Труд в природе как средство нравственного воспитания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ТА.docx

— 21.52 Кб (Скачать)

     Труд  становится великим воспитателем, когда  он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

     В.А. Сухомлинский

     Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

     Как известно, интерес к труду, необходимые  трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

     Немаловажное  значение в нравственном воспитании имеет труд в природе. Из всех видов трудовой деятельности он является наиболее ценным видом труда. Основная задача, стоящая перед педагогами, - воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему виду предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и чувствовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания.

     Важно, чтобы формирование бережного отношения  к природе сочеталось с воспитанием  любви к родному краю и желанием работать вместе с взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.

     Проблема  формирования навыков трудолюбия средствами общения с природой дошкольников, несмотря на высокую степень разработанности в педагогической литературе, остается недостаточно раскрытой система образовательных условий в дошкольных учреждениях, а также существование разрыва между уровнем знаний и представлений детей о природе и действенным отношением к ней.

     Вышеизложенные  положения обуславливают актуальность проблемы и выбор темы данной работы.

     Нами  была поставлена цель: выявить и  обосновать влияние труда в природе  на нравственное развитие детей среднего дошкольного возраста.

     Объектом  исследования стала трудовая деятельность детей в процессе с природой.

     Предметом исследования выступили педагогические условия, способствующие нравственному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе формирования трудовых навыков и умений.

В основу нашего исследования положено предположение (определена гипотеза), что эффективность  процесса нравственного развития детей  среднего дошкольного возраста повысится, если реализовать систему педагогических условий, включающих в себя:

- организацию  участия детей в трудовой деятельности  в процессе общения с природой;

- профессионально-творческую  готовность педагогов к организации  труда в природе детей дошкольного возраста;

- личностно-ориентированное  сотрудничество педагога с ребенком;

- о22убеспечение осознания самим ребенком, родителями и окружающими сверстниками успешности развития его нравственно-трудовых качеств.

     Исходя  из цели и гипотезы исследования был выделен ряд задач:

- на  основе изучения и анализа  психолого-педагогической и теоретико-методической  литературы оценить современное  состояние проблемы формирования трудовых навыков в общении с природой в системе нравственного воспитания;

- определить  педагогические условия для формирования  нравственно-трудовых качеств личности  через труд в природе;

- определить  и апробировать комплекс диагностических  средств для выявления уровней сформированности трудовых качеств через труд в природе;

- эмпирически  выявить уровень нравственно-трудовых  качеств;

- на  основе теоретико-эмпирического  анализа разработать систему  методов и приемов, рекомендаций для повышения уровня сформированности социально-нравственной трудовой деятельности.

      Опытно-экспериментальная  база: МДОУ детский сад № 303, в эксперименте приняли участие дети средней группы.

     Теоретическая значимость: в ходе исследования была изучена, проанализирована психолого-педагогическая и теоретико-методическая литература по проблеме развития нравственно-трудовых качеств дошкольников посредством трудовой деятельности в общении с природой. Обоснованы педагогические условия, при реализации которых обеспечивается развивающий потенциал нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.

     Практическая  значимость: на основе анализа психолого-педагогической и теоретико-методической литературы по проблеме развития нравственных качеств  дошкольников посредством трудовой деятельности в общении с природой, были определены задачи по труду в природе по возрастным группам, разработан комплекс интегрированных занятий, выделены основные этапы работы с детьми. В ходе экспериментальной работы были организованы многочисленные художественные выставки, природно-охранные акции, проводимые совместно с родителями. Организован кружок для дошкольников «Юный эколог», для работы которого разработан план и методический материал. В группе создана мини-лаборатория для проведения опытов и исследований с природным материалом. За период проведения экспериментальной работы все родители пришли к мнению, что дети должны уметь нести ответственность за кого-то или что-то, во всех семьях появились живые существа (хомяки, птички, кошки, собаки и т.д.), некоторые ограничились разведением комнатных растений.

     Для проверки выдвинутой гипотезы было решено провести эксперимент. Целью экспериментальной  части исследования является выявление  особенностей развития нравственных качеств  у детей дошкольного возраста средней группы посредством трудовой деятельности в общении с природой. Практическая часть исследования проходила  в три этапа. На первом этапе (констатирующий эксперимент) стояла задача определить уровень развития у детей среднего дошкольного возраста нравственных качеств. А на третьем этапе (контрольный эксперимент) стояла аналогичная задача, как и на первом этапе, но уже после проведения формирующего эксперимента.

     Экспериментальная часть исследования включает в себя следующие задачи:

- получить  представление об уровне развития  
 
 
 
 
 
 

     Результаты  исследования показали, если все необходимые  образовательные условия для  формирования нравственно-трудовых качеств  личности через труд в природе, у  детей будут развиваться не только трудовые навыки, но и уважение к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенок будет жить. В последствии это станет жизненной позицией человека и главным средством самоуважения.

     Следовательно, опытно-экспериментальная работа подтвердила  целесообразность и эффективность использования труда в природе, как средство нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. Сравнительный анализ контрольного и констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что цель исследования достигнута, а гипотеза доказана. 

     Благодарю за внимание!

Информация о работе Труд в природе как средство нравственного воспитания дошкольников