Трудновоспитуемые подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

трудновоспитуемые.docx

— 173.14 Кб (Скачать)

Рекомендации  по организации коррекционной работы

с трудными детьми и подростками

Цель  психолого-педагогической коррекционной  работы с трудным школьником

- это  оказание ему помощи в становлении  полноценного члена общества, в  реализации

его индивидуального  потенциала.

Главная задача коррекционной работы с трудным  ребенком это его социальное

самоопределение, которое зависит от организации  двух условий:

1.  Обеспечение  включенности трудного ребенка  в реальные социальные

отношения.

2.  Самореализация  детей в процессе социального  взаимодействия,  Т.е. 

предоставление  возможности трудному подростку  более полно раскрыть себя в

отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя

следующие компоненты:

1.  Целенаправленная работа по нравственному просвещению  (уроки этики,

нравственные  беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

2.  Актуализация всех источников нравственного опыта школьников  (учебная,

общественно полезная,  внеклассная работа,  отношения между учащимися в  классе,

отношения детей с родителями,  с учителями,  учителей с родителями детей,  стиль

работы  всего педколлектива школы).

3.  Введение  нравственных критериев в оценку  всех без исключения видов

деятельности  и проявлений личности учащихся.

4. Оптимальное  соотношение форм практической  деятельности и нравственного

просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной

работы  с трудновоспитуемыми учащимися  необходимо соблюдение следующих

принципов.

1. Принцип  ориентации на позитивное в поведении и характере трудного

ученика. Этот принцип предполагает,  что  педагог должен видеть в ученике,  прежде

всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания учеником своих положительных  черт;

• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

• постоянное внимание к положительным поступкам  ученика;

• проявление доверия к ученику;

• формирование у него веры в свои силы и в  возможность достижения

поставленных  целей;

• оптимистическая  стратегия в определении воспитательных и

коррекционных задач;

• учет интересов учащихся,  их индивидуальных особенностей,  вкусов,

предпочтений, на основе этого пробуждение новых  интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип

отражается  в следующих правилах:

- преобладание  позитивных оценок в анализе  поведения ученика; 

- проявление  в общении с подростком уважительного  отношения к нему;

- приобщение  педагогом ученика к добру  и доброте; 

1- защита  педагогом и психологом интересов  подростка и оказание помощи  ему в

решении его актуальных проблем;

-  постоянный  поиск педагогом и психологом  вариантов решения

воспитательных  и коррекционных задач, которые  принесут пользу каждому подростку;

-  формирование  педагогами в классе,  школе  гуманистических отношений,  не

допускать унижения достоинства подростков.

2. Принцип  социальной адекватности воспитательно-коррекционных  мер. 

Данный  принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции

социальной  ситуации, в которой находится  трудный ученик.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

• учет особенностей социального окружения  подростка при решении

воспитательных  и коррекционных задач;

• координация  взаимодействия социальных институтов,  оказывающих

влияние на личность подростка;

• обеспечение  комплекса социально-психолого-педагогической помощи

подростку;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды

(национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

• коррекция  воспринимаемой учащимися разнообразной  информации,  в том

числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога  этот принцип

отражается  в следующих правилах:

-  воспитательная  и коррекционная работа строится  с учетом особенностей

социальных  отношений подростка;

- воспитательно-коррекционная  работа должна проводиться не  только в школе, 

необходимо  широко использовать и учитывать  реальные факторы социума;

-  необходимо  корректировать негативное влияние  окружающей среды на

ребенка;

-  все  участники воспитательно-коррекционного  процесса должны

взаимодействовать.

3. Принцип  индивидуализации воспитательно-коррекционного воз-

действия  на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает

определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика,

специальных задач,  которые соответствовали  бы его индивидуальным особенностям,

предоставление  возможности каждому учащемуся  для самореализации и саморас-

крытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

• оценка изменений индивидуальных качеств  ученика;

• выбор  специальных средств педагогического  воздействия на каждого

ребенка;

• учет индивидуальных особенностей ребенка  при выборе воспитательно-

коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов

участия во внеучебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип

реализуется в следующих правилах:

-  работа  с трудновоспитуемыми школьниками  должна ориентироваться на

развитие  каждого из них;

-  поиск  способов психолого-педагогических  способов коррекции поведения

трудновоспитуемого  ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

2-  постоянное  отслеживание эффективности воспитательного  воздействия на

каждого ученика.

4. Принцип  социального закаливания трудновоспитуемых  учащихся. Этот

принцип предполагает включение подростка  в ситуации,  которые требуют  от него

волевого  усилия для преодоления негативного  воздействия окружающей среды,

выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется  в

следующих правилах:

• включение  детей в решение различных  проблем социальных отношений в

реальных  и имитируемых ситуациях;

• выявление  волевой готовности к решению  проблемы социальных

отношений;

• стимулирование самопознания подростков в различных социальных

ситуациях, определения своей позиции и  способа адекватного поведения  в различных

ситуациях;

• оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем

социальных  отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных

ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип

реализуется в следующих правилах:

- проблемы  отношений трудновоспитуемых учащихся  надо решать с ними, а не

за них;

-  подросток  не всегда должен легко добиваться  успеха в своих отношениях  с

людьми: трудный путь к успеху - залог  успешной жизни в дальнейшем;

- не  только радость, но и страдания,  переживания воспитывают человека;

- волевых  усилий для преодоления трудностей  у человека не будет завтра, если

их не воспитывать сегодня;

-  нельзя  предусмотреть все трудности  жизни,  но надо быть готовым  к их

преодолению. 
 

В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб-ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по-ведения личности основными регуляторами и посредниками со-циального воздействия оказываются высшие качественно опре-деленные образования субъективного мира личности -- ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»1. Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро-вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж-дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех -- причиной веселого настроения, поступок -- причиной мотива и т. д.

Возрастными проявлениями трудновоспитуемости  подростков можно считать: болезненное  самолюбие, дерзость, грубость, от-рицательную реакцию на критику, критиканство, пессимизм.

Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она -- результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Например, эгоистичность имеет несколько  разновидностей. Так, самонадеянность, самолюбование эгоиста почти  всегда связаны с непрактичностью, ограниченностью, словесной активностью. Ес-ли ребенок рос единственным, был первенцем или самым младшим в семье, он особо оберегался взрослыми от забот и хлопот, его успехи создавались усилиями старших. Когда родители возлагают на ребенка особые надежды, требуют от него отличной учебы и помогают преимущественно в этой области любой ценой добиваться успехов, пренебрегая всем остальным, вырастает человек с раздутым тщеславием, болезненным самолюбием, обостренной потребностью самоутверждения, Если маленького эгоиста посто-янно защищают и оберегают от перегрузок, неизбежно появляется лицемерие, пренебрежение к другим, нежелание принимать в рас-чет общественные интересы.

Информация о работе Трудновоспитуемые подростки