Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, реферат
Появление детских и молодёжных объединений также связано с социально-демографическими особенностями детских и молодёжных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодёжи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодёжь испытывают множество проблем с получением образования, профессиональным выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др. ( otrok.ru ).
В 2000 – х годах в России получает широкое распространение молодежная субкультура – эмо. Как и многие молодежные направления, изначально Эмо базировался на вполне прогрессивных идеях ответственности за себя, самореализации, независимости от общественного мнения, но как часто это бывает (и в России почему-то происходит быстрее, чем где бы то ни было) все хорошие идеи сводятся к коммерции. Изначально движение Эмо не признавало стереотипов. Настоящий Эмо - кид должен был быть уникален – в этом и суть движения, а современные Эмо считают, что если «упакован» не по правилам, то есть, если ты не обладатель косой челки, джинсов в обтяжку майки с разбитым сердцем и не режешь периодически вены, то ты не можешь считаться настоящим Эмо. В общем, в России у детишек вся идея Эмо свелась к её внешним проявлениям.
Если
ты считаешь себя Эмо, подумай, есть ли
место этим принципам в твоей
жизни, или ты просто натянул на себя
черно-розовую слезливую
Вот такая
интересная философия жизни охватывает
все больше и больше интересы наших
детей.
ГЛАВА 3
РАБОТА ПЕДАГОГОВ С ТРУДНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ, СОСТОЯЩИМИ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
О требованиях
к психологическим
Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами; имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму, спекуляции или развратному поведению. Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приема и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодежи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы. ( Фельдштейн, Радзиховский, 1987 ).
Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты — агрессивны. Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития. ( Кон, 1998 ).
Случается, что подростки просто примеряют на себя роль неформала, идущего вразрез с общепринятыми правилами. Возможно, сказывается влияние местной неформальной группы, или ребенок получается недостаточное количество внимания. В таком случае, это проявление нонконформизма, довольно распространенное явление в подростковом возрасте. "Если бы все ходили с длинными волосами, я бы брился наголо!"
Родителям и педагогам порой
кажется: если запретить
Напомним, что сам возраст подростка и юноши, некоторые важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.
Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодежные объединения, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды и групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им, эмоционально – волевую неустойчивость этих школьников и т. д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. ( Краковсский, 1970).
А.
Невский провел также
При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно - административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, чтобы не загонять движение неформалов в подполье, тем самым укрепляя и ужесточая неправильные взгляды и убеждения. Задача в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодежи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо не запрещать формальные группы молодежи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвленной сети подростково - юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т. д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы. ( Левичева, 1989 ).
Педагог
ни в коем случае не должен отдавать
предпочтение, поддерживая одну из
множества молодежных неформальных
групп. Тем самым он может еще
более усугубить враждебную обстановку
в классе с неформальными молодежными
группами, если таковая имеется. ( Молодцова,
1997 ).
3.1
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕФОРМАЛАМИ В ШКОЛАХ
Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии, приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда. ( Биленкова, 1997 ).
Одной
из главных проблем молодых
Базисными видами деятельности специалистов, социальных, психологических, педагогических служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультативная деятельность. ( Заика, 1990 ).
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
— возрастно-психологические консультирования (контроль за состоянием психологического развития ребёнка);
— семейное
психологическое
— психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
— консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Подросткам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из подростков особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником. ( Куканова, 1998 ).
Деятельность педагога по оказанию социально - педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:
— создание в группе позитивного эмоционального климата;
— получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;
— расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;
— приобретения опыта самовыражения в этой группе;
— освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.
Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы подростки чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.
Получение
подростком опыта конструктивного
взаимодействия с окружающими предполагает
организацию общения с целью
формирования готовности у воспитанников
к осуществлению
Информация о работе Трудные подростки в неформальных объединениях