Трудновоспитуемые подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

трудновоспитуемые.docx

— 173.14 Кб (Скачать)

Что характерно, современные исследования многодетных  семей показывают, что в этих семьях на первый план с боль-шим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.

В настоящее  время имеется положительный  опыт центров социально-педагогической реабилитации трудновоспитуемых подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-про-изводственных комбинатов). Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеоб-разовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относит-ся к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подрост-ка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и шта-том социальных педагогов, которые работают с семьей и бли-жайшим окружением подростка.

Наряду  с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных  школ, в системе Минобразования развивается  сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с трудными детьми и подростками. В ка-честве примера можно привести принципы и содержание дея-тельности Ростовского областного центра реабилитации, соци-альной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы (10,105):

1. Комплексный  подход к диагностике и реализация  потен-циальных возможностей детей в обучении и воспитании.

2. Индивидуализация  и вместе с тем дифференциации  подхо-дов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

3. Вариативность  в выборе форм организации  обучения и воспитания детей  данной категории.

4. Ранняя  медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций де-тей, а также проявление социальной дезадаптации, являю-щихся основными причинами затруднений в обучении.

5. Коррекционная  направленность обучения и воспитания.

6. Направленность  системы обучения и воспитания  на со-хранение и развитие здоровья детей.

7. Соблюдение  прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании. Цели деятельности Центра следующие:

* осуществление  практической психолого-педагогической  реабилитации детей «группы риска»;

* преодоление  явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;

* разработка, апробирование и внедрение новых  подходов к учебно-воспитательному  процессу;

* содействие  становлению индивидуальности и  творческого отношения к жизни  на всех этапах дошкольного  и школьного детства: развитие  способностей детей, изучение  особенностей психического развития, определение психосоциальных при-чин и профилактика личностных нарушений;

* обеспечение  социально-правовой защиты детей  и подрост-ков;

* обобщение  опыта практической психолого-педагогичес-кой реабилитации детей «группы риска» в условиях специали-зированного общеобразовательного учреждения.

Основные  задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

* осуществление  комплексной медико-психолого-педагоги-ческой диагностики с целью определения причин возникнове-ния проблем в обучении, общении и др.;

* выбор  оптимального способа обучения  для каждого ребен-ка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его лич-ность;

* оказание  индивидуально-ориентированной педагогичес-кой, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;

* консультативная  помощь родителям или людям,  их заме-щающим;

* методическая  и практическая помощь специалистам, за-нимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной де-ятельности.

Основные  направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое  и просветительское. Диагностическое  направление включает в себя  комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психи-ческого, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в об-разовательном учреждении. Диагностика проводится:

* индивидуальная -- при первичном обращении к психоло-гу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания ре-зультатов психокоррекционного воздействия;

* групповая - при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты  работают с детьми, имеющими про-блемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологиче-ского развития своих детей.

Психокоррекционное направление подразумевает психо-профилактическую и коррекционную работу:

* при  начальных стадиях пограничных  психических состо-яний детей и подростков;

* при  травмировании психики несовершеннолетних, став-ших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмиру-ющих событий;

* с целью  компенсации девиаций личностного  развития и неадекватных форм  поведения;

* для  коррекции межличностных отношении;

* с целью  преодоления различных комплексов  личностного характера;

* для  адаптации ребенка в социуме.  Оздоровительное направление представляют  следующие разделы работы:

* углубленная  диагностика причин и характера  отклоне-ний в развитии ребенка;

* разработка  и проведение комплекса лечебно-оздорови-тельных мероприятий, направленных на профилактику нерв-но-психических и соматических заболеваний;

* разработка  индивидуальных программ восстановления  здоровья детей;

* обеспечение  соответствующего режима учебной  деятель-ности детей и подростков «группы риска».

Учебно-воспитательное направление деятельности Цент-ра -- это осуществление образования детей, имеющих трудно-сти в усвоении образовательных программ в связи с особеннос-тями психофизического развития и неблагополучными соци-альными условиями жизни в пределах государственного обще-образовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развивающих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказа-ние помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоус-тройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;

консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовер-шеннолетних.

В консультационное направление входят консультации ро-дителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психоло-гов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбо-ра методов психолого-педагогического воздействия на лич-ность ребенка, выбора типа и вида образовательного учрежде-ния, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолет-них; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты

Центра -- администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. -- в зависимости  от специфики возникших про-блем.

Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому  необхо-димо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с од-ной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вер-нее, потребностями этого возраста, а с другой - необходимо-стью создания живой, естественной и здоровой среды, в ко-торой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими по-требностями, обусловленными процессом активного форми-рования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализо-вывались на основе позитивно ориентированной деятельнос-ти в условиях здорового коллектива, что и представляет со-бой клуб.

Учитывая  современную социально-экономическую  ситуа-цию и то, что трудные подростки, как правило, вос-питываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возра-сте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клу-бов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные труднос-ти, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.

В настоящее  время социально-реабилитационные учрежде-ния, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологичес-кие службы. Психологические службы занимаются как инди-видуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные  педагоги и работники социальных служб реша-ют разнообразный круг вопросов социальной поддержки и за-щиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого со-циального неблагополучия в семье приобретают такие разме-ры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.

Немало  проблем в работе с подростками  возникает и со школой. Чтобы исправить  тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся  у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недо-статочно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учи-телей, вызвать у учителя стремление самокритично разо-браться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении трудновоспитуемогопод-ростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.

Большую проблему также представляет уличное  окруже-ние подростка, которое, как правило, про-тиводействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсе-нал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодейст-вия уличной группировке. Уличная компания целиком при-глашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна про-исходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

1-й этап  групповой автономии, когда происходит  вовлече-ние группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтере-сованности лидера группы.

2-й этап  лидерской реорганизации, когда  проходит либо пе-реориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоя-тельность прежних форм и методов управления группой в кол-лективной жизни.

3-й этап  слияния группы с коллективом  клуба. На этом эта-пе группа перестает быть замкнутым объединением и включа-ется в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Информация о работе Трудновоспитуемые подростки