематизации знаний, контроля  усвоения  знаний,

умений и навыков.

  Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний  ученики

только усваивают новые знания.  Они  могут  закреплять  и  систематизировать

знания по ранее изученному материалу, но доминирующая  цель  этого  звена  —

формировать новые знания — подчиняет себе все  остальные,  используемые  для

ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний  ученики

могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его  цель

— закрепить и усовершенствовать знания по только что рассмотренному  разделу

программы.

  Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе  конструируемых

форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме  того,  на  основе  одного

звена можно сконструировать  несколько  разных  форм.  Например,  на  основе

звена формирования знаний могут быть сконструированы  урок  соответствующего

типа, лекция, конференция, экскурсия.

 

Таблица №4. Конкретные формы обучения

 

Конкретные формы организации обучения ведущие цели :

Формирование знаний

закрепление и систематизация знаний

Формирование умений и навыков

Повторение и систематизация знаний

Контроль за усвоением навыков, знаний, умений

Лекция, конференция, экскурсия, предваряющая консультация

семинар, заключительная конференция, конференция-экскурсия.

Учебно-практическое занятие

Обзорная лекция-конференция, экскурсия, консультация.

Собеседование, учебно-практическое занятие, экзамен, олимпиада, практикум.

 

  Формирование знаний учащихся помимо  урока  соответствующего  типа  можно

проводить на  лекции,  конференции,  экскурсии.  Учебная  лекция  позволяет

учащимся за  45  минут  усвоить  больший,  чем  на  уроке,  объем  учебного

материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения  материала.

В структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения.  Учебная,  лекция

рассчитывается на учащихся старших классов, которые  могут  сосредоточиться

на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее  осмысления,

переработки и самостоятельного усвоения.

   Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее,  нетруден

и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести

по  соответствующей  теме  конференцию,  организовать  дискуссию  учеников.

Дискуссия должна быть подготовлена заранее,  для  чего  учитель  определяет

учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной  работы.  Роль

педагога заключается  в  комментировании  полемики  школьников,  подведении

итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана  на  учащихся,

имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой.

   На учебной экскурсии учащиеся получают  знания,  знакомясь  с  различными

экспонатами  в  музее,  работой  механизмов  на  предприятии,  наблюдая  за

разнообразными процессами, происходящими в природе.

   На формирование знаний  учащихся  нацелена  и  упреждающая  консультация,

позволяющая преподавателю разобрать уже изученный на уроке материал с  теми

учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не  усвоили

его.

 

   Закрепление   и   совершенствование    знаний    можно    помимо    урока

соответствующего типа проводить на  семинаре,  заключительной  конференции,

экскурсии.  Семинар  как  форма  организации  обучения  сочетает  беседу  и

дискуссию учащихся.

   Заключительная конференция может строиться как в форме дискуссии, так и в

форме диспута,  на  котором  обсуждаются  полярные  точки  зрения.  Учитель

подводит итоги обсуждения  и  формулирует  выводы.  Эта  форма  организации

обучения рассчитана преимущественно на учащихся старших классов.

   На  заключительной  экскурсии  учащиеся,  заранее   подготовленные,   уже

усвоившие материал, с большим вниманием, осознанно  рассматривают  объекты,

стенды, наблюдают различные процессы. Так совершенствуются, углубляются  их

знания. Полезна и заключительная консультация по изученному материалу.

 

   С целью формирования умений и навыков учащихся  помимо  урока  проводятся

учебно-практические    занятия.    Эта    форма    организации    обучения,

целенаправленно сочетающая выполнение  различных  практических  упражнений,

экспериментальных  работ,  наиболее  эффективно   способствует   достижению

поставленной цели. Отличие учебно-практического занятия от соответствующего

типа урока —  в  меньшей  его  регламентации  и  большей  самостоятельности

учащихся в экспериментальной и практической деятельности.

  Знания, полученные учащимися в процессе обучения, они могут применить  на

практических занятиях и занятиях  практикума.  Практическое  занятие  —  это

такая форма  организации  обучения,  в  которой  представляется  возможность

учащимся применять полученные ими знания в практической деятельности.

   Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой  по

естественным дисциплинам,  выполняются  на  занятиях  практикума.  На  этих

занятиях учащиеся, используя разнообразные приборы и инструменты,  проводят

различные  экспериментально-практические  работы.  Эта  форма   организации

обучения  направлена  на  то,  чтобы   вооружить   учеников   элементарными

экспериментально-практическими умениями и навыками.

  Применить  знания  на  практике  учащиеся  могут   в   процессе   учебно-

производственной   деятельности   в   трудовых   объединениях    школьников

(ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха). При  такой

форме организации обучения целесообразны звеньевые и  индивидуальные  формы

учебной работы и труда.

 

   Повторение и систематизация знаний  помимо  урока  соответствующего  типа

могут  проводиться  в  форме  обзорных  лекций,   конференций,   экскурсий,

консультаций. Обзорная  лекция  характеризуется  спецификой  материала  для

изложения, подобранного с учетом сформированное знаний  учащихся.  На  этой

лекции целесообразно выделить стержневые моменты темы, раздела.

   На  обзорной  конференции  обсуждаются  ключевые   положения   изученного

материала, учащимся раскрываются новые обобщающие подходы  к  его  анализу.

Обзорная  конференция   может   быть   комплексной,   т.   е.   реализующей

межпредметные связи в обобщении и систематизации учебного материала.

  Обзорная  экскурсия  предполагает   целенаправленный   осмотр   учащимися

объектов,  стендов,   наблюдение   процессов   с   целью   восстановить   и

систематизировать ранее полученные знания. Например, экскурсия в  дендрарий

позволяет обобщить знания о видах деревьев.

   Учащимся, готовящимся сдавать зачеты или экзамены,  в  подготовке  к  ним

большую помощь оказывают обзорные консультации. В  ходе  этих  консультаций

выделяются  ключевые  положения,  глубокое  осмысление  которых   позволяет

учащимся усваивать знания в системе, способствует более легкому запоминанию

объемного материала. Обзорная консультация как форма  организации  обучения

выполняет  корректирующую  функцию,  помогая  ученикам  сориентироваться  в

требованиях и определить важность  и  удельный  вес  отдельных  разделов  в

структуре программы. Консультация строится по принципу вопросов и ответов.

 

  Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может  осуществляться

в форме зачета, собеседования, контрольного  учебно-практического  занятия,

экзамена. Зачет как форма  организации  обучения  проводится  для  проверки

качества  усвоения  учащимися   отдельных   разделов   учебной   программы,

сформированности умений и навыков. Эта форма  организации  обучения  широко

применяется  в  вечерних  (сменных)  заочных  школах  работающей  молодежи.

Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.

  В последние годы в школе стали практиковаться зачеты в форме общественных

смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся  после

предварительной  подготовки  учащихся  по  отдельным  разделам   программы.

Вопросы подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии,

сформированной  из  одноклассников.  Цель  этих  занятий  —  активизировать

познавательную деятельность учащихся. В ходе  таких  занятий  закрепляются,

совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень  их

развития и подготовленности,  уровень  сформированности  знаний  и  умений,

способность  заниматься  самостоятельно.  Выводимые  комиссией  отметки   в

большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащихся.

   Собеседование,  как  и  зачет,  только  в  форме  индивидуальной  беседы

проводится с целью выяснить уровень усвоения  учениками  знаний,  умений  и

навыков.

   Контрольные  функции  обучения  реализует   также   олимпиада,   которая

предполагает решение наиболее  пытливыми  и  целенаправленными  школьниками

оригинальных задач, выполнение необычных, повышенной

сложности заданий. В ходе олимпиады выявляется общий  уровень  преподавания

предмета и развития учащихся.

  Функцию контроля знаний выполняет и учебно-практическое занятие.  Ученики

получают конкретные задания, по  выполнению  которых  отчитываются    перед

   преподавателем.

  Практические занятия и занятия практикума также могут строиться  с  целью

реализации  контрольных  функций  обучения.  На  этих   занятиях   учащиеся

самостоятельно изготавливают изделия, проводят измерения и отчитываются  за

проделанную работу перед учителем, мастером.

Информация о работе Урок - основная форма организации процесса школьного обучения