Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:55, реферат
Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.
Рекомендации
по организации коррекционной
с трудными детьми и подростками
Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным школьником
- это
оказание ему помощи в
его индивидуального потенциала.
Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком это его социальное
самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные
отношения.
2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, Т.е.
предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в
отношениях с окружающими.
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя
следующие компоненты:
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики,
нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная,
общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе,
отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль
работы всего педколлектива школы).
3. Введение
нравственных критериев в
деятельности и проявлений личности учащихся.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного
просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной
работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих
принципов.
1. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного
ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде
всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
• проявление доверия к ученику;
• формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения
поставленных целей;
• оптимистическая
стратегия в определении
коррекционных задач;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов,
предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип
отражается в следующих правилах:
- преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
- проявление
в общении с подростком
- приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
1- защита
педагогом и психологом
решении его актуальных проблем;
- постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения
воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
- формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не
допускать унижения достоинства подростков.
2. Принцип
социальной адекватности
Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции
социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
Условиями реализации данного принципа являются следующие:
• учет особенностей социального окружения подростка при решении
воспитательных и коррекционных задач;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих
влияние на личность подростка;
• обеспечение
комплекса социально-психолого-
подростку;
• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды
(национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том
числе и от средств массовой информации.
В практической деятельности педагога и психолога этот принцип
отражается в следующих правилах:
- воспитательная
и коррекционная работа
социальных отношений подростка;
- воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе,
необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
- необходимо
корректировать негативное
ребенка;
- все
участники воспитательно-
взаимодействовать.
3. Принцип
индивидуализации
действия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает
определение
индивидуального подхода в
специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям,
предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и саморас-
крытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
• выбор
специальных средств
ребенка;
• учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-
коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов
участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип
реализуется в следующих правилах:
- работа
с трудновоспитуемыми
развитие каждого из них;
- поиск
способов психолого-
трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
2- постоянное
отслеживание эффективности
каждого ученика.
4. Принцип
социального закаливания
принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него
волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды,
выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в
следующих правилах:
• включение детей в решение различных проблем социальных отношений в
реальных и имитируемых ситуациях;
• выявление волевой готовности к решению проблемы социальных
отношений;
• стимулирование самопознания подростков в различных социальных
ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных
ситуациях;
• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем
социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных
ситуациях.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип
реализуется в следующих правилах:
- проблемы
отношений трудновоспитуемых
за них;
- подросток
не всегда должен легко
людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
- не
только радость, но и
- волевых
усилий для преодоления
их не воспитывать сегодня;
- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их
преодолению.
В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб-ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по-ведения личности основными регуляторами и посредниками со-циального воздействия оказываются высшие качественно опре-деленные образования субъективного мира личности -- ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»1. Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро-вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж-дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех -- причиной веселого настроения, поступок -- причиной мотива и т. д.
Возрастными проявлениями трудновоспитуемости подростков можно считать: болезненное самолюбие, дерзость, грубость, от-рицательную реакцию на критику, критиканство, пессимизм.
Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она -- результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.
Например, эгоистичность имеет несколько разновидностей. Так, самонадеянность, самолюбование эгоиста почти всегда связаны с непрактичностью, ограниченностью, словесной активностью. Ес-ли ребенок рос единственным, был первенцем или самым младшим в семье, он особо оберегался взрослыми от забот и хлопот, его успехи создавались усилиями старших. Когда родители возлагают на ребенка особые надежды, требуют от него отличной учебы и помогают преимущественно в этой области любой ценой добиваться успехов, пренебрегая всем остальным, вырастает человек с раздутым тщеславием, болезненным самолюбием, обостренной потребностью самоутверждения, Если маленького эгоиста посто-янно защищают и оберегают от перегрузок, неизбежно появляется лицемерие, пренебрежение к другим, нежелание принимать в рас-чет общественные интересы.