Трудные подростки в неформальных объединениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:58, реферат

Описание работы

Появление детских и молодёжных объединений также связано с социально-демографическими особенностями детских и молодёжных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодёжи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодёжь испытывают множество проблем с получением образования, профессиональным выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др. ( otrok.ru ).

Работа содержит 1 файл

реферат про подростков.docx

— 43.16 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Самодеятельные объединения детей и молодежи в сообщества и группы, возникающие по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Единый термин для обозначения таких обшностей отсутствует. Применяются обозначения: "нетрадиционные объединения", "объединения субкультуры, контркультуры" и др. Однако при всей неразработанности терминологии и типологии молодёжных общностей к неформальным относят совершенно различные по способу организации, идейной направленности и содержанию деятельности группы, например, объединения любительские (по интересам), экологические и т. п., и одновременно криминогенные формирования. В самодеятельных объединениях, как правило, связующим ядром деятельности выступают цели, осознанный выбор которых определяет мотивацию участников. В неформальных объединениях выбор в основном носит случайный характер, а цели часто вообще невозможно чётко сформулировать. Общение в самодеятельных организацияхциях в целом подчинено единому делу или идее, у неформалов оно нередко является самоцелью, приводя к юношескому изоляционизму. Условно также разделение объединений по возрастному признаку на детские, юношеские, молодёжные. Многие из них носят смешанный возрастной характер.

Появление детских и молодёжных объединений также связано с социально-демографическими особенностями детских и молодёжных групп, переживающих период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых и адаптации к нему. Процесс социализации детей и молодёжи, усвоения знаний, социально принятых норм, ценностей, образцов поведения является сложным и противоречивым. Дети и молодёжь испытывают множество проблем с получением образования, профессиональным выбором, началом трудовой деятельности, формированием семьи и др. ( otrok.ru ).

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Неформальные  молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в странах Запада. Возникновение  их связано с неприятием молодежью  сложившихся в их странах общественно-экономических  систем, социальных и духовных ценностей.

В конце 40-х - начале 50 - х годов в различных западных странах стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время, пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. ( Фельдштейн, 1998 ).

В противоположность  идеалам и догматам современного западного общества хиппи выдвинули  свою, более гуманистическую, как  они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну» — один из лозунгов хип -движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость и богатство человеческих чувств. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные проявления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Короче, жизнь стала «кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности. Заметным явлением в хип -движении было создание коммун. Так, в одних США в конце 60-х годов их было более трехсот. В городах члены коммуны занимались в основном ремесленным трудом, производством и продажей изделий искусства, в деревне - напряженным физическим трудом. Они хотели сформировать у себя «новое сознание», заменить конкуренцию сотрудничеством, централизацию — децентрализацией, стандартизацию — оригинальностью, авторитет — коллективным разумом. ( Громов, Кузин, 1990 ).

В 70-е  годы возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного  несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты прав женщин, безработных и т. д. Молодежь проводит кампании: «Рок против правых», «Нет стартовым площадкам для  третьей мировой!». Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в  движение протеста.

С середины 70-х годов в развитых капиталистических  странах распространяется движение рокеров. Это преимущественно молодые  люди из низкооплачиваемых семей, рабочие  и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших  городов, рокеры испытывают «чувство сладостного  освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие  их идеалы жизни в общении с  себе подобными, в своих рок-клубах. ( Cлавина, 1998 ).

Еще более  крайние позиции занимают в Великобритании и Западной Германии «бритоголовые» («скинхэды», «скины»). Они выходцы  из среды люмпен - пролетариев. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» — фашист. Для многих из них участие в этих группах — лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества.

Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» — их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк - рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. ( Козлов, 1996 ).

Причины возникновения движения неформалов на Западе в трудностях нахождения молодежью своего места в жизни, обостренном восприятии социальных несовершенств и несправедливостей, юношеском максимализме, своеобразном сочетании рассудочности с большой  эмоциональностью. Взрослые люди чаще всего относятся к таким группировкам с презрением, непониманием, или  же закрывают глаза на это. Но мы должны понять, что закрывая глаза  на такое явление в обществе, мы закрываем глаза на воспитание и  развитие будущего поколения.( Степанов, 1996 ). 
 

ГЛАВА 2

ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП

Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко  выступают за более радикальные  реформы общества. Некоторые неформалы  ставят более узкие задачи: сохранение и восстановление памятников истории  и культуры, защита природы, физического  и психического здоровья и пр. Конструктивные группы состоят обычно из взрослых и юношей. Наряду с ними существуют неконституционные объединения, мотивы и формы участия молодежи в неформальных объединениях разные. Одних влечет туда только любопытство, мирующиеся преимущественно из подростков. ». Для других это форма проведения досуга, для третьих — поиск альтернативного образа жизни. ( Лисовский, 1996 ).

