Трудные подростки в неформальных объединениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Появление детских и молодёжных объединений также связано с социально-демографическими особенностями детских и молодёжных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодёжи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодёжь испытывают множество проблем с получением образования, профессиональным выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др. ( otrok.ru ).

Работа содержит 1 файл

реферат про подростков.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

В 2000 –  х годах в России получает широкое  распространение молодежная субкультура  – эмо. Как и многие молодежные направления, изначально Эмо базировался на вполне прогрессивных идеях ответственности за себя, самореализации, независимости от общественного мнения, но как часто это бывает (и в России почему-то происходит быстрее, чем где бы то ни было) все хорошие идеи сводятся к коммерции. Изначально движение Эмо не признавало стереотипов. Настоящий Эмо - кид должен был быть уникален – в этом и суть движения, а современные Эмо считают, что если «упакован» не по правилам, то есть, если ты не обладатель косой челки, джинсов в обтяжку майки с разбитым сердцем и не режешь периодически вены, то ты не можешь считаться настоящим Эмо. В общем, в России у детишек вся идея Эмо свелась к её внешним проявлениям.

Если  ты считаешь себя Эмо, подумай, есть ли место этим принципам в твоей  жизни, или ты просто натянул на себя черно-розовую слезливую оболочку в угоду друзьям и подругам? Надо помнить, что главный принцип  движения Эмо – это независимость, а в России происходит все как  раз наоборот. Эмо у нас –  одна из форм подростковой зависимости  от группы, диктующей стиль поведения, внешнего вида и мыслей. Кем ты будешь – независимой творческой личностью  или неудачником – зависит  только от тебя. ( http//www.google.com ).

Вот такая  интересная философия жизни охватывает все больше и больше интересы наших  детей.  
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

РАБОТА  ПЕДАГОГОВ С ТРУДНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ, СОСТОЯЩИМИ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

О требованиях  к психологическим исследованиям  неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский.  Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника - « неформала », вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.

Начинать  следует с получения самых  общих сведений о них: сколько  подобных неформальных объединений  в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в  них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными  группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы  социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и  динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила  приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения  молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту  или распаду группы. ( Фельдштейн, Радзиховский, 1987 ).

Затем следует получить фактический материал для разработки психологической  характеристики наблюдаемого неформального  объединения молодежи. Так, важно  понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития. ( Кон, 1998 ).

Случается, что подростки просто примеряют  на себя роль неформала, идущего вразрез  с общепринятыми правилами. Возможно, сказывается влияние местной  неформальной группы, или ребенок  получается недостаточное количество внимания. В таком случае, это  проявление нонконформизма, довольно распространенное явление в подростковом возрасте. "Если бы все ходили с  длинными волосами, я бы брился наголо!"

     Родителям и педагогам порой  кажется: если запретить подростку  носить эту странную одежду  и атрибутику, отобрать косметику  и сделать нормальную стрижку,  то он станет прежним, всё  наладится само собой. Конечно,  это не так. Запретив подростку  быть неформалом, вы только усилите  тягу к группе и спровоцируете  отдаление от семьи, скрытность, агрессивное поведение. Можно попытаться понять, что привлекает подростка в этой группе, что группа дает ему (положительные эмоции, внимание, самореализацию, чувство романтики или жалости к себе) и дать возможность испытать эти эмоции в семье, в школе, одним словом, в другой группе. (  www.1 dairy.ru ).

Напомним, что сам возраст подростка  и юноши, некоторые важные особенности  личности взрослеющего человека могут  служить основой формирования соответствующей  мотивации.

Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие  психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им, эмоционально – волевую неустойчивость этих школьников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. ( Краковсский, 1970).

 А.  Невский провел также психолого-педагогический  анализ причин участия школьников, в первую очередь подростков, в неформальных молодежных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие: 1) стремление учащихся  среднего и старшего школьного  возраста к необычному для  них и некритически усваиваемому  современному западному искусству; 2) низкая успеваемость многих  таких подростков и отчуждение  от классного коллектива; 3) отсутствие  постоянных содержательных интересов,  общественно полезной деятельности, равнодушие к учебе; 4) потребность  в эмоциональной разрядке, характерной  даже для хороших учеников; 5) одинаковость  в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся; 6) недостаток внимания к молодежи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности; 8) новизна, своеобразие впечатлений, получаемых в группах сверстников-неформалов, чувство свободы; 9) возможность заявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т. д. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни. ( Запесоцкий, Файн, 1990 ).

При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев  рекомендуется основной упор делать не на запретительно - административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо не запрещать формальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково - юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы. ( Левичева, 1989 ).

Педагог ни в коем случае не должен отдавать предпочтение, поддерживая одну из множества молодежных неформальных групп. Тем самым он может еще  более усугубить враждебную обстановку в классе с неформальными молодежными  группами, если таковая имеется. ( Молодцова, 1997 ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1

РАБОТА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕФОРМАЛАМИ  В ШКОЛАХ

Социальная  служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические  лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом  при формировании системы их социального  обслуживания. Согласно исследованиям  молодежь нуждается, прежде всего, в  бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической  консультации, центре помощи молодой семье, общежитии, приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда. ( Биленкова, 1997 ).

Одной из главных проблем молодых рабочих  является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к  рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической  активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения  жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных  категорий молодежи показало, что  для большинства молодых людей  очень важно в жизни иметь  интересную работу, хорошие отношения  в трудовом коллективе, хорошие условия  труда.

 Базисными видами деятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультативная  деятельность. ( Заика, 1990 ).

Необходимость такого вида социальных услуг все  больше осознается населением и государством.

В системе  психологического консультирования различают:

— возрастно-психологические  консультирования (контроль за состоянием психологического развития ребёнка);

— семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

— психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

— консультационная работа социального работника, в  функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов  и прав клиента в широком социальном окружении.

Подросткам  — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и  индивидуальной форм работы. Это связано  с тем перечнем задач, которые  решаются в рамках каждой из форм и  не могут быть решены лишь в одной  из них. Так, организовать экспериментирование  воспитанников в способах самовыражения  можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов  субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из подростков особенна, возникающее  у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником. ( Куканова, 1998 ).

Деятельность  педагога по оказанию социально - педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

— создание в группе позитивного эмоционального климата;

— получение  подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

— расширение знаний о способах и вариантах  выражения, представления себя другим;

— приобретения опыта самовыражения в этой группе;

— освоение способов обсуждения, осмысления и  понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание  своих индивидуальных особенностей.

Создание  в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы  подростки чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного  взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью  формирования готовности у воспитанников  к осуществлению конструктивного  диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Информация о работе Трудные подростки в неформальных объединениях