Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:01, реферат
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Немаловажное значение в нравственном воспитании имеет труд в природе. Из всех видов трудовой деятельности он является наиболее ценным видом труда. Основная задача, стоящая перед педагогами, - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему виду предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и чувствовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Проблема формирования навыков трудолюбия средствами общения с природой дошкольников, несмотря на высокую степень разработанности в педагогической литературе, остается недостаточно раскрытой система образовательных условий в дошкольных учреждениях, а также существование разрыва между уровнем знаний и представлений детей о природе и действенным отношением к ней.
Вышеизложенные
положения обуславливают
Нами была поставлена цель: выявить и обосновать влияние труда в природе на нравственное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования стала трудовая деятельность детей в процессе с природой.
Предметом исследования выступили педагогические условия, способствующие нравственному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе формирования трудовых навыков и умений.
В основу нашего исследования положено предположение (определена гипотеза), что эффективность процесса нравственного развития детей среднего дошкольного возраста повысится, если реализовать систему педагогических условий, включающих в себя:
- организацию
участия детей в трудовой
- профессионально-творческую
готовность педагогов к
- личностно-ориентированное
сотрудничество педагога с
- о22убеспечение осознания самим ребенком, родителями и окружающими сверстниками успешности развития его нравственно-трудовых качеств.
Исходя из цели и гипотезы исследования был выделен ряд задач:
- на
основе изучения и анализа
психолого-педагогической и
- определить
педагогические условия для
- определить
и апробировать комплекс
- эмпирически
выявить уровень нравственно-
- на
основе теоретико-
Опытно-
Теоретическая значимость: в ходе исследования была изучена, проанализирована психолого-педагогическая и теоретико-методическая литература по проблеме развития нравственно-трудовых качеств дошкольников посредством трудовой деятельности в общении с природой. Обоснованы педагогические условия, при реализации которых обеспечивается развивающий потенциал нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
Практическая
значимость: на основе анализа психолого-
Для проверки выдвинутой гипотезы было решено провести эксперимент. Целью экспериментальной части исследования является выявление особенностей развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста средней группы посредством трудовой деятельности в общении с природой. Практическая часть исследования проходила в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) стояла задача определить уровень развития у детей среднего дошкольного возраста нравственных качеств. А на третьем этапе (контрольный эксперимент) стояла аналогичная задача, как и на первом этапе, но уже после проведения формирующего эксперимента.
Экспериментальная часть исследования включает в себя следующие задачи:
- получить
представление об уровне
Результаты исследования показали, если все необходимые образовательные условия для формирования нравственно-трудовых качеств личности через труд в природе, у детей будут развиваться не только трудовые навыки, но и уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенок будет жить. В последствии это станет жизненной позицией человека и главным средством самоуважения.
Следовательно,
опытно-экспериментальная
Благодарю за внимание!
Информация о работе Труд в природе как средство нравственного воспитания дошкольников