Система хиппи делится в Росси на группы. В них бывает два слоя: «пионеры»  и «олдовые», или «мамонты». К  первым относятся подростки, недавно  ставшие хиппи, старательно усваивающие  эту роль. «Олдовые» — старые члены Системы, серьезно вникающие  в проблемы политики, религии, Все  хиппи носят длинные, распущенные  волосы («хайр»), обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и  затылок хиппи охватывает тонкая повязка («хайратник»). Многие мужчины  отпускают также бороду. Известны три основных причины ношения  длинных волос этими людьми: 1) это более естественно, ближе  к природе; 2) Иисус Христос носил  длинные волосы и бороду, хиппи  ему подражают; 3) длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения  космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами». Все хиппи носят украшения («феньки»): браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные), бусы на шее, крестики на кожаных шнурках, изображения знаков зодиака, черепа и т.д. У современного хиппи на груди повешен «ксивник» — небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги.

Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви. Раньше свобода  любви у хиппи сводилась к  возможности открыто вступать в  интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей. Хиппи  проповедуют пацифизм: они призывают  не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии.

Так, распространенной у нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали  в историческом обзоре движения неформалов. Внешний вид их нарочито непригляден: петушинообразный гребень на голове, завершающийся большим чубом, цепочки  на лице, вызывающее разностилье в  одежде (кожаный пиджак на голом  теле, холщовая ткань на тонкой рубашке  с жабо и т. д). Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические  и токсикоманические вещества. Панки  перемещаются из города в город, устанавливают  между собой связи. Особенно их активность отмечается в Москве, С.-Петербурге и столицах стран Балтии.

Появление панков в городе связано обычно с  увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью  надругательства над личностью.

Получили  известность у нас группы мажоров: «псевдоамериканцы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т.д. Они носят  одежду и обувь, изготовленные в  соответствующей западной стране. Использование  носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается. Мажоры собирались когда-то около интуристовских гостиниц и магазинов на тусовки, где происходила  демонстрация и оценка приобретенных  элементов туалета.

Как уже  известно читателю, рокеры всегда с  мотоциклами. Они не только прекрасно  водят машины, но и совершают на них акробатические трюки, например, едут некоторое время только на заднем колесе машины, а также прыгают  на мотоцикле с трамплина, «джигитуют»  и т. д. Рокеры ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140—160 км/ч), со снятыми глушителями. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими  чужих мотоциклов, заправки машины из бензобаков личных автомобилей.

Наиболее  многочисленной группой неформалов становятся поклонники металлического рока. Он имеет несколько признанных разновидностей: «тяжелый металлический  рок» («хэви метал рок»), «черный  металлический рок» («блэк метал  рок»), «скоростной металлический  рок» («спид метал рок»). Для этой музыки свойственны жесткий ритм, мощность звучания, большая свобода  импровизации исполнителей.

В настоящее  время получают распространение  немногочисленные, но привлекающие заметное внимание встревоженного общества правоэкстремистские  группы. В основном они проповедуют  неофашизм. Выглядят внешне обычно так: узкие брюки, черные куртки, белые  рубашки с черным узким галстуком, ботинки или кирзовые сапоги. Многие делают татуировку: фашистская свастика В нацистских группах проповедуется  культ сильной личности, расизм, шовинизм, имеется интерес к черной магии. Многие члены этих групп систематически занимаются физической подготовкой. (  otrok.ru ).

Нельзя  не отметить, что также в конце 80 – х, начале 90 – х годов получила распространение такая примечательная молодежная группировка, называемая готами.

Вторая  половина 90-х становится новой стадией  развития готической субкультуры —  формирования « темной культуры». В городах с развитой готической «сценой» это — клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать эти мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической «сцене» — например, путем знакомства с готами, его начинают считать частью готической « тусовки » и автоматически — « готом ».

В целом  готы характеризуют свое мировоззрение  как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».

Эталонному  образу гота присущи: замкнутость, «частые  депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие  стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Также характерной чертой большинства  готов является восприятие смерти как  фетиша. В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит так. В связи с наличием сильной стратификации в сообществе готов ( иерархического расслоения, где иерархия строится от готов — представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления — готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т. д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное муссирование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот именно так. ( marsiada. ru ).

Информация о работе Трудные подростки в неформальных объединениях