Трудновоспитуемые подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности подростка, на неспособность или его нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Таким образом, трудновоспитуемый подросток - это, прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

трудновоспитуемые.docx

— 173.14 Кб (Скачать)

Лживость  также имеет немало разновидностей: то как само-обман или оправдание своих недостатков, то как компенсаций отсутствия положительных впечатлений и фантазий, то как интри-ганство в корыстных интересах.

Многолика и лень: уход от труда из-за страха перед постоян-ными неудачами в деятельности, боязнь стать объектом насмешек товарищей из-за неумения трудиться, неумение преодолевать сла-бость, неспособность к длительному усилию, привычка облегчать свои физические- и умственные нагрузки за счет других.

Индивидуальный  характер трудновоспитуемости зависит  также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, не-устойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисцип-линированности, поэтому профилактика и преодоление трудно-воспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом имен-но его данных.

Для предупреждения трудновоспитуемости решающими  могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых  знаний, умений и навыков.

Самое опасное время -- стабилизация трудновоспитуемости.

Знание  уровня трудновоспитуемости, ее признаков  позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической про-филактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитан-ности школьника. 
 
 
 

Основные  направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.

Они определяются прежде всего проблемами, возника-ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до-биться хороших результатов. Хотя направле-ния работы зафиксированы в квалификаци-онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учи-телей, классного руководителя, администра-ции, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспи-танием по должности или из чувства челове-ческой солидарности. Можно выделить сле-дующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном уч-реждении:

Понятие «реабилитация» используется как в  медико-соци-альном, так и психолого-педагогическом и социально-педаго-гическом аспекте. Медико-социальная реабилитация - ком-плекс медицинских, педагогических, профессиональных, пси-хологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результа-те перенесенных заболеваний и травм, а также другими физи-ческими и психическими ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая ре-абилитация -- комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, инте-грированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

По сути дела речь идет о некоторых личностных психологи-ческих особенностях, затрудняющих социальную адапта-цию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, на-рушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в под-сознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как прави-ло, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфе-ре, их проблемы поведения носят психологический харак-тер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогичес-ким подходом применяют в семье и школе весьма эффектив-ные психокоррекционные техники и психосоциальные тех-нологии. Трудный ребенок - это ребенок имеет трудности в ощени, в учебе. Тогда говорят о социальной дезадаптации.

Социальная  дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации систе-мы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориен-тации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия  школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых харак-терно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).

Вместе  с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически  запущенных стремится к получению  про-фессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначи-тельна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рам-ках учебно-воспитательных учреждений, общеобразователь-ных школ, профессионально-технических училищ. По отно-шению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во вне-школьной и внеклассной деятельности, формирование профес-сиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для мо-лодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по ин-тересам, а также центры экстремальной социально-психологи-ческой помощи.

В системе  народного образования имеется  опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно-воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации пред-ставляют социально-запущенные подростки. Социальная за-пущенность характеризуется глубоким отчуждением подро-стков от семьи и школы как основных институтов социализа-ции. Их формирование идет в основном под влиянием асоци-альных и криминогенных групп, для них характерна глубо-кая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяж-ничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду отно-сятся негативно и имеют установку на паразитическое суще-ствование.

В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно до-биться успеха в работе с социально-запущенными подростками. В таки случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные за-крытые учебно-воспитательные учреждения.

Очевидно, что в зависимости от характера  дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагоги-ческие диагностико-коррекиионные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познаватель-ную сферу, так и личностные особенности, либо социально-пе-дагогические программы ресоциализации, восстановление со-циального статуса подростка в системе межличностных отно-шений, переориентацию референтных ориентации социаль-ных установок.

Так, в  отношении детей с пограничным  уровнем психичес-кого и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психо-социальной дезадаптации важное место будет отводиться адек-ватно выбранным психосоциальным технологиям и психоте-рапевтическим техникам, помогающим в решении индивиду-ально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации - программы по включению в систему новых со-циальных отношений, выполняющих функции институтов ре-социализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Разумеется, в той или иной степени разные реабилитацион-ные формы и методы будут представлены в каждой из реабили-тационных программ, применяемых к разным видам дезадап-тации, но тем не менее для эффективной реабилитации долж-ны быть выбраны адекватные приоритеты.

Осуществление процесса реабилитации может также  за-трудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке пред-ставлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, я социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последователь-но быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дез-адаптации.

В настоящее  время сложилась достаточно широкая  разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реаби-литацией трудновоспитуемых детей и подростков.

Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время  создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального  развития, Минздрава, комитетов по де-лам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.

Наиболее  сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, кото-рые, как правило, создаются при социальных приютах. Кон-тингент детей, поступающих в социальные приюты, характе-ризуется крайней степенью социальной запущенности, отста-ванием в психосоматическом, развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети - со-циальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содер-жания из-за небрежного и жестокого отношения родителей уг-рожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как прави-ло, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реа-билитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психо-эмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят ком-фортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психоте-рапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, рабо-тают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

В числе  реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важ-ное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родитель-ской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

У детей, поступающих в социальные приюты большие про-блемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; снача-ла для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанни-ки социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание  детей и подростков в социально-реабилитаци-онном учреждении ограничено тем временем, за которое ребе-нок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо ро-дительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержа-нию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и прием-ные семьи, либо государственные воспитательные учрежде-ния -- детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на трудновоспитуемых учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и счита-ются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жесто-кости и насилия.

Центры  социально-педагогической реабилитации систе-мы Минобразования, как правило, различаются своим воз-растным контингентом. Это могут быть учреждения, ориен-тированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитацион-ных мероприятий на первый план выходят программы психо-лого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровожда-емого медико-социальной реабилитацией и двигательной кор-рекцией.

Для трудных  учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального  само-определения и подготовки к рабочим профессиям, психологи-ческая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации де-тей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Информация о работе Трудновоспитуемые подростки